Тотемизм и магия. Структура магии. Виды магии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:04, реферат

Описание

Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «манна». Этот термин ученые позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющую природными процессами. Человек обладает манной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Манна посылается богами, что предполагает их обладание манной в первую очередь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Откуда появилась религия……………………………………………………….4
Тотемизм…………………………………………………………………………..5
Магия…………………………………………………………………………........7
Виды магии……………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………………9
Библиографический список………………………………………………………...10

Работа состоит из  1 файл

Культорология.docx

— 23.94 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный университет путей  сообщения»

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

- филиал  федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения 

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный университет путей  сообщения»

в г. Перми

(ПИЖТ  УрГУПС)

 

 

 

Кафедра гуманитарных и

социально-экономических 

дисциплин

 

 

Реферат

по дисциплине: «Культорология»

на тему:     «Тотемизм и магия. Структура магии. Виды магии»   

 

 

 

 

 

 

Проверил:                                          Выполнила:

Преподаватель                                                                            студентка 1 курса

Чусова О.Т.                            шифр ПС-111

                                                  Дубровина К. А._

                                                      

 

      

 

 

 

 

 

г. Пермь  – 2012г.

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Откуда появилась религия……………………………………………………….4
  2. Тотемизм…………………………………………………………………………..5
  3. Магия…………………………………………………………………………........7
    1. Виды магии……………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………………9

Библиографический список………………………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

То, что религия и в наши дни  оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве  веры . Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие  этические принципы руководят его  поступками, какие идеалы вдохновляют  его творчество. Словом, культура в  конечном счете зарождается в  недрах того, что можно называть религией в широком смысле слова.

 

Исторически первой формой существования  религии были первобытные религиозные  верования, возникшие еще у неандертальцев, живших 50–100 тыс. лет назад. Религиозные  верования и культы первобытных  людей складывались постепенно.

 

История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования  двигали миром, как мифы, концепции  и убеждения меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в  эволюции науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Откуда появилась религия

 

Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам  было неведомо понятие «природа», поэтому  предметом их поклонения являлась безличная  природная сила, обозначаемая понятием «манна». Этот термин ученые позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющую природными процессами. Человек обладает манной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Манна посылается богами, что предполагает их обладание манной в первую очередь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тотемизм

 

Тотемизм  – одна из ранних форм религии, в  основе которой лежит вера в существование  особого рода мистической связи  между какой - либо группой людей (племя, род) и определенным видом  животных или растений (реже - явлениями  природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных  верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, иначе о её существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей устойчивые языковые обороты. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно - родственных отношений. Члены родовой группы стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело с одной стороны, к усилению культа предков, с другой стороны к изменению отношения к самому тотему. Например, возникли запреты на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.

В наиболее чистом и удобном для исследования виде тотемизм был обнаружен у  индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной  и Южной Африки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Магия

 

К ранним формам религии относится магия (в буквальном переводе с древнегреческого - колдовство). Она представляет собой возникшую  у первобытных людей веру в  возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.)

Возникнув в  глубокой древности, магия сохранялась  и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально  магические представления и обряды носили общий характер, то со временем произошла их дифференциация.

Обычно магическими  приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые  искренне верили в свою способность  общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное  состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив  и обращался к ним за помощью  в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у  первобытных людей.

 

    1. Виды магии

 

По методам воздействия магия  делится на :

    • контактную  - путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие;
    • инициальную - магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности;
    • парциальную - опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы;
    • имитативную - воздействие на подобие субъекта.

 

По целям воздействия  магия делится на :

    • вредоносную;
    • военную;
    • промысловую;
    • лечебную;
    • любовную и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первобытном  обществе религия в качестве относительно самостоятельного образования еще  не выделилась. Фетишизм, тотемизм, магия, и связанные с ними ритуалы, вплетенные в первобытно-мифологический синкретический комплекс духовно-практической деятельности, образовывали своеобразную проторелигию. В дальнейшем, становясь относительно самостоятельной областью духовной жизни, религия все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи этих элементов.

 

Первобытные религиозные верования оказали  значительное влияние на развитие человеческого  общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под  влиянием общественного развития. Они  послужили базой для всех последующих  форм религии и их элементы сохраняются  до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Книги: 

    1. А. Е. Чайковский, Н. А. Капочкина, М. С. Кудрявцев, История религий: учебное пособие
    2. Финк, Р. А. Религиоведение: учеб. пособие  / Р. А. Финк. – Омск: Изд-во ОмГТУ,  2009. – 112 с.

 

Ссылки:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Магия
  2. http://nlpr.ru/node/42
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%F2%E5%EC%E8%E7%EC
  4. http://scepsis.ru/library/id_393.html

 

 


Информация о работе Тотемизм и магия. Структура магии. Виды магии