Вазопись Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:48, реферат

Описание

Введение
Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопон-нес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии -- так называемая Великая Греция. В некоторых отношениях развитие вазописи опередило развитие скульптуры. Вазопись в эпоху высокой классики развивалась в тесном взаимодействии с монументальной живо-писью и скульптурой. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.

Работа состоит из  1 файл

Вазопись Древней Греции.docx

— 34.80 Кб (Скачать документ)

     Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.  

     3.1 Ранняя классика 
 

     Черты архаической условности некоторое  время еще давали о себе знать  и в вазописи, и, особенно, в скульптуре. Но это были теперь только лишь быстро уходящие в прошлое пережитки  архаической традиции. Все греческое искусство в течение первой трети 5 в. до н.э. было пронизано напряженными поисками методов реалистического изображения человека, в первую очередь правдивой передачи движения, так же как и создания естественной, свободной от принципов декоративной симметрии групповой композиции. В вазописи, а затем и в скульптуре и монументальной живописи победил реализм. Решительно расширился круг тем и сюжетов.

     Период  расцвета города-государства был  и периодом расцвета художественных ремесел различных видов прикладного  и декоративного искусства. Ведущее  место среди них продолжала сохранять  керамика, украшенная высокохудожественной росписью.

     Вазопись  была проникнута традициями народного  художественного ремесла с его  чувством художественной ценности каждой вещи, созданной творческим трудом человека. Хотя лучшие вазы, выполненные крупнейшими и ведущими художниками, в большинстве своем и предназначались для культовых приношений или служили для украшения праздничных пиров -- все же именно живая и постоянная связь с народным искусством мастеров-горшечников и мастеров-рисовальщиков определяла их высокое художественное совершенство.

     В период ранней классики реалистические тенденции передовых художников-вазописцев поздней архаики получили быстрое  и глубокое развитие, став уже в  годы греко-персидских войн господствующими. Краснофигурная техника в это  время окончательно вытеснила чернофигурную. Она давала возможность реалистически  изображать объем и движение, строить  любые ракурсы, естественно и  свободно моделировать человеческое тело.

     Художественное  мировоззрение классики, основанное на глубоком интересе к окружающей жизни и к реальному человеку, быстро расширило круг возможностей реалистического изображения, заключенный  в краснофигурной технике. Вместо плоскостного силуэта чернофигурной вазописи художники стали строить трехмерные тела, взятые в самых разнообразных  и живых поворотах и ракурсах. Эта свободная и убедительная передача движения, далекая от условной игры черных пятен и процарапанных по черному лаку линий, дополнялась еще и большей естественностью красноватого цвета глины, которой пользовались теперь для изображения человеческих фигур, так как он несравненно ближе был представлению о загорелом обнаженном теле, чем блестящий черный цвет лака. Черные линии рисунка на светлом фоне глины передавали теперь мускулы и детали тела, позволяя реалистически воспроизводить строение тела человека и его движение. Это дало мощный толчок развитию искусства рисунка.

     Мастера краснофигурной вазописи стремились не только конкретно изображать тело и движение человека - они пришли к новому, реалистическому пониманию композиции, постоянно рисуя сложные сцены мифологического и бытового содержания. В некоторых отношениях развитие вазописи опередило развитие скульптуры. В вазописи многие реалистические открытия, аналогичные открытиям скульптуры второй четверти 5 в. до н.э., появились уже в последние годы 6 в. и в первые десятилетия 5 в. до н.э., то есть в период после реформ Клисфена и в годы войны.

     Композиция  вазописи ранней классики становилась  все более законченной и целостной, она была естественно ограничена внутренней поверхностью плоской чаши или боковой поверхностью между  ручками вазы. В пределах отведенной для композиции поверхности вазы художники-вазописцы с исключительной свободой и наблюдательностью передавали самые разнообразные сцены повседневной жизни, так же как и героические  события мифов и гомеровского эпоса. Традиционные мифические сюжеты переосмыслялись, насыщаясь новыми мотивами, почерпнутыми из жизни.

     Позже, в первой четверти 5 в. до н.э. мастера  научились находить такие художественные средства изображения движения, которые  могли, не разрушая целостности поверхности  сосуда, давать ощущение трехмерной пространственности рисунка, и это привело к окончательному преодолению архаического принципа плоскостности изображения. Правда, вазопись на всем протяжении 5 в. до н.э. оперировала в основном графическими средствами изображения, не преследуя собственно живописных задач. От архаики оставались в течение некоторого времени лишь элементы нарядности, изощренного линейного контура, игравшего в какой-то мере еще чисто декоративную роль.

     Ближе к началу второй четверти 5 в. до н.э. многочисленнее и совершеннее становятся композиции, сознательно ставящие задачу органической связи жизненно естественного  изображения с формой и ритмическим строем сосуда. Мастера вазописи все более ясно стали представлять себе, что архитектурная красота форм сосуда никогда не должна разрушаться изображением, что их тесная связь должна служить к их взаимной пользе.

     Меньшая зависимость художников-вазописцев от сковывающей архаической традиции и их непосредственная связь с художественным ремеслом приводили к тому, что реалистический характер художественной культуры ранней классики сказался в вазописи не только раньше, но и в более широком обращении к повседневному быту, чем это могло иметь место в монументальной скульптуре. Можно даже предположить, что мастера монументальной скульптуры пользовались опытом передовых мастеров вазописи, которые в начале 5 в. до н.э. опередили скульпторов именно в области передачи действия и движения человека.

     Во  второй четверти 5 в. до н.э. греческая  вазопись приобретает невиданную ранее  строгую и ясную гармонию, но она  вместе с тем в какой-то мере теряет ту непосредственную остроту и яркость, какой отличались работы первых вазописцев классического искусства -- Дуриса или Брига. Но вазопись этого времени, так же как и монументальную живопись, целесообразнее рассмотреть вместе с искусством Эпохи Перикла -- искусством высокой классики.  

     3.2. Высокая классика 

     Вторая  половина 5 в. до н. э. - время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения всех идеалов классики. Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.

     Вазопись  в эпоху высокой классики развивалась  в тесном взаимодействии с монументальной живописью и скульптурой.

     Опираясь  на реалистические завоевания первой трети века, вазописцы высокой  классики, однако, стремились умерить  ту резкость в передаче деталей натуры или мотивов движения, которая  встречалась ранее. Большая ясность и гармоничность композиции, величавая свобода движения и, главное, большая духовная выразительность стали характерными чертами вазописи этого времени. Вместе с тем вазопись несколько отошла от той конкретной жанровости сюжетов, которая наблюдалась в первой трети века. В ней появилось больше героических изображений на мифологические темы, сохранявших всю человечность ранней классики, но явно искавших монументальной значительности образа.

     Вазописцев  середины 5 в. до н.э. стало привлекать изображение не только действия, но и душевного состояния героев, -- углубилось мастерство жеста, цельность  композиции, хотя и за счет некоторой  утраты той непосредственности и свежести, какие отличали творения Дуриса или Брига. Как и в скульптуре высокой классики, в образах вазописи этого времени передавались самые общие состояния человеческого духа, еще без внимания к конкретным и индивидуальным чувствам человека, к их противоречиям и конфликтам, к смене и борьбе настроений. Все это еще не входило в сферу внимания художников. Зато ценой некоторой обобщенности чувства было достигнуто то, что человеческие образы, созданные вазописцами середины 5 в. до н.э., обладают такой типичностью и столь ясной чистотой своего душевного строя.

     Примерами вазописи высокой классики могут  служить такие сделанные во второй половине века рисунки, как “Сатир, качающий на качелях девушку во время  весеннего праздника” и многие другие.

     Около середины века получили широкое распространение  лекифы с росписью по белому фону, служившие  для культовых целей (связанных  с погребением умерших). В них  нередко рисунок достигал особенной непринужденной легкости (подчас переходившей в небрежность); он наносился черным лаком, обрисовывая основные линии фигуры, и после обжига раскрашивался (почему иногда из-за стершейся краски фигуры выглядят обнаженными).

     К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить  в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение -- они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров-керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.  

     3.3 Поздняя классика 

     Концентрация  всё больших богатств в руках  крупных рабовладельцев приводит в  конце 5 в. до н. э. к падению значения свободного труда в полисах, к  кризису рабовладельческой демократии. Распад полисов повлёк в философии  и искусстве утрату идеала свободного гражданина. Трагические конфликты  общественной действительности вызвали появление более сложного взгляда на явления жизни, на человека, привели к значительным изменениям в области искусства, которое обретает в известной мере противоречивый характер. Художники всё чаще обращались к таким сторонам бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Были достигнуты первые успехи в раскрытии духовной жизни личности. Зарождается, хотя и в самых общих чертах, интерес к быту и характерным особенностям психологического склада человека.

     Прикладные  искусства в период поздней классики продолжают процветать. Однако наряду с собственно греческими центрами художественных ремесел в последней трети 4 в. до н.э., особенно в эпоху эллинизма, получают развитие центры малоазийские, Великой Греции (Апулия, Кампанья) и Северного Причерноморья. Формы ваз все более усложняются; чаще, чем в 5 в. до н.э., встречаются вазы, подражающие в глине технике дорогих серебряных ваз с их сложной и тонкой чеканкой и профилировкой. Очень широко применяется раскраска выпуклых рельефных изображений, помещаемых на поверхности вазы.

     Появление ваз такого рода было следствием роскоши  и пышности частной жизни, характерной  для богатых домов 4 в. до н.э. Относительное  экономическое процветание в 4 в. греческих городов южной Италии определило особенно широкое распространение ваз такого стиля именно в этих городах.

     Часто создают мастера керамики 4 в. до н.э. и фигурные вазы. Причем, если в 5 в. до н.э. мастера ограничивались обычно изображением головы человека или животного, реже отдельной фигурой, то в 4 в. они часто изображают целые группы, состоящие из нескольких тесно сплетенных и ярко раскрашенных фигур.

     Однако  в целом прикладные искусства  и особенно вазопись не достигают  в 4 в. до н.э. того высокого художественного совершенства той тонкой связи композиции с формой сосуда, которые были столь типичны для вазописи 5 в. 

     4. Эллинизм 

     К концу 4 в. до н. э. на развалинах громадной  державы Александра Македонского возникли государства нового типа - деспотические монархии, которые вступили в новый период исторического и культурного развития, получивший условное название эллинизма. Этот этап в развитии античного общества характеризуется сочетанием восточной и греческой форм общественного устройства, нарастающим контрастом между колоссальным богатством рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс, безраздельной властью монарха и, по существу, полным бесправием граждан. Греция утратила былое экономическое и политическое значение. На первое место выдвинулись большие эллинистические государства: Египет, царство Селевкидов в Сирии, Пергам в Малой Азии, Родос и др.

     Эпоха эллинизма была отмечена крупными научными открытиями, развитием точных и естественных наук, материалистической философией, глубоким интересом к моральным и эстетическим проблемам. Расширилась тематика, разрабатывались разнообразные художественные жанры. Получила широкое развитие мелкая пластика, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологическими темами распространялись аллегорические, исторические, жанровые, а также портрет и пейзаж. Сильнее проявился интерес к повседневной жизни, к натуралистическим деталям и подробностям. В вазописи эллинизма, в глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла прослеживаются общие для этой эпохи тенденции.

     Условия жизни в эпоху эллинизма в  большой мере способствовали расцвету прикладного искусства. Возникшие  перед мастерами того времени  задачи художественного убранства  дворцов и богатых домов, характерное  для эпохи стремление к украшению  быта были причиной создания большого числа произведений прикладного искусства.

     Со  временем, изображение в вазописи становится всё более рельефным  и к концу 4 в до н.э. совсем исчезает. В эпоху эллинизма в моду вошли  простые цветные вазы, украшенные лишь рельефными изображениями.

Информация о работе Вазопись Древней Греции