Инновационная привлекательность Удмуртской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов на примере Удмуртии, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам. В ней раскрываются понятия инвестиционной деятельности, региона, инвестиционной привлекательности.
Вторая глава посвящена анализу инвестиционной привлекательности Удмуртской республики, выявлению ее сильных и слабых сторон, а также предложениям по совершенствованию инвестиционной политики региона.

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная привлекательность УР.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

    2.5 Реализация федеральных,  республиканских  и ведомственных  целевых программ  на территории  региона 

     В целях эффективного управления инвестиционными  процессами и формирования в Удмуртской Республике благоприятного инвестиционного  климата с ноября 2006 года действует Совет по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.

     Так, начиная с 2007 года ежегодно заключаются  государственные контракты с  международным рейтинговым агентством «Мудис Интерфакс».

     Кредитный рейтинг, присвоенный данным агентством, подтвердил, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на уровне Aa1 (ru), по глобальной шкале - на уровне Ba1.

     В 2007 году создан информационный интерактивный  сайт www.udminvest.ru, на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, инвестиционными проектами, найти контакты для установления деловых связей. За последние пять лет Удмуртская Республика приняла участие в таких знаковых российских и международных выставках, как 18-я Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах, Международная выставка достижений агропромышленного комплекса «Зеленая неделя» в Германии, в крупнейших форумах, таких как Петербургский международный экономический форум, 6-й и 7-й Международные инвестиционные форумы, проводимые в Сочи. В 2008 году состоялась презентация Удмуртской Республики в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Все эти события, несомненно, оказывают позитивное влияние на деловую репутацию и инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики в России и за рубежом.

     В апреле 2007 года в республике прошел Первый инвестиционный форум «Удмуртия-2007», организаторами которого выступили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительство Удмуртской Республики. В рамках форума была проведена выставка 300 инвестиционных и инновационных проектов. В мае 2008 года под эгидой Правительства Удмуртской Республики состоялся Второй инвестиционный форум «Удмуртия - регион опережающего развития». На выставке было представлено 350 инвестиционных и инновационных проектов.

     В 2008 году впервые был проведен конкурс  «Лучший инвестор года Удмуртской Республики». В результате победителями конкурса были признаны 10 предприятий по 5 номинациям.

     В настоящее время в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики постановило утвердить Республиканскую целевую программу «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010 - 2014 годы». Программа призвана решить проблему недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.

     Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются увеличение объема инвестиций в основной капитал: в 2011 г. - 41997 млн. руб., в 2012 г. - 45773 млн. руб., в 2013 г. - 50808 млн. руб., в 2014 г. - 57413 млн. руб., а также рост налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики от реализации инвестиционных проектов организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов: в 2011 г. - 240 млн. руб., в 2012 г. - 290 млн. руб., в 2013 г. - 360 млн. руб., в 2014 г. - 420 млн. руб. (при предоставлении преференций организациям, индивидуальным предпринимателям Удмуртской Республики, реализующим (планирующим реализовывать) инвестиционные проекты, в соответствии с существующими инструментами государственной поддержки в Удмуртской Республике). 
 

    1. Рекомендации  по совершенствованию  инвестиционной политики развития региона
 

     Цель  привлечения инвестиций в экономику  Удмуртской Республики является сегодня  одной из самых значимых в социально-экономическом  развитии Удмуртской Республики. Привлечение  инвестиций необходимо обеспечить через создание благоприятных условий для инвесторов, которые формируются в совокупности методологических, организационных, правовых, управленческих решений, мероприятий и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также специализированных организаций Удмуртской Республики.

     Это обуславливает необходимость внедрения  эффективных форм планирования, мониторинга  и управления инвестиционными процессами, которые позволят мобилизовать имеющиеся  государственные ресурсы и развить инфраструктурный, макроэкономический и ресурсный потенциалы Удмуртской Республики, с целью обеспечения конкурентных преимуществ в тех сферах экономической деятельности, которые способны обеспечить социально-экономический эффект на долгий срок.

     Для этого необходимо осуществлять деятельность в указанной сфере по следующим  основным направлениям:

     - разработка эффективных взаимовыгодных условий по реализации потенциальных источников инвестиций;

     - формирование четких и прозрачных принципов инвестиционной политики, механизмов взаимодействия и организационной схемы управления инвестиционными процессами;

     - создание эффективного хозяйственного механизма взаимоувязки интересов государства, муниципальных образований и разных слоев общества в реализации принятой стратегии и обеспечение его функционирования в режиме сбалансированных взаимоотношений бизнеса, власти и населения на принципах саморегулирования, самодостаточности, экономической целесообразности;

     - разработка приоритетных направлений, ориентиров (на срок не менее 10 лет) экономического развития и инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике (с учетом выработки вариантов изменения отраслевой и территориальной структуры производства, изменения численности населения муниципальных образований в Удмуртской Республике, в привязке к планам развития Удмуртской Республики и соседних регионов);

     - формирование информационных ресурсов в сфере инвестиционной деятельности;

     - совершенствование правового регулирования в Удмуртской Республике в сфере инвестиционной деятельности;

     - сопровождение и проработка крупных инвестиционных проектов и целевых программ, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;

     - привлечение в Удмуртскую Республику средств крупных финансовых институтов для осуществления долгосрочных инвестиций.

     Достижение  цели Программы невозможно без создания и развития единой инвестиционной инфраструктуры при партнерстве органов государственной  власти и субъектов предпринимательской  деятельности. Если частная инвестиционная инфраструктура должна обеспечить разнообразие эффективных форм и методов перетекания капитала от инвесторов в инвестиционные проекты и обратно, то государственная инвестиционная инфраструктура должна стать проводником в реализации мероприятий данной Программы и обеспечивать протекание инвестиционных процессов в русле общей государственной инвестиционной политики.

     Цель  создания благоприятных условий  для привлечения инвестиций в  Удмуртскую Республику неразрывно связана  с повышением уровня безопасности и гарантий для субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим одной из первостепенных задач должно стать снижение всех типов инвестиционных рисков и устранение инвестиционных барьеров, что отразится не только на эффективности хозяйственной деятельности, но и напрямую скажется на социальной стабильности и повысит уровень общественного согласия и единства.

     Позитивной  ключевой чертой инвестиционного климата  Удмуртской Республики должна стать  стабильность, которая формирует  предсказуемые условия деятельности инвесторов на ее территории. В целях повышения инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики представителям власти, бизнес-сообществам и другим заинтересованным лицам необходимо предпринять меры в следующих направлениях:

     - повышение финансовой эффективности действующих организаций и внедрение передовых технологий предприятиями Удмуртской Республики;

     - стимулирование повышения темпов роста реальных доходов населения за счет постепенного повышения заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат; развития малого, семейного бизнеса и других форм занятости; создания конкурентной среды в сфере розничной торговли и оказания услуг населению;

     - стимулирование процесса технического перевооружения производства, обновления основных фондов;

     - активное привлечение инвесторов не только на существующие производства, но и в создание принципиально новых предприятий на свободных площадках;

     - развитие системы страхования и лизинга;

     - стимулирование капитальных вложений в науку и научное обслуживание;

     - стимулирование инвестиций в недвижимость;

     - совершенствование правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности;

     - содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство;

     - создание условий для наращивания инвестиционного потенциала организаций;

     - привлечение средств населения в ипотечное жилищное строительство;

     - привлечение накоплений пенсионных средств в развитие реального сектора экономики.

     Таким образом, стимулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться посредством уменьшения затрат на ведение предпринимательской деятельности, снижение уровня инвестиционных рисков, а также на снятие инвестиционных барьеров.

     Что касается новых методов привлечения  инвестиций в регион, то на сегодняшний день, ряд отечественных ученных26, учитывая в экономике прогрессивные сдвиги ее диверсификации, а также повышение роли высоких технологий, выделяют три новых показателя для оценки инвестиционной привлекательности региона 27:

    - потенциал разработки и применения высоких технологий;

    - туристско-рекреационный потенциал;

    - лесные и водно-биологические природные ресурсы

     Исходя из этих данных, могут быть предложены новые методы привлечения инвестиций, такие как создание благоприятных условий для развития высоких технологий (нанотехнологий) на базе научно-исследовательских институтов и ВУЗов; развитие внутреннего туризма, строительство и поддержание баз отдыха, санаторно-курортных учреждений; поддержание экологии республики на мировом уровне.

     Развитие  экологической политики в Удмуртии является весомой проблемой при  рассмотрении республики в качестве объекта инвестиций, поскольку до недавнего времени регион воспринимался как склад химического оружия и место утилизации такого, а потому требует особого внимания. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Удмуртская  Республика – один из наиболее динамично  развивающихся регионов Российской Федерации, обладающий крепкими промышленными  традициями, развитой транспортной инфраструктурой, выгодным географическим положением, известный талантливыми конструкторами, учеными и инженерами. Инвестиции в Удмуртскую Республику – это эффективные вложения в регионе со стабильной политической ситуацией, высоким научным и творческим потенциалом, выгодными условиями привлечения инвестиций для российских и зарубежных компаний. 

     Привлекательность региона и его высокий экономический  потенциал подтверждают международные  рейтинговые агентства:

  • кредитный рейтинг Удмуртской Республики по национальной шкале, присваиваемый агентством Moody's Interfax , сегодня находится на уровне Аа1.ru и означает очень высокую кредитоспособность;
  • кредитный рейтинг Удмуртской Республики в иностранной и местной валюте по глобальной шкале, присваиваемый агентством Moody’s Investors Service, находится на уровне Bа1;
  • в соответствии с исследованием, проводимым рейтинговым агентством АК&М, Удмуртская Республика занимает 30  место по уровню кредитоспособности относительно других субъектов Российской Федерации.

     Продукция, выпускаемая на предприятиях региона, известна далеко за пределами Российской Федерации – в их числе оборудование для атомных электростанций, телекоммуникационные системы для космоса, спортивное и охотничье оружие, средства связи  и радиоэлектроника, медицинская техника, нефтегазовое оборудование. Славится Удмуртия и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, выпускающими широкую гамму оружия – от пистолетов Макарова и автоматов Калашникова до систем ПВО и стратегических ракет «Тополь».

Информация о работе Инновационная привлекательность Удмуртской республики