В поисках русской вокальной школы: национальная традиция в академическом сольном пении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:14, курсовая работа

Описание

Крайне сложно представить себе не поющего человека. Есть те, кто стесняются петь при других, есть те, кто поет только в особом расположении духа, есть те, кто может петь только по праздникам в кругу самых близких. Однако для многих людей песня – постоянный спутник жизни, неотъемлемая часть повседневности и вечности. И тихое мурлыканье, сопровождающее работу, и летящая вдаль рулада, вырвавшаяся из сердца в минуту блаженства или скорби – все это самые естественные проявления человека, такие же жизненно необходимые, как улыбки, слезы, поцелуи, сны или смены настроения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Юля.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Университет им. М. В. Ломоносова

Факультет Иностранных Языков и Регионоведения

Отделение лингвистики и межкультурной  коммуникации 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету

Русский мир в контексте мировых цивилизации

на  тему

«В поисках русской вокальной школы: национальная традиция в академическом сольном пении» 
 
 
 
 

Работу  выполнила: студентка 2 курса

группы 2МКК

Кичева  Юлия

Руководитель  семинара: доц. Баркова Ю.С. 
 
 
 
 

Москва 2009

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Canto ergo sum!

Н. Андгуладзе

 

Введение

    Крайне  сложно представить себе не поющего человека. Есть те, кто стесняются петь при других, есть те, кто поет только в особом расположении духа, есть те, кто может петь только по праздникам в кругу самых близких. Однако для многих людей песня – постоянный спутник жизни, неотъемлемая часть повседневности и вечности. И тихое мурлыканье, сопровождающее работу, и летящая вдаль рулада, вырвавшаяся из сердца в минуту блаженства или скорби – все это самые естественные проявления человека, такие же жизненно необходимые, как улыбки, слезы, поцелуи, сны или смены настроения.

    «Вся  культура выросла из песен и плясок» - читаем мы у Андрея Белого.1 Трудно отказать в проницательности выдающемуся стихотворцу! Даже на бытовом уровне восприятия мы часто представляем наших далеких предков поющими, танцующими, извлекающими звуки из всего окружающего и околдовывающими этими звуками саму природу. О роли песни и танца в эволюции человека задумывались и ученые, и художники. Так, американский философ Льюис Мэмфорд считает, что для эволюции человека не меньшее, если не большее значение, чем производство орудий труда, имели «формы ритуала, пение, танец, которые в развитом виде встречаются у примитивных народов и гораздо более совершенны, чем их орудия».2 А из орфических гимнов Древней Греции мы узнаем, что именно музы наградили человека памятью и разумом.

    Однако  музыка и пение не только способствовали эволюции человека, но и развивались  вместе с ним. Постепенно совершенствовалось певческое мастерство народных исполнителей, зарождалось профессиональное пение. Огромную роль в становлении пения как профессионального искусства сыграла православная церковь. Приняв христианство, Русь стала преемником не только религиозных убеждений, но и многих традиций, связанных с богослужением.

    Пение в церкви с самого начало было привилегией специально обученных людей, а не всенародным актом творчества. Уже тогда, в Древней Руси, начали появляться музыкально-теоретические труды, ведь профессиональные исполнители стремились глубже постигнуть суть музыки, понять ее строение, а также передать свой вокально-исполнительский опыт ученикам, дальнейшим поколениям певчих. 

    Широко  известно, что процесс обмирщения культуры начался на Руси довольно поздно, в 17 веке. Однако только в 30е  гг. 18 века в Россию начала проникать  итальянская музыка. Приглашенные музыканты разыгрывали небольшие интермедии, давали концерты, а с 1737 года начали ставить оперы, задействуя в них русские хоры.3 Такой опыт межкультурного творческого общения оказался очень важным для русских музыкантов, ведь им удалось перенять итальянскую вокальную технику, которая с момента зарождения оперы и до наших дней считается образцовой.

    Однако  неуемная страстность русской души заставила общество принять итальянскую  музыку так горячо, что оно забыло о своей собственной. Долгое время народная музыка считалась примитивной, несовершенной, недостойной внимания. Только в 19 веке великий русский композитор Михаил Иванович Глинка обратился к почти забытой народной музыке и соединил композиторский и исполнительский профессионализм с подлинной душой народа. Именно поэтому творчество М.И. Глинки является своеобразной точкой отсчета для русской музыки, моментом зарождения русской оперы и русской вокальной школы.  

    Термин  «вокальная школа» - понятие очень  сложное, подразумевающее и особую манеру исполнения, и методику обучения певцов. Поскольку обучение пению остается и в наши дни процессом эмпирическим, опирающимся на ощущения и образы, часто говорят не только о национальной вокальной школе, но и о школе какого-либо педагога, подразумевая его методику работы с учениками.

    Однако  в 20 веке понятие национальной вокальной  школы постепенно нивелируется под  влиянием единого эталона академического пения4. В России уже в 1954 году на Всесоюзном вокальном совещании в Ленинграде были сформулированы основные принципы воспитания певцов, которым педагоги должны следовать независимо от методов и приемов работы с конкретным учеником. «Это единство художественного и технического развития, индивидуальный подход к ученику и принцип постепенности и последовательности в воспитании певца и его голоса»5

    Означает  ли это, что произошла своеобразная «глобализация» вокального искусства? Неужели теперь в профессиональном вокальном искусстве не осталось ничего народного, национального, традиционного? Значит ли это, что русские оперные и камерные певцы ничем не отличаются от европейских и американских? И куда тогда делись традиции, веками собирающиеся в певческом опыте народных, церковных, оперных исполнителей?

    Цель  данной работы – определить русские национальные традиция в академическом пении, обращаясь к истории развития русского профессионального исполнительства, а также к опыту современных вокальных педагогов и исполнителей.

    Задачи  работы:

    1. Изучить национальные особенности русского народного и церковного пения в свете их влияния на академическое вокальное искусство
    2. Проследить основные вехи развития вокальной педагогики в России.
    3. Изучить технические и исполнительские особенности русского академического пения с использованием вокально-педагогической литературы, а также на примере творчества конкретных исполнителей.
    4. Определить национальные особенности русского профессионального певческого искусства и обозначить русские традиции сольного академического пения, используя сравнение с западным вокальным искусством

    Таким образом, в работе будет сделана попытка проанализировать путь становления русского профессионального пения для выявления связи прошлого с настоящим и для нахождения специфических национальных особенностей академического вокального исполнительства.

    Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня, в минуты столкновения, если не сказать борьбы, глобализации и локализации, очень важно определить границу между национальным и межнациональным и в искусстве. Стремясь достичь общепринятого вокального идеала, очень важно не забывать о национальных традициях исполнения и восприятия музыки, для того чтобы в процессе творческой интеграции не потерять своих корней. Имея перед глазами единый всемирный технический ориентир, исполнитель не должен отрекаться от духовных богатств национальной культуры, чтобы иметь возможность обогатить как свою творящую личность, так и – через свою интерпретацию музыкальных произведений -  мировую музыкальную культуру.

 

Русское народное пение.

    «Где  музыка берет начало? Где ноту первую берет?». Многие помнят эту песню из кинофильма “Чехарда”, наивно пытающуюся объяснить происхождение музыки, но никто не может ответить на поставленный вопрос с точностью. Мысли о происхождении музыки занимали самых разных ученых: и музыковедов, и философов, и культурологов, и даже лингвистов. Важно заметить, что, даже не зная точно происхождения музыки, многие определяют ее как первооснову искусства. Интересна в этом отношении мысль А.Ф.Лосева: «Музыка ближе всего к первохудожеству, и она воплощает не образы становления, но само становление как таковое»6

    Если  сама музыка может считаться первоосновой искусства, то первоосновой музыки может  считаться пение7. Но это не выверенное профессиональное пение с высокими претензиями к исполнителю и с высокими идеалами, а пение народное, рожденное в самом сердце культуры, в человеческом сердце прозвучавшее и человеческим голосом озвученное. Поэтому, прежде чем обращаться к академическому пению, очень важно понять особенности пения народного.

    К сожалению, письменных источников, повествующих об особенностях славянского народного пения, практически не существует. Однако по дошедшим до нас народным песням мы можем судить, что еще до христианизации Руси народное музыкальное искусство славян было достаточно развито и занимало большое место в жизни людей. Вот что говорит об этом историк древнерусской музыкальной культуры Л.Н.Романов: «Народ складывал свои песни по впечатлениям и чувствам, опирающимся на явления самой жизни. Народное музыкальное творчество, не стесненное идеями христианского аскетизма, не ограниченное никакими требованиями теории и норматическими эстетическими принципами, развивалось в свободной манере вокальных импровизаций и передавалось изустно от поколения к поколению»8

    Принято говорить, что русский народ всегда славился своей музыкальностью. И в самом деле, если посмотреть на разнообразие дошедших до нас народных песен, сложно не поразиться обилию музыкальных жанров, выросших из большого количества жизненных ситуаций, сопровождавшихся пением. В.М. Щуров выделяет календарные обрядовые песни, сопровождающие различные праздники, смену времен года, полевые работы; семейные обрядовые песни, исполняющиеся при рождении ребенка, на свадьбе, в причитаниях женщин о горестях своей жизни; хороводные, игровые, плясовые песни, без которых нельзя представить народный праздник или гуляние; эпические песни, повествующие о деяниях народных героев; трудовые бурлацкие песни, скрашивающие тяжесть физического труда; лирические песни, самые распевные и трогательные, повествующие о глубинных душевных переживаниях; частушки, припевки, страдания, духовные стихи, небылицы и скоморошины, музыка народного театра, городская народная песня…9

    Обилие  жанров поражает воображение и доказывает, как значительна и всеобъемлюща роль песен в народной культуре. Каждой песне соответствует своя манера исполнения, свои технические особенности вокализации. Знаменитая распевность и так называемая «душевная колоратура» - далеко не единственные краски народной музыки. Обрядовые песни, например, отличаются малой распевностью, ограниченным диапазоном, ясностью, логичностью мелодии. Исполнять их принято резко, зычно, звонко, направляя вдаль. И это естественно, ведь обрядовые песни призваны донести человеческую волю или мольбу до высших сил, повлиять на мироздание! Для эпической народной музыки, такой как былины, баллады, исторические песни характерна мелодекламационная манера исполнения, размеренный, речитативный характер. Исполнение таких песен похоже на драматическое представление, часто сопровождающееся аккомпанементом. Лирические народные песни стали «визитной карточкой» народной музыки вообще, ведь именно с их широтой, воздушностью, протяжнстью, мелодичностью и эмоциональностью связаны наши первые представления о народной музыке вообще. 10

    Технические особенности народного пения в сравнении с академическим являются логическим следствием из условий исполнения народной вокальной музыки. Первое, что обращает на себя в народной манере пения – открытый способ голосообразования. Такая манера дает яркий, открытый, светлый звук, в котором гораздо меньше вибрато и почти отсутствует полетность. И это вполне логично, ведь народным исполнителям не нужно перекрывать оркестр, посылать голос в зал. Это пение, скорее, камерное. При этом манера голосообразования и артикуляция в пении речевые, что делает его естественным, свободным, льющимся. Диапазон народных песен редко выходит за пределы октавы, поэтому поются они в рамках одного регистра, что освобождает народных исполнителей от мучительной работы выравнивания голоса и сглаживания переходных нот и дает им возможность сконцентрироваться на художественном значении исполняемых произведений. 11

    В народном пении значительное внимание уделяется слову. Именно от слова, от речевой интонации, берет свое начало своеобразная манера исполнения. Как говорили в старину, «песня сказывается, а напев приходит сам».12 Голос словно подчиняется смыслу текста, подчеркивает драматические места напряженными интервалами, сменой штрихов, тембровой окраски. В русском народном пении напрочь отсутствует бессмысленная вокализация, украшения ради красивости. Все направленно на передачу чувств героя или развитие сюжетной линии. Эта строгость внутреннего драматизма – пожалуй, самое важное, что дала народная музыка музыке профессиональной. Недаром на протяжении всего двадцатого века, когда возвеличивание достижений русской вокальной школы было любимым делом большинства педагогов и историков музыки в СССР, именно бережным отношением к слову, актерским восприятием музыкального текста как национальной чертой больше всего гордились наши соотечественники.

Информация о работе В поисках русской вокальной школы: национальная традиция в академическом сольном пении