Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследование инвестиционной активности в России, а также основных проблем и трудностей привлечентия иностранных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. Понятие инвестиции. Виды иностранных инвестиций ………………6
2. Динамика и современное состояние иностранных
инвестиций в России…………………………………………………......13
2.1. Поступление иностранного капитала………………………………13
2.2. Структура иностранных инвестиций……………………………….15
3. Государственное регулирование привлечения иностранных
инвестиций………………………………………………………….…….19
Заключение……………………………………………………………….23
Список использованной литературы.................

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

      Для инвестора прямые инвестиции тоже имеют  двоякое значение. С одной стороны, вкладывая свои деньги в долгосрочный проект, инвестор обеспечивает себе независимость  от дальнейших, возможно, негативных, колебаний конъюнктуры (как-то: процентные ставки, курсы) и изменений в экономической среде. В дополнение к этому, высокорентабельный инвестиционный проект обеспечит инвестору высокую прибыль. Но с другой стороны, инвестор принимает на себя значительные риски, связанные с множеством факторов, причем на такой длительный срок практически невозможно точно рассчитать, не превысят ли определенные категории рисков допустимых пределов. К таким рискам относятся не только риск не получить прибыль, но и риск не вернуть первоначально вложенные средства. Риски могут быть связаны с изменением законодательства, изменением налоговой системы, введением системы лицензирования определенных видов ВЭД, введением квотирования и других таможенных барьеров, с изменениями в валютной системе (конвертируемость валют, порядок проведения валютных операций), с политическими преобразованиями в стране и т.д. Подобные изменения необратимы для инвестора, хотя в странах, которые стремятся активно привлекать иностранные инвестиции, существует система гарантирования (частными финансовыми компаниями и государственными институтами) и страхования таких вложений. Поэтому стратегический инвестор очень осторожен в выборе объекта инвестирования. До принятия решения об инвестициях он оценит законодательную, экономическую и политическую ситуацию в стране и ознакомится с прогнозными оценками экспертов.

      Портфельные инвестиции - это как краткосрочные, так и долгосрочные вложения. Их основная цель - получение прибыли. Их главное отличие от прямых инвестиций - очень высокая мобильность. Эти капиталы очень легко переливаются из страны в страну, что может привести к тяжелым последствиям. Именно такие массовые перетеки "«горячих денег" вызвали последние финансовые кризисы. Они воздействуют по принципу раскачивающегося маятника: сначала в ценные бумаги страны с благополучной или с относительно благополучной экономикой инвестируются значительные средства (спекулятивного характера) иностранных инвесторов. Далее, при неожиданном резком колебании конъюнктуры возникает паника, и инвесторы начинают выводить свои капиталы из страны. Такой массированный отток в свою очередь отрицательно отражается на дальнейшем развитии ситуации, приводя к еще боле сильному спаду. Таким образом, следствие становится причиной.

      Рынки товаров и услуг в достаточной мере предсказуемы, тогда как финансовым рынкам свойственны внезапные всплески и обвалы. Такая нестабильность финансовых рынков может быть объяснима несколькими обстоятельствами. Участники рынка не обладают полной информацией. Банки склонны завышать свои активы и занижать обязательства. Но самое сильное влияние имеет именно поведение инвесторов. Колебания стоимости активов в современной экономике зависят от экономических факторов гораздо меньше, чем от ожидания того, как поведут себя другие инвесторы.

      В современной экономике такие  явления проявляются периодически в разных регионах и странах. Есть примеры того, как игра только одного биржевого игрока, направленная на снижение курса валюты или акций, приводила к подобным последствиям и вызывала кризисную ситуацию в целом регионе. Несмотря на это, многие фирмы, выпуская акции, и государства, с помощью облигационных займов активно участвуют на мировых финансовых рынках.

      В России приоритетной задачей должно быть поставлено привлечение стратегического инвестора в отечественный реальный сектор (промышленное производство, инфраструктура, сфера услуг). Поэтому необходимо прилагать все усилия для реализации любых схем привлечения инвесторов в российские предприятия.

      Развивающиеся страны очень активно используют так называемые «прочие инвестиции», а именно - кредиты международных и региональных финансовых организаций, банков развития и специализированных инвестиционных банков. Так, МБРР (Всемирный банк) - это крупнейший мировой инвестиционный институт. Он представляет собой межгосударственную инвестиционную группу с тремя филиалами - Международной Ассоциацией Развития (МАР), Международной Финансовой Корпорацией (МФК) и Многосторонним Инвестиционно - Гарантийным Агентством (МИГА). Деятельность этих филиалов достаточно дифференцирована, например, МАР предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35 - 40 лет при льготном периоде 10 лет наименее развитым странам (мягкие займы). Стоимость кредитов МФК высока, эта организация кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран. МИГА страхует прямые инвестиции от некоммерческих рисков.

      2. Динамика и современное  состояние иностранных инвестиций в России 

      2.1. Поступление иностранного капитала 

      Поступление иностранного капитала в Россию в первом полугодии 2008 года после резкого сокращения в 2007г. в очередной раз увеличилось. При этом приток капитала, который по своему экономическому содержанию соответствует понятию «инвестиции», по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился: прямые инвестиции - на 25,4%, портфельные - на 16,7%.

      В то же время третий год подряд растет приток капитала, фигурирующего в  официальной российской статистике как «прочие инвестиции» и  фактически состоящего из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе - кредитов, в первую очередь торговых, и банковских вкладов. В составе «прочих» инвестиций торговые кредиты составляли в первом полугодии 2008г. 12,8%, прочие кредиты - 86,1%.

      Сдвиги  в структуре поступающего в Россию иностранного капитала можно интерпретировать таким образом, что иностранные инвесторы, как и раньше, не доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития (главным образом в качественном, а не количественном плане). Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компаний. Последнее подтверждается и повышением кредитных рейтингов России на мировых финансовых рынках, позволяющим ей привлекать иностранный капитал на несколько более выгодных финансовых условиях, чем прежде.

      С точки зрения стимулирования долгосрочных иностранных инвестиций кредитные рейтинги, однако, существенного значения не имеют. Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжают играть сложившиеся на Западе представления о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Иностранных инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских корпораций, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в западных рыночных экономиках. И действительно, по данным одного из отечественных исследований, доля неучтенных операций в промышленности РФ составляет на разных стадиях производства и сбытовой деятельности от 23% до 50%, а средний процент искажения операций с фондами оплаты труда в разных отраслях колеблется от 33% до 67%.

        Хотя либеральный экономический курс российских властей как будто пользуется принципиальной поддержкой со стороны западных деловых кругов, конкретная деятельность российского государства по регулированию экономики, являющаяся очень важной частью понятия “инвестиционный климат”, воспринимается ими довольно критично.

      Например, по данным одного из международных исследований (о них сообщил на заседании кабинета министров РФ глава Минэкономразвития Г.О. Греф), в рейтинге 160 стран по качеству государственного регулирования экономики Россия была помещена на 158-е место.

      Добавим к этому, что иностранные инвесторы, осуществляющие долгосрочные вложения (а это в первую очередь прямые инвестиции) в сферу производства, зачастую так же нуждаются в протекционистской защите принимающей страны (не говоря уже о стабильности ее таможенного режима), как и отечественные производители, но российская внешнеторговая политика имеет другую направленность и такой защиты объективно не обеспечивает.

      Доля  прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) иностранных инвестиций, в которых Россия, как и все  прочие государства, особенно заинтересована, в общем поступлении иностранного капитала в РФ в последние годы снижается: в первом полугодии 2005г. она составляла 56,9%, в январе-июне 2007г. - 37,5%, в 2008г. - уже 22,4%. При этом в 2008г. прекратилось наметившееся в предыдущие годы расширение портфельных инвестиций: их доля понизилась с 3,6% в 2007г. до 2,4%.

      В нетто-измерении (т.е. приток капитала минус его отток) Россия, только по официальным данным, потеряла в первом полугодии 2008г. 1678 млн дол. (10046 минус 8368 млн. дол.), тогда как год назад сальдо движения капитала было положительным (200 млн. дол.).

      Этот  очень тревожный факт лишний раз  говорит о том, что хотя привлекательность  вложений в экономику западных стран, переживающую сейчас не лучшие времена, очевидно, понизилась, российские предприниматели, и держатели капиталов все же отдают им предпочтение перед вложениями в экономику собственной страны.

      Возможно, здесь сказывается и определенная инерционность экономического поведения, вообще, по-видимому, характерная для  российских предпринимательских кругов. 

      2.2. Структура иностранных инвестиций 

      Отраслевая  структура иностранных капиталовложений носит неустойчивый характер, однако, по наиболее принципиальным направлениям она существенно не меняется. Доля промышленности в общей их сумме повысилась с 37,2% в первом полугодии 2007г. до 38,8% в первом полугодии 2008г.; торговли, включая оптовую, и общественного питания - соответственно с 38% до 44%, доля транспорта понизилась с 5,9% до 0,9%, строительства - с 2,7% до 0,4%.

      В промышленности основная часть притока иностранного капитала пришлась на долю нефтедобывающей отрасли (24,7% всех вложений в промышленность), пищевой (19,8%), цветной металлургии (15,4%) и машиностроения, включая металлообработку (7,5%). По сравнению с первым полугодием 2007г. доля нефтедобывающей промышленности и цветной металлургии в общей сумме поступления ресурсов заметно повысилась, других отраслей - осталась примерно прежней или немного понизилась.

      Крупнейший  компонент притока иностранного капитала - «прочие инвестиции» - распределились в первом полугодии 2008г. следующим образом (в скобках - данные за идентичный период прошлого года): торговля, включая оптовую, и общественное питание - 48% (42,3%), промышленность - 36% (38,8%), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 5,6% (7,2%), связь - 4% (3,1%), прочие отрасли - 6,4% (8,6%). Доля внешнеторговых кредитов, учитываемых в строке «торговля, включая оптовую и общепит» (это, видимо, только часть кредитов такого рода), составила в текущем году 28,4%. Среди промышленных отраслей основными получателями «прочих инвестиций» были все та же нефтедобывающая отрасль, черная и цветная металлургия, а также пищевая промышленность.

      Из  незначительных по размерам портфельных  инвестиций почти половина пришлась на долю промышленности.

      Наибольший  интерес, с точки зрения воздействия  на развитие российской экономики, представляет, конечно, распределение прямых инвестиций.

      По  сравнению с 2007г. в прямых инвестициях резко упал удельный вес строительства, транспорта и связи. Доля же промышленности возросла с 33,2% до 47,4%, хотя сам объем вложений в эту отрасль увеличился незначительно.

      В составе промышленности повысилась доля прямых инвестиций в машиностроение и металлообработку, но это, скорее всего, случайное явление. Размеры вложений в эту отрасль могут меняться в ту или другую сторону, но при этом они неизменно остаются очень небольшими. В развитых экономиках основная часть прямых иностранных инвестиций в промышленности обычно падает как раз на долю машиностроения. Практически не привлекает иностранный капитал находящаяся в глубоком кризисе отечественная легкая промышленность. Уменьшились в 2002г. объемы прямых инвестиций в черную металлургию, в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную отрасль.

      Основными источниками прямых иностранных  инвестиций, поступивших в российскую промышленность, в текущем году являлись Великобритания (16,7%), США (15,5%), Кипр (13,7%), Германия (12,6%) и Нидерланды (11,4%). В  том числе основная часть вложений в машиностроение и металлообработку поступила из США (47,8%) и Германии (19,6%).

      Объем накопленных иностранных инвестиций к середине 2002г. возрос по сравнению с серединой 2007г. на 4,3 млрд. дол., а по сравнению с концом 2007г. - на 2,5 млрд. дол., т.е. соответственно на 12,7% и 7,1%.

      В общей сумме этих вложений доля прямых инвестиций значительно выше, чем  в сумме притока иностранного капитала за полугодие (49% против 22%), что  вполне понятно, если вспомнить об экономическом  содержании категории «прямые инвестиции» и их долгосрочном характере. С «прочими инвестициями» ситуация обратная: в притоке капитала за полугодие они составляют 75%, в накопленных на середину года капиталовложениях - 47,5%.

      Список  стран, являющихся крупнейшими «поставщиками» иностранного капитала в первом полугодии 2008г., не полностью совпадает со списком стран, являющихся основным источником накопленных иностранных инвестиций по состоянию на середину 2008г. Наиболее заметно отличие по США, которые в первом списке занимают лишь шестое место (их инвестиции в российскую экономику сократились за год на 32%), а во втором списке - второе место (среди прямых инвесторов - даже первое).

Информация о работе Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций