Теория Освальда Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание

Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат Европы" открывается словами: "В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее". Действительно, немецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности, и на основе проводимых им параллелей с современностью пытается определить судьбу Запада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................………………………………………… ……..3 стр.
Локальность культур и идея прогресса………………….. ……..4 стр.
Развитие культур...................……………………………………. 8 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................……………………………………………12 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….15 стр.

Работа состоит из  1 файл

теория о. шпенглера.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

       Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель культур? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда "из первобытно-душевного состояния  вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного...".

       Гибель  культуры происходит после того, как  «эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств... и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией".

       Ранний  период существования культуры - время  поисков средств выражения; время  определения, формулировки идей. "Чем  более приближается культура к зрелости, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем яснее становятся ее черты." Наконец, завершив все, что можно было сделать, "усталая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стремится ... из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики...".

       Говоря  о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад давно превратился в цивилизацию,  что душа его,  которую он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели Запада.

       Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют нас увидеть в современности  те явления, которые предшествовали исчезновению великих культур древности. Наиболее наглядно завершение внутренней идеи, создание стройной концепции, означающей конец творчества, показано на примере двух математик: античной и западной. "Теперь на этой высочайшей точке - истощив все свои внутренние возможности и исполнив свое назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи фаустовской души - математика Запада заканчивает свое развитие, совершенно так же, как это сделала математика античной культуры в III веке".

       Переход от культуры к цивилизации, говорит  Шпенглер, вызывает появление "трех или четырех мировых городов", "которые всосали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции ...". "Мировой город - это означает космополитизм вместо «отечества», холодный практический ум вместо благоговения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в качестве окаменелых остатков прежней религии сердца...".

       Житель  мирового города не признает традиций, борьба с которыми есть, по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Цивилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства, философии, творчества.

       Но  вместе с тем в слова О.Шпенглера  о цивилизации проникает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и важности этого периода. "... Для Шпенглера в цивилизации - своя, новая жизнь, какой бы краткий век ей не был отмерен". Немецкий мыслитель утверждает, что искусства и философия в настоящее время истощены и бесплодны; он говорит, что "в наши дни изобретатели, дипломаты и финансисты больше философы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспериментальной психологии".

       Выдвигая  тезис о том, что нынешняя эпоха  иррелигиозности ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни мирового города") есть одновременно период упадка, О.Шпенглер замечает, что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому, чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что, как бы мы ни обманывали себя относительно действительного положения вещей, мы не можем перешагнуть через него". Главный вопрос, который следует задать себе прежде, чем приступить к какой-либо проблеме - "что доступно человеку в наше время и от чего он должен отказаться?"

       Итак, критикуя европоцентризм, Освальд Шпенглер создает концепцию, направленную на выявление исторического будущего Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной повторяемости их развития. "Идея «повторяемости», и следовательно «равнозначности», обращена к Европе: множество культур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу".

       Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать  проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой  культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением. Теперь, когда понятия культуры и цивилизации в философии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения. Жизнь - действительно центральное понятие рассматриваемой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи. Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено динамики последнего.

       Нетрудно  увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее, тогда как ранняя стадия культуры - становление. Цивилизация - завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а неподвижность - это смерть.

       Время О.Шпенглер полагает совершенно особым явлением, так как пространство не подчинено закономерности направления. И в этом убеждении коренится его идея о существовании двух в корне различных способов познания мира. Один из них он зовет природой, второй - историей.

       "Природа  и история - вот два крайних,  противоположных способа приводить  действительность в систему картины мира. Действительность становится природой, если все становление рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, если ставшее подчинять становлению". Природу следует описывать с помощью законов; историю можно объяснить лишь используя язык образов. Природа есть воплощение постоянно возможного, история - однажды произошедшего.

       О.Шпенглер говорит, что нет четкой границы  между двумя этими способами  мировосприятия, но добавляет, что природа  по существу является искусственным  творением разума, "старческого" интеллекта, и поэтому характерна для стадии цивилизации. Возникновение природного понимания мира вызвано бунтом "чистого разума" против идеи судьбы, предопределенности. В противовес судьбе выдвигается принцип причинности, который позволяет выявлять закономерности между современным и будущим состояниями, управлять ими. Таково духовное обоснование превращения культуры в цивилизацию, перехода от становления к ставшему, данное немецким философом.

       И задача западной философии, по его мнению, состоит в том, чтобы создать некоторый "специфически западный" "вид исследования истории в высшем смысле", который позволил бы проникнуть в мирочувствование не только присущее собственно Европе, но и во всякое другое, в корне отличное от нашего, и при этом дал бы возможность заранее определить пути и перспективы развития иных культур.

       История культуры для Шпенглера - это ее судьба, и поэтому он говорит, что возможности внутренней идеи культуры, ее "прафеномен" реализуются во внешних формах истории. Этот новый метод исторического исследования, "Морфологию органического, истории и жизни, всего того, что подчинено направлению и судьбе", мыслитель называет физиогномикой.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Итак, из всего сказанного можно сделать  ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране  и  определяющий  ментальность входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа - "прафеномена". О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи, выявляются исторические формы данной культуры.

       Цивилизация - исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

       Немецкий  мыслитель путем ряда аналогий с  культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. "...Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации". Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.

       Глубокая  эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых  вопросов и почти поэтическая  напряженность повествования делают обоснование высказанной в "Закате Европы" концепции чрезвычайно убедительным (и зачастую маскируют недостатки аргументов).

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    1. «Антология культурологической  мысли» -  Авт. - сост.  С.П.  Мамонтов,  А.С.

    Мамонтов  – Москва: Изд-во РОУ, 1996 год.

    2. «Закат Европы» – Шпенглер  О. – Т.1 Москва, 1993 год.

    3. «Культурологии» - Кармин А.С., Новикова Е.С. СПб.: Питер, 2008. – 464с.

    4. www.dic.academic.ru/dic.nsf/sie/20494/ШПЕНГЛЕР

    5. www.librero.ru/.../ponatie_kultury_i_civilizacii_v_cocialnoi_filocofi.htm 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теория Освальда Шпенглера