Теоритические положения исследования понятия «концептосферы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание

Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению акад. Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Концептосфера народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа {4:5-6}.

Работа состоит из  1 файл

Список литературы.docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

Учение Аристотеля о душе

  Сложившиеся трудности и противоречия в понимании  природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений  о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, требовали  своего разрешения. Попытку снять  противоположность двух полярных точек  зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.

  Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу  от тела отделить нельзя», – делал бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.

  Придание  психологическим знаниям того огромного  значения, которое они имеют для  изучения природы в целом, явилось  для Аристотеля основанием для выделения  знаний о душе в самостоятельный  раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат  «О душе». Поскольку в этом произведении собственные взгляды Аристотеля предваряются обзором представлений о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно рассматривать также и как первое историографическое исследование в области философии и психологии.

  Психологическая концепция Аристотеля была тесно  связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир  и его развитие понимались Аристотелем  как результат постоянного взаимопроникновения  двух начал – пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем  формой. Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают  благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма  представляют собой начала взаимнопредполагаемые  и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего  живого. Учение Аристотеля о материи  и форме и о душе как форме  живого имело ряд важнейших следствий.

  Душа, по его мнению, не может рассматриваться  ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная  сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его  форме, но не само вещество или тело.Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может  существовать без последнего, так  же как существование самого организма  невозможно без формы или души.

  Душа  и тело неразрывно связаны, и «души  от тела отделить нельзя».

  Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, – утверждал философ, – никогда не мыслит без образов». В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы в понятия?Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

  Нераздельными с познавательными способностями  души являются другие ее специфические  свойства – стремления и аффективные  переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными  причинами: потребности организма  и внешние предметы, которые ведут  к их удовлетворению. Любое волевое  движение, всякое эмоциональное состояние  как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют  под собой природные основания.

  Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности  организма. Кровь рассматривалась  Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она  дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются  с сердцем, которое и выступало  в качестве центрального органа души.

  Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для  охлаждения крови.

  Важнейший раздел в общей системе представлений  Аристотеля о душе составляет его  учение о способностях души. В нем  выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

  Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

  Во-первых, в них нашел выражение целостный  подход, при котором душа мыслилась  как нечто единое и неделимое  на части.

  Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая  была реализована философом, как  в филогенетическом, так и в  онтогенетическом аспектах. С одной  стороны, отдельные способности  души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и  преобразование низших способностей в  высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем  к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует  у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных  органов, общее физическое здоровье.

  Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

  Развитие  разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума  и интеллекта в целом.

  После Аристотеля и стоиков в античной психологии намечаются заметные изменения  в понимании сущности души. Новая  точка зрения наиболее ярко нашла  свое выражение во взглядах Эпикура (341–271 гг. до н. э.) и Лукреция Кара (99–45 гг. до н. э.).

  Эпикур  предполагал, что живое тело, как  и душа, состоит из движущихся в  пустоте атомов. Со смертью они  рассеиваются по общим законам все  того же вечного Космоса. «Смерть  не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас  уже нет».

  Представленная  в учении Эпикура картина природы  и места человека в ней служила  тому, чтобы достичь безмятежности  духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами (которые, обитая между мирами, не вмешиваются  в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование.{14:276-293} 

Список литературы

1. Маслова,В.А.Когнитивная  лингвистика:учебное пособие.-3изд.,перераб.  – Минск : ТетраСистемс,2008-82-84с

2. Герасимов В.И., Петров В.В.  На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 5-11.

3.Пименова  М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. – Кемерово: Графика, 2004. – 386 с. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 3).

4. Лихачев,Д.С.  Понятия концептосферы.-М:1993,5-6С

5. Лук. А.Н. Языковая репрезентация концептосферы "разрушение" в романе Coe J. "What a Carve Up"- М:1976.15с

6. Красных.В.В .Когнитивное пространство.- К :2003,-6с

7. Прохоров.Ю.Е . О  понятии концептосфера.-М:1996,-14-18с

8. Колесникова В.В.  Хедожествынный концепт  «Душа» и его  языковая репризинтация.-М  1996,-25-29с

9. Карасик  В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Иная ментальность  – М.: Грозис, 2005. – 352 с.

10. Фрумкина .Р.М. Психолингвистика. – М.: Academia, 2001. – 320 с.

11.ДесницкаяА.В.Кацнельсон.С.Д.История лингвистических учений. Древний мир / Отв. ред.  – М.: Наука, 1980. – 258 с.

12.Телия  В.Н. Русская фразеология. Семантический,  прагматический и лингвокультурологический  аспекты. – М.: Языки русской  культуры, 1996.-138-149с

13. Lakoff J. Women, Fire and Dangerous Things. What categories reveal about the mind. – Chicago: L.: The University of Chicago Press, 1987. – 614 p.

14.Гуревич,Т.М.  Представление о душе-М.:Издательство  ЦОП»Центр»,2001.-276-293с.

Информация о работе Теоритические положения исследования понятия «концептосферы»