Вазопись Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:48, реферат

Описание

Введение
Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопон-нес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии -- так называемая Великая Греция. В некоторых отношениях развитие вазописи опередило развитие скульптуры. Вазопись в эпоху высокой классики развивалась в тесном взаимодействии с монументальной живо-писью и скульптурой. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.

Работа состоит из  1 файл

Вазопись Древней Греции.docx

— 34.80 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Это  в значительной мере объясняется своеобразием исторического развития Древней Греции, где, несмотря на существование рабства, долгое время большую роль играл свободный труд ремесленников и землевладельцев. Лишь к концу 5 в. до н. э. рабовладение стало оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека.

     Весь  уклад жизни и в период архаики  и, особенно в годы расцвета города-государства  носил по преимуществу общественный характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в  своем узком семейном кругу, а  на площади народных собраний, в  храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая  интересная и содержательная часть  личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.

     В частном пользовании отдельного гражданина находились только художественно  исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, главным образом прикладного искусства, которые служили для украшения интерьера дома. Такие виды искусства, как скульптура и живопись, не говоря уже об архитектуре, вплоть до 4 в. до н. э. принадлежали непосредственно общине.

     История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.

     1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.

     2. Архаика, или период образования  рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.

     3. Классика, или период расцвета  греческих городов-государств (5 и  большая часть 4 в. до н.э.). Период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.

     4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.

     Наиболее  своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства  является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и  культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные  черты рабовладельческой демократии. 

     1. Гомеровская Греция 

     Древнейший  период развития греческого искусства  носит название гомеровского по имени  легендарного автора эпических поэм “Иллиада” и “Одиссея”, описавшего это время.Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

     Начальный этап собственно греческого искусства - геометрика (IX - VIIIв. до н.э.) - возвращение к древнему знаково-символическому языку. Самое яркое своё выражение геометрика нашла в керамике. Вазы, так называемого “геометрического стиля” отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчёркнутого росписью. Роспись наносилась коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Повсюду возникали школы керамики. Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов: в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили в качестве надгробия.

     Наиболее  полное представление о “геометрическом  стиле” дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

     Важной  особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. По отношению к искусству доклассового общества эти вазы безусловно знаменуют шаг вперед. 

     2. Архаика 

     Период  архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика (слово “керамика” произошло от греческого “керамус” - гончар; одно из предместий Афин - Керамик особенно славилось в 6 и 5 вв. до н. э. своими гончарами).

     Греческие вазы служили для самых разнообразных  целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Конечно, художественно выполненные и богато расписанные вазы не были предназначены для повседневных бытовых нужд.

     В 7 и особенно в 6 в. до н. э. сложилась  довольно стройная, хотя и допускающая  отдельные вариации система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Так, амфора предназначалась для хранения вина и масла; кратер -- для смешивания (во время пира) воды с вином; из килика пили вино; в стройном лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. По сравнению с керамикой гомеровского периода формы и пропорции ваз стали строже и красивее. Своим ясным, тонко почувствованным ритмом, соразмерностью всех частей греческие вазы превзошли сосуды и Древнего Египта и Эгейского мира. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы.

     Эволюция  вазовых росписей шла от схематичных  и отвлеченно-декоративных изображений  к композициям развернуто сюжетного характера, наглядно повествующим о действиях и поступках изображенных героев. Смелые реалистические искания художников-вазописцев часто опережали развитие скульптуры.

     Во  времена ранней архаики (кон 8 -7 в. до н. э.) геометрический стиль стал сменяться ориентализирующим (то есть подражающий Востоку). Отличительная черта - появление обмазки - тонко приготовленной и очищенной глины, которая скрывала грубоватый материал, из которого изготавливалась ваза и позволяла наносить росписи не только чёрным лаком, но и разжиженным до получения различных оттенков коричневого, сероватого, красного, оранжевого, золотистого. С этого времени две накладные краски, пурпурная и белая, часто применялись для обогащения живописных композиций.

     Центрами  этого направления были торговые города островной и малоазийской Греции, а также Коринф. Вазы с островов Мелоса, Родоса и из Коринфа отличались нарядностью росписи, носившей в основном декоративный характер. Целый ряд мотивов орнамента благодаря торговым и культурным связям был заимствован с Востока. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не видел.

     В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная  вазопись, зародившаяся еще в 7 в. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины; иногда добавлялись белый цвет и процарапывание узора одежды, волос и т. п. по поверхности лака. Последовательно проходившая перед зрителем вереница фигур развертывала ясную и понятную ленту повествования.

     Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Кратер Клития, выполненный  в мастерской Эрготима около 560 г. до н.э., может дать представление обо всем изобразительном богатстве чернофигурной вазописи. Рисунок на огромном кратере разбит на ряд поясов. Большинство из них носит конкретный сюжетный характер и посвящено рассказам о целом ряде событий. Человеческие фигуры лишены какой-либо индивидуальной характеристики: они плоскостны, и их движения резки и угловаты; животные точнее по рисунку, изящнее и живее. Каждая полоса в отдельности дает затейливый ритмический узор и вместе с тем наглядный рассказ, изобилующий подробностями; оформление вазы в целом представляет собой явный пример перехода от “коврового” заполнения всей поверхности вазы к более строгой композиционной архитектонике.

     По  мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению  плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной  вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи -- к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

     Таким образом, в вазописи к концу архаического периода получили исключительно  важное значение реалистические тенденции, во многом подготовившие победу реализма в искусстве Греции эпохи классики.  

     3. Классика 

     С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался  классический период развития греческой  культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства.

     Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии -- так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции.

     Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства -- в “эпоху Перикла” -- продолжалось примерно также четыре десятилетия -- с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой.

     К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда начало отрицательно сказываться  на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого общества.

     В этот период поздней классики искусство  развивалось в условиях кризиса  греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.

Информация о работе Вазопись Древней Греции