Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 13:14, реферат

Описание

Модернизация российской экономики, обновление технической и технологической базы производства являются приоритетными задачами страны, обусловленными характером и темпами развития мирового экономического сообщества. При этом переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и формирование нового механизма социального развития требует решения вопроса инвестирования в инновационные проекты. Масштабное внедрение современных технологий и повышение конкурентоспособности промышленности невозможны без соответствующей инвестиционной, денежно-кредитной политики государства и поддержки финансовых институтов, в том числе инвестиционных компаний.
Таким образом, в рамках решения стратегических задач развития российской экономики, перед государством особенно остро стоит вопрос формирования венчурного финансового потенциала страны, способного обеспечить необходимый приток инвестиций в приоритетные отрасли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-5
1. Теоретические основы формирования венчурного финансового потенциала…...6
1.1 Понятие и особенности венчурного финансирования………………………..6-10
1.2 Венчурный капитал как основа венчурного финансового потенциала…….10-15
2. Проблемы формирования венчурного финансового потенциала в Российской Федерации…………………………………………………………………………..16-18
3. Направления повышения венчурного финансового потенциала в Российской Федерации……………………………………………………………………………...19
3.1 Государственная поддержка венчурного финансирования…………………19-23
3.2 Формирование необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала в Российской Федерации……………………………..23-28
Заключение…………………………………………………………………………29-30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Реферат Главный Инвестиции.docx

— 74.38 Кб (Скачать документ)

данной сферы для зарубежных инвесторов;

    • неэффективное использование средств венчурных фондов;
    • неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;
    • неразвитость фондового рынка, его отрыв от производства, низкая ликвидность венчурных инвестиций;
    • отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;
    • отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами.

Все это привело к тому, что в условиях ограниченной ликвидности  имеющиеся инвесторы не хотят  рисковать и вкладывают средства в компании на более поздних этапах развития, которые создают продукцию, уже пользующуюся спросом. Инноваторы же, не видя реальных источников финансирования своих проектов и перспектив их развития, либо продают свои идеи зарубежным компаниям, которые могут с достоинством оценить их перспективность, либо совсем перестают заниматься изобретательской деятельностью.

Исправить сложившуюся ситуацию в России способно лишь государство.

Россия может добиться успеха благодаря значительным сырьевым и энергетическим запасам, огромному  научному потенциалу и возможности  создания на их основе продукта с большой  долей добавочного капитала.

 

 

3. Направления  повышения венчурного финансового  потенциала в Российской Федерации

3.1 Государственная  поддержка венчурного финансирования

 

 

В рамках решения стратегических задач развития российской экономики, перед государством особенно остро  стоит вопрос формирования венчурного финансового потенциала страны, способного обеспечить необходимый приток инвестиций в приоритетные отрасли.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011-2013гг. был сформулирован  один из приоритетов бюджетных расходов – поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности.

Как известно, в развитых странах для финансирования инновационных  проектов успешно используется механизм венчурного инвестирования, или прямого  инвестирования в капитал быстрорастущих инновационных предприятий с  максимально высокой степенью риска. Более того, в западных странах  создана эффективная система  венчурного финансирования, которая  регулирует спрос и предложение  на рынке венчурного капитала и обеспечивает его инфраструктуру.

В нашей стране рынок венчурных  инвестиций, несмотря на активное развитие в последние годы, находится на начальной стадии развития. Косвенным  подтверждением этому является то, что сегодня инновационная продукция  составляет лишь 5,5% в общем объеме промышленного производства страны.

Венчурная система развитых стран представляет собой замкнутый  цикл: средства, полученные от «выходов»  из проинвестированных компаний, вкладываются в новые венчурные фонды, а  компании-претенденты на инвестиции стремятся повторить успех состоявшихся компаний предыдущего цикла. Для такого рынка характерны избыток финансовых ресурсов и острая конкуренция между венчурными фондами за потенциально прибыльные проекты.

Очевидно, что без участия  государственных финансов система  венчурного инвестирования не достигнет  необходимого уровня развития в достаточно сжатые сроки, как того требуют современные  экономические реалии.

Среди мер государственной  поддержки венчурных инвестиций следует отметить такие, как создание Государственной корпорации нанотехнологий и Российской венчурной компании. Они предназначены для вложения денег и приоритетные направления развития науки и техники, определяемые экспертным сообществом и утверждаемые на сегодняшний день Председателем Правительства РФ. Перечисленные организации являются примерами венчурных фондов с государственным участием.

Венчурные фонды с государственным  участием предоставляют частным  инвесторам финансовый рычаг, который  обеспечивается тем, что правительство  вкладывает в венчурный фонд денежные средства из различных государственных  накоплений, а в качестве вознаграждения довольствуется минимальным процентом  на вложенный капитал. Основная прибыль  от инвестиций при этом идет частным  инвесторам, что увеличивает отдачу от их инвестиций.

Ведущие российские ученые А.А. Акаев и В.А. Садовничий отмечают, что в настоящее время мировая  экономика находится на понижательной  стадии кондратьевского цикла в фазе депрессии, которая продлится с 2010-2018гг. По их мнению, в это время «у России есть хороший шанс совершить инновационно-технологический прорыв на повышательной волне грядущего шестого цикла Кондратьева (2018-2042гг.)». Запоздание с освоением технологических инноваций шестого уклада приведет к тому, что ждать новых благоприятных возможностей для инвестиций придется как минимум 40 лет (продолжительность большого цикла Кондратьева), на этот же срок произойдет отставание страны от мировых лидеров.

Авторы А.А. Акаев и  В.А. Садовничий рекомендуют стратегию  развития экономики, направленную на запуск инноваций. Экономическая и финансовая политика правительства должны базироваться на неокейнсианской теории поддержки  платежеспособного спроса, а инвестиции должны быть направлены в базисные технологии и венчурный капитал.

Направления венчурных инвестиций, которые следовало бы поддержать за счет государственных ресурсов, были изучены совместно учеными  Б.Н. Кузыком, директором Института экономических стратегий, а также В.И. Кушлиным и Ю.В. Яковцом из Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Указанные авторы пришли к выводу, что прошедшая серия кризисов в начале ХХI в., а именно информационный кризис 2001-2002гг. и мировой финансовый кризис 2007-2009гг. свидетельствует об окончании пятого и становлении нового, шестого, технологического уклада.

Для пятого технологического уклада выделены такие характерные  направления, как: микроэлектроника, биотехнология  микроорганизмов, информатика, композиты, нефтегазовое топливо, космические  технологии. Ведущими отраслями экономики  здесь являются: информационная техника  и связь, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность, мобильная связь. Несмотря на то, что пятый технологический  уклад уходит в прошлое, венчурные  инвестиции по указанным направлениям все еще сохраняют актуальность и приносят значительные доходы их участникам.

Согласно прогнозам тех  же авторов, для шестого технологического уклада будут характерны следующие  базовые направления: нанотехнологии, биотехнология растений, животных на базе достижений генной инженерии, глобальные информационные сети, водородная и  иная экологически безопасная энергетика, принципиально новые виды транспорта, экологически чистые технологии, высокотехнологичные  агропроизводственные системы. Венчурные  инвестиции по перечисленным направлениям не только наиболее перспективны с  точки зрения извлечения прибыли, но и принесут максимальную пользу для  общества по критериям: качество жизни, экологическая безопасность, геополитическая стабильность и т.д. Страны, овладевшие названными технологиями, войдут в число мировых лидеров экономического развития.

 Государственная поддержка  венчурного бизнеса в России  должна проводиться по следующим  направлениям:

    • нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной, венчурной деятельности;
    • решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот, мотивации труда, по статусу территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала;
    • создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов, включая развитие эффективного патентного права и др.;
    • формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью, повышения эффективности управления государственными пакетами акций, обеспечения технологической безопасности, защитой национальных интересов, с подготовкой и переподготовкой управленческих кадров, в том числе государственных служащих и др.

Все вышеперечисленные меры должны осуществляться в соответствии со стратегией государственной политики в области венчурного бизнеса, интегрированной  в единую концепцию развития отечественной  инновационной и инвестиционной деятельности. Особенность государственного регулирования венчурной отрасли по сравнению с инвестиционной деятельностью на публичных рынках капитала – в отсутствии какого-либо специфического регулирования. Поскольку венчурное финансирование инновационных проектов носит долгосрочный характер, венчурные инвесторы ждут от государства, прежде всего, минимизации бюрократических процедур, борьбы с коррупцией, стабильной экономической политики. Венчурные инвесторы сознательно принимают на себя высокие риски для получения дополнительной доходности, поэтому они не требуют от государства дополнительной защиты, за исключением подразумевающихся гарантий прав собственности.

Таким образом, государственная  поддержка венчурного бизнеса, безусловно, необходима. Государственное регулирование  в форме налоговых льгот, упрощения  процедур валютного регулирования  и контроля, а также требований к регистрации компаний с венчурным  капиталом, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие венчурных инвестиций в России.

Венчурные фонды с государственным  участием являются эффективным средством  стимулирования инновационного развития экономики, прежде всего, венчурного финансового  потенциала.

 

 

    1.   Формирование необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации

 

 

В целях создания благоприятной  среды для концентрации интеллектуального  капитала, способного генерировать инновации  был задуман мегапроект под названием  «Сколково».

Согласно Федеральному закону от 28 сентября 2010г. № 244 - ФЗ инновационный  центр «Сколково» представляет собой  специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия  для исследований и разработок по ряду направлений: энергоэффективность  и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и стратегические компьютерные технологии, программное обеспечение.

Статус резидентов инновационного центра к настоящему времени получили уже 26 проектов, на рассмотрении экспертов  фонда «Сколково» находятся еще  несколько десятков заявок от российских специалистов.

Лицам, осуществляющим исследовательскую  деятельность в центре «Сколково», компенсируются расходы по уплате таможенных платежей в связи с ввозом необходимых  для этой деятельности товаров. Им предоставляется  ряд существенных налоговых льгот, а также право упрощенного  ведения бухгалтерского учета и  привлечения иностранных специалистов и работников без учета квот, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ. К участию в работе Центра планируется  пригласить видных зарубежных ученых, на что будут выделяться соответствующие  материальные средства. Всего в течение  первых двух лет на создание центра в «Сколково» намечается выделить 50-60 млрд. руб., полное же введение его в  строй произойдет через 5-7 лет, причем сокращение этих сроков малореально, учитывая сложность и новизну поставленных задач.

Поскольку в инновационном  центре предусматриваются широкие  изъятия из общего правового режима, в нем создаются специальные  подразделения органов государственной  власти, осуществляющих широкий круг полномочий в области налогового контроля, таможенного дела, миграции, интеллектуальной собственности и  патентного права, защиты прав потребителей и других сфер, связанных с его  функционированием. Так, участники  проекта освобождаются от налога на прибыль и НДС в течение 10 лет, они освобождаются также  и от земельного налога и налога на имущество. Возврат к обычному порядку налогообложения в случае, когда общий размер прибыли участника проекта превысит 300 млн. руб. с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки превысил 1 млрд. руб. Взносы в Пенсионный фонд составят 14%, взносы же в фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования будут вообще нулевыми.

В соответствии с решением Президента РФ в центре «Сколково» должны быть созданы особые условия  для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, прежде всего телекоммуникационные и навигационные системы, медицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проекты, которые будут  реализованы в инновационном  центре «Сколково», получат 36,2 млрд. руб. инвестиций в ближайшие три года.

В 2011г. будет потрачено 10,6 млрд. руб., в 2012г. – 11,8 млрд. руб., в 2013г. – 13,8 млрд. руб. Половину этих средств  составит финансирование со стороны  частного бизнеса. Всего за время  существования проекта «Сколково» было получено 405 заявок. Из 405 соискателей 57 получили статус участника проекта.

Для того чтобы завлечь  большее число высокотехнологичных  разработок фонд «Сколково» будет привлекать не только иностранных партнёров, но и объявит сразу несколько  национальных конкурсов по сбору  новаторских проектов. Один из них  будет проводиться при поддержке  Российской венчурной компании.

Одной из важнейших задач  по обеспечению дальнейшего научно- технического развития экономики страны является создание благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности венчурного капитала в сфере финансирования инновационной деятельности малых  и средних предприятий, динамично  осуществляющих различные нововведения.

На наш взгляд, для повышения  эффективности результатов научной  и научно-технической деятельности и внедрения новых технологий каждому субъекту Российской Федерации  следует сформировать собственные  венчурно-инновационные программы  с использованием механизмов государственной  поддержки. Результаты научных разработок в подавляющем большинстве случаев  нуждаются либо в экспорте новых  технологий или наукоемкого продукта, либо в импорте оборудования, позволяющего эти результаты достичь. Но, несмотря на трудности, сохранен соответствующий  научно-технический потенциал в  России, что служит основой для успешной реализации начинаний правительства в инновационной области.

Информация о работе Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации