Титаны возрождения: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы: рассмотреть особенности и содержание культуры в эпоху Возрождения.

Содержание

1.Значение эпохи Возрождения в мировой культуре.
2.Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
2.1 жизненный путь;
2.2 вклад в развитие культуры.

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Таблица основных дат и событий

1)         1452. Рождение Леонардо

2)         1457. Леонардо - флорентийский гражданин

3)         1470. Учеба Леонардо

4)         1472. Леонардо - член «Товарищества  художников»

5)         1472-1482. Rotella di fico, Медуза, Нептун и  др.

6)         1476. Анонимное обвинение в адрес  Леонардо

7)         1476. Вторичное анонимное обвинение

8)         1477. Заказ от Лоренцо Медичи

9)         1478. Заказ для капеллы св. Бернарда

10)      1480. Работа над "Поклонением  волхвов"

11)      1483-1489. Конная статуя Франческо  Сфорца

12)      1483-1491. Портрет Цецилии Галлерани

13)      1490. Работа над конной статуей  Франческо Сфорца

14)      1490. Свадьба Галеаццо и Изабеллы  Арагонской.

15)      1492. Мартезанский канал, работы  во дворце Моро

16)      1493. Выставка модели "Коня" ("Колосса")

17)      1494. Письмо Леонардо и Амброджио  де Предиса

18)      1495. Работы в монастыре delle Grazie

19)      1496. «Тайная вечеря»

20)      1497. Герцог побуждает Леонардо  окончить «Вечерю»

21)      1498. Плафон в зале «delle Asse»

22)      1500. "Джоконда", инженерные проекты

23)      1500. Письмо Lorenzo da Pavia Изабелле д`Эсте

24)     1502. Леонардо на службе у Цезаря Боржия 3-1491. Портрет Цецилии Галлерани · 1503-1505. Леонардо на службе у Синьории

25)      1504. Смерть отца Леонардо да  Винчи

26)      1507. Возвращение Леонардо в Милан

27)      1507. Восстановление Леонардо в  правах собственности

28)      1507. Смерть Франческо, дяди Леонардо

29)      1509-1511. Леонардо занимается анатомией

30)      1513. Отъезд Леонардо в Рим, через  Флоренцию

31)      1515. Леонардо в Болонье

32)      1515. Отъезд Леонардо в Павию

33)      1517. Леонардо в Амбуазе

34)      1517. Новые декораторские работы  Леонардо

35)      1517. Посещение Леонардо кардинала Арагонского

36)      1519. Духовное завещание Леонардо

37)      1519. Смерть Леонардо

 

2.2 Вклад в  развитие культуры

     Вклад  Леонардо да Винчи   в мировую  художественную культуру является  исключительно важным даже на  фоне той когорты гениев, которую  дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

      Самые известные картины Леонардо  да Винчи  это: «Мона Лиза (Джоконда)». 1503,  "Благовещение" . 1497,   «Портрет Джиневры де Бенчи». 1474. , «Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани». 1490,  «Леда с лебедем». 1515., «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». 1510.,  «Мадонна Бенуа». 1478., «Мадонна Дрейфус». 1470-1475,  «Иоанн Креститель».  1515-1516., «Тайная вечеря». 1495-1498., «Мадонна Лита». 1480 ,  «Портрет музыканта»., «Мадонна с веретеном». 1501, «Мадонна в гроте»,  «Крещение Христа». 1472 год.

      Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в "Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных н полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы . Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

     Наука  и инженерное дело

     Единственное  его изобретение, получившее признание  при его жизни — колесцовый  замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал

много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих

мышей. Кроме  наблюдений он проводил и опыты, но они все были

неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный  аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать —  и крылья будут!». Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой» (Leonardo da Vinci. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, С. А. 190а),

Анатомия и  медицина

     В  течение своей жизни Леонардо  да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

     Изобретения

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых  ему:

Парашют

Колесцовый  замок

Велосипед

Танк

Лёгкие переносные мосты для армии

Прожектор

Катапульта

Робот

Двухлинзовый  телескоп

Мыслитель

 

     «Тайная  вечеря» (1498)

     Творец  «Тайной вечери» и «Джоконды»  проявил себя и как мыслитель,  рано осознав необходимость теоретического  обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

     Требуя  от художника углубленного изучения  изображаемых предметов, Леонардо  да Винчи заносил все свои  наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

     …Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через  математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

     Литература

     Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых  был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными  описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти.

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев; вторые носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы. Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Дневники Леонардо

     На  сегодняшний день от дневников  Леонардо уцелело около 7000 страниц,  находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали  любимому ученику мастера, Франческо  Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка — плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В  целом Возрождение создало социально-экономические,  социально-психологические и научно-теоретические  предпосылки становления культуры  как относительно самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное формирование светской науки, «светской учености». Сфера науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет светской культуры.

Информация о работе Титаны возрождения: жизнь и творчество