Творчество Данте Алигьери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:22, научная работа

Описание

Авзония! Древнее наименование Италии по названию авзонов, одного из племен, когда-то населявших Апеннинский полуостров.
Удивительная страна. Пережив нашествия иноземных захватчиков, набеги грабителей, разрушавших ее величественные постройки, часто униженная и, кажется, совсем уж уничтоженная, она никак не покидала мировую историческую арену и дивила человечество новыми и новыми духовными богатствами.

Содержание

Введение
Глава I. Юный Данте – автор первых сонетов
Глава II. Философская система флорентийского изгнанника
Глава III. «Божественная комедия»
§1. Общая характеристика произведения
§2. Начало пути – девять кругов ада
§3. «Чистилище»
§4.Царство «чистого воздуха»
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая изменение.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Подняв глаза, омытые слезами,

Я увидал, как улетает в высь

Рой ангелов, белея словно манна;

И облачко пред ними шло как знамя,

И голоса вокруг его неслись,

Поющие торжественно: «Осанна!»[6, XXIII]

Белое облачко-  душа Беатриче- напоминает о ясном , голубом небе. Беатриче обрела мир, утратив свою двойственность: перестала быть женщиной, теперь она только ангел.

Беатриче растворилась в вечности. Любовь к женщине слилась с любовью к богу. Стремление к единению с миром приняло у Данте христианско-мистическую форму.

Третья часть начинается после смерти возлюбленной. В канцоне «Устали очи, сердцу сострадая» Данте скорбит о Беатриче, покинувшую грешную землю, недостойную ее, и вновь напоминает, что она теперь среди ангелов. Беатриче превращается в символ благодати. Поэтому лирическое чувство поэта оживает лишь в воспоминаниях о возлюбленной, как о земном существе.

После стихов, оплакивающих Беатриче, Данте вводит неожиданны эпизод, который абсолютно не соотноситься  ни с канонами рыцарской любви, ни с мистическим поклонением. В сердце поэта зарождается новое чувство, на этот раз ответное. Робкая, оборвавшаяся любовь, которая звучит приглушенно, - одна из самых поэтических страниц «Новой жизни». Четыре сонета Данте посвятил женщине, которая его пожалела. Чувство к ней не было внезапным, как к Беатриче. Оно развивалось постепенно, и Данте показывает, как оно все больше его захватывает. 

Сонеты просты, поэт не стремиться идеализировать женщину, придать ей ореол ангела. Но Данте пристально вглядывается в ее лицо. «Никогда я не видел, чтобы бледность – цвет любви и цвет сострадания – так покрывала лицо женщины, хотя я часто видел милые очи и горькие слезы. Как бледнеете вы, когда я перед вами страдаю. Из-за вас мне приходит на память то, отчего разрывается мое сердце».

Последние три сонета вновь посвящены Беатриче. В сонете 24-м опять повторяет мысль, что кончина Беатриче - это несчастье, которое постигло человечество, и особенно  Флоренцию. Сонет представляет собой грустное, задумчивое рассуждение. Данте обращается к проходящим через город паломникам:

«Поведайте, почто вы слез не льете,

Застигнувши сей город среди бед?

Иль горя вы не видите примет

И тяжести утрат не сознаете?...»[6,XXIV].

Мягкость и задумчивость придает сонету образ странников,  неторопливо идущих через город. Все в сонете естественно и просто, даже удивление Данте. Смерть Беатриче так поразила его, что все люди, кажется ему, должны разделить  его скорбь.

Последний сонет «Новой жизни» – мистическое видение, более абстрактное, чем канцона о вещем сне, но имеющее особое значение. Это является некой отдаленной «прелюдией» к «Божественной комедии».

Поэтическая история Данте и Беатриче закончена. Возвеличивая Беатриче, Данте придал чувству любви объективное значение и создал представление о человеке как о существе возвышенном, одухотворенном.

Произведение имеет двойной план – реальный и философский, и это приводит к тому, что в повести сочетаются элементы разных жанров. Аллегорические видения и сны, которые подчеркивают общефилософский смысл, относятся к жанру аллегорического романа в стихах. Но одновременно там, где речь идее о личных переживаниях поэта, о его чувстве,  дает  о себе знать новый жанр  - психологический роман.

В «Новой жизни » укрепляется и развивается этика «стильновистов», в основе которой лежит интерес к человеческой личности, к ее духовному миру. Эта новая этика позволила идеализировать простого человека, очистить его и соединить с миром. Любовь к женщине становится связующим звеном между поэтом и человечеством, но облечена любовь в мистическую форму. В сознании поэта духовный центр вселенной не человек, а божество, и поэтому любовь к женщине сближает с любовью к богу.

Глава II. Философская система флорентийского изгнанника

«Новая жизнь» прославила имя Данте. Вскоре к ореолу поэта прибавилась слава выдающегося эрудита, одного из образованнейших людей Италии. Круг его интересов был необычайно широк для того времени. Он изучал историю, философию, риторику, богословие, астрономию, географию. Наряду с схоластической богословной философией он занимался системами восточной философии, был знаком с учениями Авиценны и Аверроеса. Он изучал и великих античных поэтов и мыслителей — Платона, Сенеку, Вергилия, Овидия, Ювенала. Стация, интерес к творениям которых с особой силой пробудится у гуманистов эпохи Возрождения.

Флорентийская коммуна выдвигает Данте на видные должности, поручает ему ответственные дипломатические миссии. В, 1300 году его избирают в комиссию шести приоров, правящую городом.
Время активной политической деятельности Данте совпало с новым обострением гражданских распрей в коммуне. На этот раз вражда разгорелась внутри самого гвельфского лагеря. Борьба за власть и источники доходов расколола флорентийских гвельфов на две враждебные фракции — «белых» и «черных».   Данте принадлежал к «белым» гвельфам. В дни, когда над Флоренцией сгустились тучи новой гражданской распри, он боролся против «черных» гвельфов, разоблачал их сговор с папской курией, призывал к сопротивлению алчным притязаниям папы Бонифация VIII.
В 1301 году яростный взрыв политических страстей потряс Флоренцию. «Черные» гвельфы захватили власть в городе и беспощадно расправились с «белыми». По Флоренции прокатилась волна ссылок и казней.
В дни победы «черных» гвельфов Данте не было в городе, и только это спасло ему жизнь. Но его судили заочно и приговорили к смерти. Поэту угрожало сожжение, если бы он осмелился ступить на Флорентийскую землю.
С этого момента жизнь Данте трагически надломилась. Лишенный родины, поэт скитается по разным итальянским городам. «Пересекает даже пределы страны, одно время живет в Париже. Феодальные сеньоры, правители-тираны охотно распахивали двери своих палаццо перед прославленным поэтом, но нигде не оставался он надолго. Боль поражения, тоска по родной Флоренции гнали его с места на место. Гостеприимство владетельных князей унижало и оскорбляло.

B скитаниях, лишениях, в скорбных раздумьях о судьбах Италии созрел ослепительный гений Данте. Он выступает в эти годы как поэт, философ, политический деятель, публицист, ученый-исследователь.

Теперь философия должна была помочь   Данте утвердиться в новом мире, утешить его в несчастье. А главное – восстановить то чувство единства с человечеством, которое когда-то звучало в «Новой жизни», а теперь было разрушено пережитой катастрофой.  Уже не мистическая любовь к женщине должна была вести людей к нравственному обновлению и связывать их, а философия - рациональное познание истины. В этом цель его философского сочинения «Пир», которое он написал между 1304 – 1306 годами.

По плану поэта, «Пир» должен был состоять из четырнадцати прозаических трактатов, не считая вводного, который бы комментировал четырнадцать канцон. Но из задуманных четырнадцати трактатов Данте написал только три, не считая вводного. Именно этот первый вводный трактат наиболее интересен. В нем сильнее всего ощущается личность поэта. Прежде всего, Данте объясняет, почему он задумал написать «Пир». Ссылаясь на Аристотеля, он говорит, что люди стремятся к знанию, но не все в состоянии его приобрести: у одних не хватает способностей, другие заняты семьей, общественными обязанностями. Поэтому ученых- немного. И вот он, Данте Алигьери, скромный ученик славных мудрецов, считает своим долгом, долгом человека– поделиться знаниями. «потому что,- пишет он, человек человеку друг, а каждый друг беспокоится о недостатках того, кого он любит».

Данте имеет стремление – сделать философию доступной и понятной необразованным людям. Чтобы достичь этой цели, поэт решил писать трактат не на латинском языке, а на народном. Но не только желание просветить широкий круг людей заставило его обратиться к народному языку; была еще одна важная причина- любовь к родной речи. «Многие по своей низости презирают родной язык, а чужой хвалят; это отвратительные, дурные люди итальянской земли. Они считают низким наш прекрасный язык, который если низок чем-нибудь, то только тем, что он звучит в продажных устах этих ублюдков». Говоря о чужом языке, Данте подразумевает, прежде всего, провансальский, который в Италии считался литературным языком. Чтобы показать всем достоинство родного языка, объясняет Данте, он стал писать на нем прозу, так как проза безыскусственнее поэзии и дает возможность по-настоящему оценить язык. Эта любовь к родному языку переплетается у Данте с любовью к предкам, с любовью к итальянской земле. Поэт подводит читателей к мысли, что язык связующее звено между итальянцами.

Но хотя он и говорит об итальянской земле, любит он по-настоящему Флоренцию, которая его отвергла. И эта любовь к Флоренции, и горькая обида изгнанника совершенно неожиданно прорываются на страницы трактата, после того как Данте рассуждает о том, что не подобает автору говорить о себе. Прося извинение у читателей за недостаточно совершенную форму своего сочинения,  поэт горестно замечает:  «Ах, если бы угодно было властителю  вселенной…, чтобы другие не были передо мной виноваты, и я бы не страдал от несправедливого наказания, изгнания и бедности. <…> И побрел я по всем городам и весям, где только раздается наш язык, побрел бездомным странником, почти нищим, обнажая, против воли, язвы от нанесенных мне ударов судьбы, язвы которые несправедливо вменяют мне вину»[2,64].

В этом отрывке почти зримой становится фигура Данте, фигура человека, застигнутого ударом судьбы.  Но поэт не считает себя героем и не пускается в общие философские рассуждения.  Это его личное несчастье, и он жалуется не слезливо, как малодушный трус, а сдержанно и горько, как человек сильный и гордый.

Во втором трактате Данте подробно излагает основы современной космографии, а в третьем – учение Аристотеля о душе и этике, объясняет, что такое философия. В этой части, посвященной человеку, его свойствам разуму и познанию, как лейтмотив, звучит фраза: «Из всех созданий божественной мудрости человек -  самое удивительное и чудесное».

Канцона, вошедшая в четвертый трактат,  посвящена теме истинного благородства. Данте возражает против распространенного воззрения на благородство. В основе этого воззрения лежало суждение Аристотеля, что благородство – это старое, издавна приобретенное богатство, сочетающееся с добронравием. Данте решительно не соглашается с первой половиной такого определения, он возмущается  сословными предрассудками. Неправильно думают те, говорит он, кто полагает, что у «низкого» отца не может быть благородного потомства, или наоборот, что у благородного человека не может быть подлых потомков.

Так что же такое истинное благородство и где оно возникает? Благородство – это добродетель; только те, кто ведет добродетельную жизнь, могу почитаться благородными. А возникает это «божественное семя в душе отдельных людей», не род облагораживает отдельных личностей, а отдельные личности облагораживают свой род. Так Данте не только отрицает широко распространенное мнение, но развивает идею личного благородства.

Большое место в трактате занимают рассуждения об общественной жизни. Данте говорит о счастье, которое может дать активная, созерцательная жизнь. В этики Аристотеля созерцательной жизни отдается предпочтение. Еще более определенно говорится об этом в Евангелии. Данте подчеркивает, что и активная жизнь развивает в человеке благородство, более того она дает человеку блаженство. Данте не мог ценить человеческую активность, это противоречило бы его мироощущению. А активность для него – это, прежде всего,  участие в политической жизни. Интерес к ней проявляется в том, что в этой части своего сочинения Данте уделяет большое внимание  государственному устройству. Идеальным государственным строем поэту представляется единая монархия, наподобие римской, где были бы невозможны войны и распри между городами.

В «Пире», так же как и в «Новой жизни», эстетический принцип, утверждающий значение личности, сочетается со стремлением к единству. Это стремление проявляется и в своеобразном просветительстве, и защите родного языка, и,  наконец, в политическом идеале единой монархии.

В «Пире» Данте упоминает, что собирается написать трактат «О народной речи». Он написал целиком первую книгу трактата и часть второй около1307 года перестал над ним работать. Сочинение было предназначено для ученых людей, поэтому трактат был написан на латинском.

В первой книге Данте рассматривает вопросы, связанные с происхождением и развитием языков, во второй – излагает основы поэтики

Начинает он с предупреждения читателя, что до него никто не излагал учения о народной речи, а это необходимо всем людям, потому что все ею пользуются. Народной речью Данте называет современные ему языки, противопоставляя их латинскому. Затем Данте переходит к вопросу о возникновении языков. Источником Данте была Библия, поэтому, исходя из правильной посылки, что речь нужна людям для передачи друг другу своих мыслей, он дальше следует за мифами и рассказывает, как бог даровал Адаму речь,  и как во время строительства Вавилонской башни произошло разделение языков. Затем появляются интересные замечания об общем происхождении европейских языков, об основных языковых группах Европы и, в частности, о сходстве и различии романских языков: французского, итальянского и провансальского, происходящих от одного общего языка, но развивавшихся по-разному. Языковые изменения привели к многочисленным наречиям; в одной Италии Данте насчитывает четырнадцать диалектов. Рассматривая эти диалекты Данте приходит к выводу, что все они несовершенны. Истинные поэты пишут не на диалектах, а на языке, который Данте называет  славным придворным языком, обозначая так итальянский литературный язык. Данте хочет, чтобы был создан единый  литературный итальянский язык, общий для всех областей деятельности.  Здесь поэт подходит к важнейшей идее, уже намечавшейся в «Пире», идее единства итальянского народа.

Из всех философских учений на творчество Данте наиболее сильное влияние оказала томистская интерпретация аристотелевского учения. Но Данте по-своему попытался примирить католическую доктрину с рационализмом  Аристотеля, считая, что откровение дается умственно совершенному человеку. И по этому поэт придает философии более важное значение, чем богослов Фома. Его интересы более светские, а этика и политика, то есть вопросы земного бытия, привлекают его больше, чем метафизика, которой занимались теологи.   

Глава III. Божественная комедия

§1. Общая характеристика произведения

Величавым итогом всего поэтического пути Данте является «Божественная комедия.  Она вобрала опыт целой жизни, все то, что годами крепло в душе поэта, питало его мысль и художественный гений. Вдохновенный лиризм «Новой жизни», философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном красноречии» и «О монархии» — все слилось в «Божественной комедии» в величественный синтез, все получило новую даль и широту.

Информация о работе Творчество Данте Алигьери