Аренда, лизинг, франчайзин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Экономика, основанная на частной собственности, имеет больший потенциал по сравнению с любой другой. Этот потенциал выражается в разнообразии способов использования собственности. Аренда - это один из способов использования частной собственности.

Арендные отношения известны с древности, в первую очередь в сельском хозяйстве. Но в современном мире аренда имеет совершенно иной экономический смысл, чем раньше. Если прежде она служила средством эксплуатации и закабаления арендаторов, вела экономику по экстенсивному пути развития, то ныне аренда наоборот повышает степень экономической свободы, дает шанс малому бизнесу на успех, интенсифицирует развитие экономики.

Работа состоит из  1 файл

Аренда, лизинг, франчайзинг_без схем.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

    Недостатки  оперативного лизинга:

    • более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата;
    • требования о внесении авансов и предоплат;
    • наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды;
    • прочие условия, призванные снизить и частично компенсировать риск владельцев имущества.
 
 

2.2.3. Возвратный лизинг 

    Возвратный  лизинг представляет собой систему  из двух соглашений, при которой  владелец продает оборудование в  собственность другой стороне с  одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации финансового положения предприятий. 
 

    2.2.4. Прямой лизинг 

    При прямом лизинге арендатор заключает  с лизинговой фирмой соглашение о  покупке требуемого оборудования и  последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может  быть заключено непосредственно  с фирмой-производителем (т.е. напрямую) Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, а также многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании.  
 

    2.2.5. Сублизинг 

    Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

      При передаче предмета лизинга в сублизинг  обязательным должно быть письменное согласие лизингодателя.

      При сублизинге основной арендодатель получает преимущественное право на получение  арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю. 
 

2.2.6. Левередж (кредитный,  долевой, раздельный) лизинг 

или лизинг с дополнительным привлечением средств 

     Это наиболее сложный вид лизинга, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.

     Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов.

     Другой  особенностью этого вида лизинга  является то, что лизингодатель берет  ссуду на определенных условиях, которые  не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

     Таким образом, основной риск по сделке несут  кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество.  

    2.2.7. Прочие виды лизинга 

    Револьверный (возобновляемый) лизинг заключается в том, что у пользователя есть право по окончании срока продлить договор, сменив при этом объект лизинга в зависимости от износа с зачетом соответствующих расходов. Количество объектов и сроки их использования заранее не оговариваются.

    Генеральный лизинг включает в себя дополнительное право арендатора дополнять список арендуемого имущества без заключения новых контрактов.

    “Мокрый лизинг” - обязательства арендодателя по ремонту, техобслуживанию машин, оборудования, по уплате налогов, страхованию и др.

      Лизинг с полным  набором услуг - “мокрый лизинг” + маркетинг, организация поставок сырья и проч., то есть участие в оперативно-коммерческой работе арендатора.

    Внутренний лизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации.

    Международный лизинг. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

     Если  лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга  находится в собственности резидента  Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется законодательством Российской Федерации.

     Если  лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга  находится в собственности нерезидента  Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

    Долгосрочный  лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;

    Среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

    Краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. 

    2.3. Законодательство  о лизинге 

    До 1995 года в Российском гражданском  законодательстве отсутствовала детальная  регламентация института лизинга. В Федеральном законе №395-1  от 02.12.1990 г.  "О банках и банковской деятельности" (на сегодняшний день действует в редакции от 29.07.2004г.) только упоминалось правомочие банков осуществлять лизинговые операции. Инструкция Государственной налоговой службы "О порядке налогообложения доходов банков" от 07.04.1992г. № 10 (утратила силу) определяла лизинговые операции как сделки, связанные с предоставлением в аренду движимого и недвижимого имущества на длительный срок, а также сделки, по сдаче внаем заранее приобретенного имущества на определенный срок для удовлетворения временных потребностей арендатора. Такое объяснение приравнивало лизинг к аренде, что, однако, не соответствует сложившейся практике, а также зарубежному законодательству. Принятие Президентского Указа №1929 от 17.09.1994г. "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" (утратил силу) включило зеленый свет на пути продвижения лизинга в зону активного предпринимательства. Он и стал первым правовым фундаментом лизинга. Действующий на сегодняшний день Федеральный закон №164-ФЗ от 29.10.1998 г. (с изменениями от 29.01.2002г. и 23.12.2003г.) тоже несовершенен. Также несовершенство налогового и таможенного законодательства, нестабильность на рынке финансов в значительной мере сдерживают широкое распространение лизинга в России. Трудность привлечения заемных средств для лизинговых операций и отсутствие даже декларативного признания лизинга государственными институтами как вида предпринимательской деятельности мешали использованию лизинга как действенного инструмента для поддержки в первую очередь фермерства и малого предпринимательства.

    Таким образом, в настоящее время права и обязанности участников договора лизинга  в основном регулируются Федеральным законом №164-ФЗ от 29.10.1998 года «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29.01.2002г. и 23.12.2003г.), Федеральным законом №395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 29.07.2004года), главой 34 части II  действующего Гражданского Кодекса РФ, статьями 257-259, 264-265, 269, 272, 309-310, 346.5, 346.13 части II действующего Налогового Кодекса РФ, а также другими действующими законодательными актами. 
 
 
 

 

III. Коммерческая концессия (франчайзинг)

3.1. Основные понятия  и функции

    Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

    Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

    Франшиза  - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

    Франчайзинговый пакет - полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи, которая позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

    Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров.

    Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но можно назвать некоторые  из них для примера: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие магазины, образование, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

    Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными  для обеих сторон. Франчайзи заинтересован  в максимальных продажах при минимальных  затратах. Франчайзи должен следовать  правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, для того чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

 

     3.2. Пути образования  франчайзи 

    Для получения разрешения работать франчази существует несколько способов, но наиболее распространенными являются: 

Информация о работе Аренда, лизинг, франчайзин