Анализ и управление рисками в инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы:

Выделить теоретические основы управления инвестиционными рисками предприятия и провести оценку инвестиционных рисков предприятия в системе инвестиционных решений.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие инвестиционный риск, виды инвестиционных рисков, цели управления инвестиционными рисками.
Рассмотреть роль риск-менеджмента в управлении инвестиционными рисками предприятия, определить его основные функции.
Провести анализ рисков представленного проекта, сделать вывод о его целесообразности.
Проанализировать инвестиционный риск при оценке привлекательности инвестиционного климата.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….4

1 Теоретические основы АНАЛИЗА И управления инвестиционными рисками предприятия…………………….....6
Понятие инвестиционного риска, классификация, основные черты управления инвестиционным риском …………………………………….6
Методы учета и анализа инвестиционных рисков……………………..10

1.3 Понятие риск-менеджмента, его роль в управлении инвестиционными рисками предприятия………………………………………………………..…..14

2 Оценка инвестиционных рисков предприятия в системе инвестиционных решений………………………………………….…22

2.1 Сущность и типы проектных рисков инвестиционного проекта………22

2.2 Оценка и анализ проектных рисков…………………………..…………..26

Заключение……………………………….…………………………………35

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...………………37

Работа состоит из  1 файл

Анализ и управление рисками в инвестиционной деятельности.docx

— 95.81 Кб (Скачать документ)

     В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики. Эвристика  представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и  приемы решения особо сложных  задач.

     Основные  правила риск-менеджмента:

     1. Нельзя рисковать больше, чем  это может позволить собственный  капитал. 

     2. Надо думать о последствиях  риска. 

     3. Нельзя рисковать многим ради  малого.

     4. Положительное решение принимается  лишь при отсутствии сомнения.

     5. При наличии сомнений принимаются  отрицательные решения. 

     6. Нельзя думать, что всегда существует  только одно решение. 

     Реализация  первого правила означает, что  прежде, чем принять решение о  рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:

     1) определить максимально возможный  объем убытка по данному риску; 

     2) сопоставить его с объемом  вкалываемого капитала:

     3) сопоставить его со всеми собственными  финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого  капитала к банкротству данного  инвестора. 

       «При прямом убытке, нанесенном пожаром, наводнением, кражей и т.п., размер убытка больше прямых потерь имущества, так как оно включает еще дополнительные денежные затраты на ликвидацию последствий убытка и приобретение нового имущества. При портфельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала. Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, ведущую к банкротству. Она измеряется с помощью коэффициента риска:  

                                        К=У/С,                                 (1.1) 

     где К - коэффициент риска;

     У - максимально возможная сумма  убытка, руб.;

     С - объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений  средств, руб.» [11;30]

     Реализация  второго правила требует, чтобы  финансовый менеджер, зная максимально  возможную величину убытка, определил  бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял решение об отказе от риска, принятии риска на свою ответственность или  передаче риска на ответственность  другому лицу.

     Действие  третьего правила особенно ярко проявляется  при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что финансовый менеджер должен определить и выбрать  приемлемое для него соотношение  между страховым взносом и  страховой суммой.

     Реализация  остальных правил означает, что в  ситуации, для которой имеется  только одно решение (положительное  или отрицательное), надо сначала  попытаться найти другие решения. Возможно, они действительно существуют. Если же анализ показывает, что других решений  нет, то действуют по правилу «в расчете  на худшее», т.е. если сомневаешься, то принимай отрицательное решение.

     Залогом выживаемости и основой стабильного  положения предприятия служит его  устойчивость. Различают следующие  грани устойчивости: общая, ценовая, финансовая и т.п. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей  устойчивости предприятия.

     Целью управления инвестиционным риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Для снижения степени  риска применяются различные  приемы. Наиболее распространенными  являются:

  1. диверсификация;
  2. приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  3. лимитирование;
  4. самострахование;
  5. страхование;
  6. хеджирование;
  7. приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
  8. учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

     Диверсификация  представляет собой процесс распределения  капитала между различными объектами  вложения, которые непосредственно  не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска  при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. Диверсификация - это рассеивание инвестиционного риска.

     Важную  роль в снижении рисков инвестиционного  проекта играет приобретение дополнительной информации. Цель такого приобретения – уточнение некоторых параметров проекта, повышение уровня надежности и достоверности исходной информации, что позволит снизить вероятность  принятия неэффективного решения. Способы  получения дополнительной информации включают ее приобретение у других организаций (предприятий, научно –  исследовательских и проектных  организаций, консалтинговых фирм и  т. д.), проведение дополнительного эксперимента и т. д.

     Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется хозяйствующими субъектами при предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

     Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование  представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и  страховых (резервных) фондов непосредственно  в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Создание предпринимателем обособленного  фонда возмещения возможных убытков  в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования.

     Наиболее  важным и самым распространенным приемом снижения степени риска  является страхование риска. Сущность страхования выражается в том, что  инвестор готов отказаться от части  своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

     Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений. В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж». Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер».

     Рассматривая  все вышеперечисленное, можно заключить, что в настоящее время необходимость  оценки рисков инвестиционных проектов уже ни у кого не вызывает сомнений, хотя процесс оценки неточен и  часто возникает искушение проигнорировать  соображения, касающиеся риска. Тем  не менее риск проекта следует оценивать и включать в рассмотрение в процессе принятия инвестиционного решения. В России в силу высокой экономической и политической нестабильности, вследствие перехода к рыночной экономике, умение анализировать возможные риски приобретает особое значение.

 

2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ 
 

     2.1 Сущность и типы проектных рисков инвестиционного проекта  

     Рассмотрим риски проекта на примере ювелирного завода ООО «Корунд», который решил вывести на рынок новый продукт - золотые цепочки. Для производства продукта приобретается импортное оборудование. Оно будет установлено в помещениях предприятия, которые планируется построить. Цена на основное сырье - золото - определяется в долларах США по итогам торгов на Лондонской бирже металлов. Планируемый объем реализации - 15 кг в месяц. Продукцию предполагается продавать как через собственные магазины (30%), часть которых расположена в крупных торговых центрах, так и через дилеров (70%). Реализация имеет ярко выраженную сезонность с всплеском в декабре и снижением продаж в апреле-мае. Запуск оборудования должен состояться перед зимним пиком продаж. Срок реализации проекта - пять лет. В качестве основного показателя эффективности проекта менеджеры рассматривают чистую приведенную стоимость (NPV). Расчетная плановая NPV равна 1765 тыс. долл. США.

     Рассмотрим  основные типы проектных рисков:

     «Маркетинговый  риск - это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой стратегии возникают главным образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования» [25;20].

     Так, в рассматриваемом примере 30% цепочек планируется продавать самостоятельно, а 70% - через дилеров. Если же структура сбыта окажется иной, например 20% - через магазины и 80% - через дилеров, для которых устанавливаются более низкие цены, то компания недополучит первоначально запланированную прибыль и, как следствие, ухудшатся показатели проекта. Избежать подобной ситуации можно в первую очередь за счет всесторонней оценки рыночной среды маркетинговым отделом.

     На  темпы роста продаж могут оказывать  влияние и внешние факторы. Например, часть собственных магазинов  компании в рассматриваемом случае открывается в новых торговых центрах, соответственно объем продаж в них будет зависеть от степени  «раскрутки» этих центров. Поэтому  для снижения риска в договоре аренды необходимо установить качественные параметры. Так, ставка арендной платы  может зависеть от выполнения торговым центром графика запуска торговых площадей, обеспечения транспортировки  покупателей к месту продаж, своевременного строительства автостоянок, запуска  развлекательных центров и т. п.

     Риски несоблюдения графика и превышения бюджета проекта - причины возникновения  таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного  законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективными (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. В нашем случае этот риск будет велик: если компания не успеет начать реализацию нового товара до конца зимнего пика продаж, то понесет большие убытки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.

     «Для  более точной оценки срока и бюджета  проекта существуют особые методики, в частности метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique), разработанный в 60-е годы XX века ВМФ США и NASA для оценки сроков строительства баллистической ракеты Polaris. Методика оказалась эффективной и впоследствии была использована для оценки не только сроков, но и ресурсов проекта. В настоящее время PERT-анализ является одной из самых популярных и простых методик» [26;12].

     Смысл этого метода в том, что при  подготовке проекта задаются три  оценки срока реализации (стоимости  проекта) - оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная. После этого  ожидаемые значения рассчитываются с использованием следующей формулы:  

Информация о работе Анализ и управление рисками в инвестиционной деятельности