Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства - исторически сложившимся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.
Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченной стран накопленными запасами материальных средств для производства товаров, но и в различных исторических традиций и опыта производства и уровней развития товарного производства, рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………..…….5
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация и формы ………….………...6
1.1.Сущность иностранных инвестиций………………………………..…….…..……….6
1.2.Классификация и формы иностранных инвестиций ….…….……………..9
2. Иностранные инвестиции: мировой опыт……………………………..………….......14
2.1. Влияние прямых иностранных инвестиций на страны в современной экономике ……….14
2.2. Зарубежный опыт привлечение иностранных инвестиций на примере Республики Хорватии ………16
3. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь и его динамика. ……………...…….…19
3.1 Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь. …………………………….…...19
3.2. Анализ показателей динамики иностранных инвестиций в Республику Беларусь. ……………………………..22
3.3. Направления совершенствования механизма привлечения инвестиций в Республику Беларусь………….………26
Заключение………………………………………………………...……………....……....32
Список использованных источников…………………...……………..…………………33
Приложения………………………………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Иностанные Инвестиции.docx

— 167.98 Кб (Скачать документ)

 

    

2.2 Зарубежный  опыт привлечение иностранных  инвестиций на примере  Республики  Хорватии 

    Политика  любого государства в сфере иностранных  инвестиций заключается, прежде всего, в привлечении их для решения  как краткосрочных, так и перспективных  задач структурной перестройки  экономики, повышения ее эффективности  и конкурентоспособности на основе решений инновационного характера, получение которых силами отечественной  науки и бизнеса затруднено, а  подчас в обозримые сроки и  невозможно. В каждый данный момент развитие экономики порождает свой специфический комплекс проблем, требующих решения с привлечением иностранного капитала и, следовательно, по-иному определяет желаемую структуру и объёмы этого капитала [17, с.164].

    С момента образования независимой  Республики Хорватии в концепции ее экономического развития видное место занимает тезис о максимальном привлечении в страну иностранного капитала. Как полагают в Хорватии, без решения этого вопроса невозможно ни оздоровление экономики, ни более быстрые темпы ее развития.

    На  сегодняшний день, эта страна обладает рядом преимуществ, способствующих положительному восприятию на мировой  арене, а также наличия хорошего инвестиционного климата:

    - стабильная макроэкономическая  ситуация;

    - благоприятная структура и законодательство;

    - большое число хозяйствующих  субъектов на рынке;

    - выгодное географическое положение;

    - уровень образования, соответствующий  уровню ЕС;

    - современная транспортная инфраструктура  и коммуникационные системы.

    В Хорватии постепенно происходит гармонизация законодательства и институциональной  структуры с европейскими стандартами, а инвестиционные модели хорватской экономики приспосабливаются к  интересам потенциальных инвесторов. В настоящее время эта республика является членом ВТО и Европейской ассоциации свободной торговли [13, с.40].

    Так для привлечения иностранного капитала в Хорватии было создано 13 СЭЗ, пять из которых расположены около  портов.

    Условия свободных зон, действуют согласно мировым стандартам свободных зон  и предусматривают следующие  льготы:

     - пользователями режима свободных  зон могут как резиденты так  и не резиденты, на одинаковых  условиях;

     - в свободной зоне могут все  формы торговли с иностранными  государствами, без ограничения  по валютному законодательству  и Закону о торговле;

     - товар может быть свободно  ввезен – вывезен;

     - товар может оставаться неограниченное  время на территории свободной  зоны;

     - за товар не платятся ни  таможенные платежи и сборы,  ни налоги, и не применяются  прочие меры государственного  регулирования;

     - налог на прибыль с экономической  деятельности, которой занимаются  пользователи свободных зон, составляет  на 50% от установленного в целом  по стране;

     - если участник занимается строительством  или участвует в строительстве  объектов инфраструктуры в пределах  зон с денежными средствами  более 1000 000 кун, то он в первые  пять лет освобожден от платы  налога на прибыль.

    Также в Хорватии созданы льготы, с целью  стимулирования иностранных инвестиций. Законом о стимулировании инвестиций предусмотрены определенные льготы на инвестирование местных и иностранных  физических и юридических лиц. Это  льготы по системе налогообложения  и таможенные преференции. Льготами могут пользоваться ново организованные общества в сфере своей деятельности, за исключением туристической деятельности, в которой льготами пользуются и  уже существующие.

    Меры  стимулирования разделены на три  группы:

    Первая: аренда, предоставление права строительства, продажи или права пользования  недвижимостью или другими инфраструктурными  объектами в собственности РХ, органов местного самоуправления и  управления на коммерческих или выгодных условиях, включая безвозмездно.

    Вторая  группа относится на помощь в организации  новых рабочих мест. За открытие новых рабочих мест и переквалификации работников возможно покрытие расходов принятия на работу в единовременной выплате 15 000 кун по работнику. Денежная мера стимулирования может применяться только при новом приеме на работу и с условием не уменьшения количества работников в течение трех лет.

    Третья  группа – относится на помощь в  специальном образовании и переквалификации. Если инвеститор инвестирует в специальное  образование и переквалификацию кадров, может быть компенсировано 50% от этих расходов.

      В зависимости от суммы инвестиций  и минимального числа работников, принятых на работу определяется процент льготы по налогообложению[4].

    Таким образом, Хорватия имеет благоприятный  инвестиционный климат, достаточно стабильное законодательство, которое гармонизирует в соответствии с международными стандартами. Работает закон о стимулировании инвестиций с многочисленными налоговыми и таможенными льготами, льготами на обучение персонала и создание новых рабочих мест. 

 

    

3.Привлечение  иностранных инвестиций в Республику Беларусь и его динамика.

3.1 Правовые  основы привлечения иностранных  инвестиций в Республику Беларусь 

    Важнейшим направлением государственной экономической  политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

    Беларусь  предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природные  и климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и  относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

    В Беларуси сформированы и постоянно  продолжают совершенствоваться благоприятные  правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной  финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата  в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой  оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

    Основополагающим  документом, определяющим общие условия  осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является «Инвестиционный  Кодекс Республики Беларусь» (от 22 июня 2001г., №37-3), направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

    В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при  реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную  поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных  инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей  страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в  котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные  на период действия договора.

    Наряду  с поддержкой, иностранные инвесторы  получают в нашей стране целый  ряд гарантий государства. Им гарантируется  право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

    В соответствии с белорусским законодательством  инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться  полученной от инвестиций прибылью, в  том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы  республики.

    Инвестиционным  кодексом также закрепляется право  инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных  органов или их должностных лиц  и их акты, нарушающие права инвестора  и (или) причиняющие ему убытки.

    Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания  для развития рынка недвижимого  имущества посредством предоставления возможности приобретения права  собственности на землю, использования  ее в качестве залога для получения  банковского кредита.

    Также в 2009 году были приняты Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь”  от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам  полномочий на представление интересов  Республики Беларусь по вопросам привлечения  инвестиций в Республику Беларусь”  от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает  формирование трехуровневой системы  инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается  на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей  отрасли или административно-территориальной  единицы и в пределах компетенции  государственного органа или исполнительного  комитета. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании  решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором  не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

      Независимо от уровня инвестиционного  договора, данный Декрет предполагает  дополнительные условия для реализации  инвестиционного проекта. В частности,  предусматривается:

  • право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;
  • упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок;
  • освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;
  • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом государственного управления;
  • освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

      Указом №413 вводится новый институциональный  механизм осуществления инвестиционной  деятельности – инвестиционные  агенты. Статус инвестиционного  агента могут получить как  юридические, так и физические  лица, способные проводить подготовку  инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным  инвестором.

    Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.

    Республика  Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о  разрешении инвестиционных споров между  государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также  Конвенция об учреждении многостороннего  агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.

    В целях создания благоприятной среды  для инвестиционной деятельности и  свободного движения капиталов на территории государств-участников ЕЭП в настоящее  время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном  движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ