Финансовое воспроизводство основных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа

Описание

Прямые инвестиции традиционно относятся к категории альтернативных. Между тем для многих развивающихся экономик, например для Китая, они выступают в качестве ведущего источника поступлений, ежегодная «мощность» которого исчисляется сотнями миллиардов долларов (здесь речь идет, прежде всего, о прямых иностранных инвестициях). В последнее время прямые инвестиции становятся все более популярными и в нашей стране. По имеющимся у нас данным, почти 40% собственников компаний готовы уступить долю в бизнесе прямому инвестору.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прямые инвестиции, их состав и структура 5
Глава 2. Источники финансирования прямых инвестиций 12
Глава 3. Особенности инвестиционной политики на современном этапе 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

50853-кФинансирование воспроизводства основных фондов.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

      При недостаточности собственных источников финансирования капитальных вложений предприятие вправе привлекать заемные  финансовые средства.

      Необходимость в кредитовании капитальных вложений вытекает из часто возникающего у  предприятий дефицита собственных средств, что обусловлено несоответствием имеющихся финансовых ресурсов с потребностями в них на расширенное воспроизводство основного капитала. В данном случае возникают  кредитные отношения между заемщиком и заимодавцем (банком), возникающие в связи с движением денег на условиях возвратности и возмездности выраженной в форме ссудного процента.

      Объектами банковского кредитования капиталовложений предприятий всех форм собственности являются затраты по:

  • строительству, расширению и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения;
  • приобретению движимого и недвижимого имущества (построек, оборудования и т.д.);
  • образованию новых предприятий с участием иностранных инвесторов;
  • созданию научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности;
  • осуществлению  природоохранных мероприятий.
  •  Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одного года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками. Основой кредитных отношений является  кредитный договор.

      При установлении сроков и периодичности  погашения долгосрочного кредита  банк принимает во внимание:

  • окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика;
  • платежеспособность предприятия;
  • уровень кредитного риска;
  • возможности ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.

      Для получения долгосрочной ссуды заемщик  представляет банку документы, характеризующие  его платежеспособность:

  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • технико-экономические обоснования и расчеты к ним, подтверждающие эффективность и окупаемость затрат по кредитуемым мероприятиям и проектам.

      Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются  на расчетный счет или специальные  счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте).

      За  счет долгосрочного кредита оплачиваются строительно-монтажные работы, поставки оборудования, проектной продукции  и других ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные договорами. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.

      Банк  осуществляет наблюдение за ходом выполнения кредитуемых мероприятий. При не выполнении заемщиком своих обязательств банк вправе применять  экономические санкции,  предусмотренные  кредитным договором.

      Несмотря  на преимущества долгосрочный кредит не получил широкого распространения в народном хозяйстве России из-за общей экономической нестабильности, высоких темпов инфляции и значительных процентных ставок, превышающих уровень доходности многих предприятий.

      Мировой практикой накоплен большой опыт по использованию ценных бумаг по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и граждан для инвестирования в производство.

      Выпуск  ценных бумаг в современных условиях должен способствовать мобилизации рассредоточенных  средств предприятий для осуществления крупных инвестиций, смягчить последствия сокращения объемов бюджетного и ликвидации ведомственного финансирования. Экономической основой становления рынка ценных бумаг служат также средства населения, не обеспеченные товаром. Из-за высокой ставки банковского процента, финансирование инвестиционных программ предприятий становятся эмиссия ценных бумаг.

      Ценные  бумаги представляют собой документы, подтверждающие право собственности  владельца на имущество или денежную сумму, которые не могут быть реализованы  или переданы другому лицу без предъявления соответствующего документа. Ценные бумаги дают право их владельцам на получение дохода в виде дивиденда, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам. В финансовой практике к ценным бумагам относятся лишь те, которые могут быть объектом купли-продажи, а также источником  получения регулярного или разового дохода.

      Рынок ценных бумаг выступает как результат  развития товарного, кредитного и денежного  рынков и должен стать индикатором экономического положения страны.  Однако в ближайшее время трудно ожидать формирование полноценного рынка ценных бумаг из-за нестабильной экономической ситуации в России, незакрепленности в законодательных актах.

      Одним из способов капитальных вложений является привлечение иностранного капитала. Иностранные инвестиции способствуют развитию международных экономических связей и внедрение передовых научно-технических достижений, но они не могут полностью компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов возможна только после активизации национальных инвесторов и предоставлением иностранным инвесторам благоприятного режима инвестирования.  Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций продолжает оставаться создание на территории России совместных предприятий. Однако объемы привлекаемых инвестиций  невелики. Основными проблемами в процессе их развития являются: определение доли российских инвесторов в уставном капитале создаваемых предприятий и соответственно в распределении прибыли, а также действительная рыночная оценка зданий, сооружений, оборудования и земли, вкладываемых в качестве российской части уставных капиталов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Также приток иностранных инвестиций сдерживают  факторы:

  1. неуверенность иностранных инвесторов в конкретных прямых или портфельных инвестициях, отсутствие соответствующих гарантий для каждой точечной инвестиции;
  2. высокий банковский процент, установившийся в России на кредитном рынке.

      Важную  роль в инвестиционном кругу играют государственные капитальные вложения.  В современных условиях внесены принципиальные изменения в порядок предоставления средств на централизованные и нецентрализованные капитальные вложения. За счет централизованных капиталовложений осуществляются: развитие межотраслевых и межрегиональных производств; строительство новых предприятий и решение других особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в программу экономического и социального развития РФ. Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет централизованных капиталовложений разрешается инвесторам в форме государственного заказа, поскольку в них заинтересованы центральные органы власти. Суммы ассигнований на выполнение федеральных целевых программ предусматриваются ежегодно в соответствующих бюджетах и в государственной инвестиционной программе в объемах централизованных капитальных вложений.

      Государственные централизованные капитальные вложения (инвестиции), направленные на создание и воспроизводство основных фондов и финансируемые из федерального бюджета, могут быть предоставлены инвесторам на безвозвратной и возвратной основе. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. По переходящим стройкам с учетом хода строительства и степени готовности объектов и пусковых комплексов при необходимости вносятся корректировки в объемы капитальных вложений. За счет нецентрализованных капиталовложений, финансируемых за счет собственных средств предприятий через коммерческие банки, осуществляются:

а) техническое  перевооружение и реконструкция  действующих предприятий;

б) расширение существующих производств;

в) строительство  объектов социального и природоохранного назначения на действующих предприятиях.10

      Объемы  и направления расходования таких  источников предприятия определяют самостоятельно в пределах имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Для выполнения указанных работ предприятия-заказчики привлекают специализированные подрядные организации (фирмы). Взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками строятся на обычной коммерческой основе с соблюдением прав и обязательств, вытекающих из договора подряда (контракта). Заказчики вправе осуществлять строительно-монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом).

      Финансирование  государственных централизованных капиталовложений в настоящее время  затруднено из-за мирового финансового кризиса. А вообще в конце 90-х финансирование этих расходов осуществлялось по остаточному принципу, следствием чего стали нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере и постоянное сокращение объема реально осуществляемых инвестиций в производство.11

      В настоящее время одним из перспективных  направлений инвестирования является лизинг. Лизинг - это комплекс определенных экономических отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для производственно-коммерческой деятельности. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Предметом договора финансовой аренды может быть любое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов. Для лизинга характерна противоречивая экономическая природа. С одной стороны, лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в основные фонды предприятий. Предоставляя на определенный срок (свыше одного года) движимое и недвижимое имущество, собственник (лизингодатель) в установленное время получает его обратно, т.е. проявляется действие принципов срочности и возвратности. За свою услугу он получает комиссионное вознаграждение, и тем самым реализуется принцип платности. Из этого следует, что по содержанию лизинг соответствует кредитным отношениям и приобретает признаки кредитной сделки.

      С другой стороны, по форме, поскольку  лизингодатель (заимодавец) и лизингополучатель (заемщик) имеют дело с капиталом не в денежной, а в товарной форме, лизинг внешне аналогичен реальным инвестициям.12

Глава 3.   Особенности инвестиционной политики на современном этапе

      Инвестиционная  политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

      Под инвестиционной политикой государства  понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

      Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных  и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

      Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

      Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

      Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

      Под научно-технической политикой государства  понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.

Информация о работе Финансовое воспроизводство основных фондов