Живопись и архитектура как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:01, реферат

Описание

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.
Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 532.63 Кб (Скачать документ)

    Его единственной архитектурной постройкой является здание театра, построенного в Козлове в 1913 году. "Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь  я посвятил живописи", - вспоминал  А.М.Герасимов.

    В Первую империалистическую войну, благодаря  некоторой известности по выставкам, был назначен на безопасное место  — начальником подвижного склада, но чинов никаких не получал, оставаясь  нестроевым солдатом. С фронта вернулся весной 1918 г., сдав в Проскурове имущество склада Проскуровскому земству.

    Приехав в Москву, не мог там оставаться из-за формалистов и уехал в Козлов, где основал группу художников, учителей и любителей. С ними оформлял все революционные праздники, кино и писал декорации. Лично выполнил бюст К. Маркса для городской площади, т. к. все это Герасимов делал в своем родном городе, где была его семья и дом, то, думаю, что это может быть некоторым доказательством того, что он без колебаний встал на советскую платформу.

    Так проработал я в Козлове до 1926 г., за исключением 1921 г., когда ему было особенно трудно содержать семью, состоявшую из 8 человек, кроме художника. Он поступил прорабом в Железком РУж.-д. на заготовку дров. Жил в лесу на Хопре, район ст. Вертуновка и Ртищево. Там тогда же находился центральный склад Английской миссии в помощь голодающим детям Поволжья, куда он случайно поступил переводчиком (Герасимов сделал по фото портрет одного из сотрудников); на должность был оформлен Советским правительством при миссии в г. Саратове. В 1922 г. он вернулся в Козлов, куда его пригласили на должность декоратора театра.

    В 1925 году А.М.Герасимов переезжает в  Москву и вскоре вступает в АХРР, работая одновременно художником-декоратором  в Московском театре оперетты, Малом  театре.

    В тридцатом году он сделал портрет В. И. Ленина, который укрепил его как советского художника, что дало ему возможность устроить свою собственную мастерскую, до этого Герасимов ютился кое-где, не имея жилплощади.

    Начиная с 1934 года он посещает с творческими  командировками Германию, Францию, Италию, Турцию. Из этих поездок он привозит много этюдов, акварельных зарисовок, путевых набросков. В 1936 году в Москве открылась первая персональная выставка А.М.Герасимова, на которой было представлено более ста произведений. На ней  он показывает картину "Ленин на трибуне" (1930), "Портрет И.В.Мичурина" (1926), портрет - картину "К.Е.Ворошилов  на маневрах Красной Армии" (1936) и  многие зарубежные этюды, в которых  художник восхищается великолепными  памятниками прошлого, передает ритмы  больших европейских городов 30-х  годов. В том же году художник награждается орденом Ленина. После Москвы персональная выставка художника была показана в Мичуринске. 

    В конце 30-х годов А.М.Герасимов  увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего  творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное  и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне  неудержимо хочется запечатлеть  его в красочном образе", - вспоминал  А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет  балерины О.В.Лепешинской" (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с  гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден  и мольберт, за которым работал художник.

    Замечательны  портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа  И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная  галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой  портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

    В 1936 году А.М.Герасимов закончил работу над большим многофигурным холстом "Первая Конная Армия". Годом позже, в 1937 году это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и  получило высшую награду - Гран-При. 

    В 1943 году художнику было присвоено  звание "Народный художник СССР". 
В 1944 году А.М.Герасимов написал "Групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бируля, В.Н.Мешкова". В 1946 году за это произведение художник получил третью Государственную Премию. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за эту же работу он удостоен золотой медали.

    А.М.Герасимов  видел красоту во всем, даже в  самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в  своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной  часа. Третьяковская галерея сразу  же приобрела эту картину. "Мокрая терраса " написана как бы на одном  дыхании. Мягкость света, промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз - все это захватывает дух. Так  писать "мир вещей" мог только художник, восторженно влюбленный в  жизнь. Впервые это произведение было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.

    В 1947 году А.М.Герасимов становится первым президентом Академии художеств  СССР. Много времени и сил он отдавал институтам им.В.И.Сурикова и им.И.Е.Репина. Он возглавлял Государственную  комиссию по присуждению дипломов, вел творческую мастерскую в Академии в Ленинграде. Вопросы воспитания молодых художников он ставил на сессиях  Академии художеств СССР. В 1951 году он становится доктором искусствоведения. Чем бы ни был занят А.М.Герасимов, какие бы сложные задачи он не решал, он, прежде всего, был живописцем, влюбленным в жизнь, мастером реалистического  искусства. 
Несмотря на то, что художник долгие годы жил в Москве, он очень любил свой дом в Мичуринске. Здесь жили его родители, его сестра, здесь он женился и у него родилась дочь Галина. Герасимов объехал весь мир, он побывал во многих странах, и когда возвращался из-за рубежа, как правило, сразу же на следующий день приезжал в свой родной Мичуринск. Как - то раз он сказал своей сестре: "Милая Саня! В каких отелях я жил за границей, с микроклиматом, и вот сейчас, когда я приехал в свой родной дом, я готов целовать вот эти камни". Так говорил художник, сидя на скамеечке возле дома и глядя на мощеную из белого камня дорожку, которая вела от дома к мастерской, где он создал свои самые лучшие произведения козловского периода творчества.

    После смерти А.М.Герасимова в 1963 году общественность города и области ходатайствовала  о создании в городе Мичуринске мемориального музея. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Представление других лиц, знакомых с Герасимовым

и их отношение к  искусству

Письмо  Рокуэла Кента  А. М. Герасимову

Стокгольм, 16 марта 1950 г. 
Уважаемый господин Герасимов!

    При первой возможности, когда я уехал  из Москвы в прошлую субботу, я  пишу Вам, чтобы извиниться за то, что  не смог прийти на нашу встречу с  Вами. Это связано с рядом обстоятельств, которые для иностранца в Москве были неизбежными и которыми я  не хочу обременять Вас. Было почти 4 часа, когда я пришел в галерею и  узнал, что Вы, прождав около часу, наконец, ушли. 
Испытывая неловкость за то, что я заставил Вас ждать так долго и напрасно, я в полной мере воспользовался возможностью посмотреть картины. Я пишу Вам о моих личных впечатлениях от работ и начну с вашего великого художника Репина. Я считаю, что он является одним из великих портретистов всех времен в мире. С чувством особого восхищения я посмотрел его портреты генерала и Глинки. Большое впечатление произвели на меня картины Крамского — его «Портрет женщины» и его «Портрет Верещагина», «Портрет Даргомыжского» работы Маковского, портрет живописца Левитана и его невесты работы Серова. Среди пейзажей Левитана особое впечатление произвела па меня деревенская сцена. Затем были картины Ярошенко и историческая живопись Сурикова. Я был знаком с портретом «молодого Толстого» работы Крамского по публиковавшимся репродукциям. Толстой оказал на меня большое влияние в жизни, и этот портрет показывает его во всем величии его характера.

    Жаль, что я не могу согласиться с  Вами, что современное искусство  России, то, что я видел, сопоставимо  качественно с искусством старых русских мастеров. Я ценю мастеров дореволюционного периода. Их искусство  таково, что его понимают все. Это  подлинно народное искусство. Но отдавая  должное реализму современного советского искусства и его сильному желанию  быть точным по существу, я думаю, что  ему не достает тех качеств, которые  являются важными для меня — взывания к чувствам, что усиливало бы социальную ценность. Сила речи достигается не только тем, что говорится, но и как  говорится. Дело не только в самих  словах, но и в тембре голоса. Вот  этого, на мой взгляд, не хватает  в самом современном советском  искусстве.

    Судя  по тем большим достижениям, которые  русские люди имеют в музыке, хореографии  и драматическом искусстве, и  по моим впечатлениям из моих встреч с  самими людьми, я знаю, что эти  качества являются присущими русскому народу. И я уверен, что они  в конце концов воплотятся и в  графике, и тогда Ваши достижения в этом виде искусства будут в  полной мере сопоставимы с вашими великими достижениями в других видах  искусства.

    Все то, что я увидел в Москве, произвело  на меня сильное впечатление и  глубоко меня тронуло. Надеюсь еще  раз приехать, чтобы еще лучше  узнать русский народ и его  жизнь, чтобы рассказать об этом с  полным правом моим соотечественникам. Еще раз прошу простить меня, что  опоздал на нашу встречу. 
С самыми теплыми воспоминаниями о Вас и тех, кого я у Вас встретил, остаюсь искренне Ваш, 
Рокуэлл Кент

А. М. Герасимов об А. Н. Яр-Кравченко

    Советское искусство является новым, качественно  отличным этапом в развитии мирового искусства. Одухотворенное идеями коммунизма, оно по-новому отображает действительность, мобилизуя людей на борьбу, на трудовой подвиг. Боевое марксистско-ленинское  мировоззрение — вот идейная  основа творчества советских художников. Очень благородна задача, стоящая  пред художником — быть певцом своего времени и убедительным языком изобразительного искусства рассказать о великих  делах и свершениях советского человека, строящего замечательное коммунистическое Завтра. И советские художники  честно служат своему народу.

    Одним из таких художников является заслуженный  деятель искусств Литовской ССР, лауреат Государственной премии Анатолий Никифорович Яр-Кравченко.

    Художник  с ранних студенческих лет стремится  служить своим творчеством огромному  созидательному труду советской  страны. Еще будучи студентом Ленинградской  Академии художеств, Яр-Кравченко со своими товарищами выезжает на промышленные новостройки и в колхозы. Его  рисунки на страницах «Ленинградской правды», «Смены», «Вечерней красной  газеты» были настоящими газетными  репортажами, оперативными и актуальными. 
В студенческие же годы начинается его дружба с писателями. Он создает акварельные и живописные портреты Н. Тихонова, К. Федина, К. Чуковского, А. Прокофьева, А. Чапыгина, Б. Лавренева и др. Осенью 1935 г. Яр-Кравченко едет в Сочи к Николаю Островскому. В предельно простом по своему композиционному решению портрете художник отобразил неиссякаемую жизненную энергию любимейшего писателя советской молодежи Николая Островского. Этот портрет остался единственным портретом Островского, сделанным с натуры. Интересно, что и в партийном билете писателя наклеена фоторепродукция с этого портрета. В качестве дипломной работы художник пишет картину «Горький читает свою сказку «Девушка и Смерть». Центральный образ картины — А. М. Горький — полон высокого поэтического вдохновения.

    В предвоенные годы художник выполнил и ряд других произведений. Им были созданы портреты Героев Советского Союза — участников боев на озере  Хасан, акварельный портрет своего учителя И. И. Бродского, портрет  заслуженного артиста республики Георгия  Орлова, большой портрет маслом и  несколько графических портретов  ближайшего друга и соратника  В. И. Ленина Владимира Дмитриевича  Бонч-Бруевича. В это же время художник задумал написать большое эпическое полотно «Писатели». Но тут грянула война.

    Вступив в армию, А. Н. Яр-Кравченко начинает свою новую, трудную, полную военных  тревог боевую жизнь в летных частях Ленинградского фронта. В короткие часы отдыха между боями офицер Яр-Кравченко  создал множество рисунков, акварелей, зарисовок, рассказывающих о бессмертных  подвигах героев войны, о суровых  героических буднях защитников Ленинграда.

    Тут портрет летчика-истребителя Антонова, первым на Ленинградском фронте сбившем  фашистский самолет, тут и портреты героев тарана Жукова, Здоровцева, Харитонова, тут и Герои Советского Союза  А. Севастьянов, И. Шишкань, Н. Свитенко, тут и дважды Герои Советского Союза Г. Паршин и А. Покрышев, тут  и рисунки, запечатлевшие бессмертный  подвиг комсомольского экипажа Черных, Губина, Косинова. Заканчивается военная  серия берлинскими зарисовками.

Информация о работе Живопись и архитектура как вид искусства