Теоритические положения исследования понятия «концептосферы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание

Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению акад. Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Концептосфера народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа {4:5-6}.

Работа состоит из  1 файл

Список литературы.docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

     Антропоморфный  код, в свою очередь, делится на индивидуальный и социальный субкоды. Кодам культуры в основной своей части свойственен изоморфизм, т.е. в каждой культуре наличествует весь перечисленный спектр кодов, однако не все элементы указанных кодов будут изофункциональны. Поиск специфических элементов, отличающих тот или иной код культуры, позволяет указать на особенность культуры, отраженной в мышлении народа. Элементы кодов выступают как классификаторы и квантификаторы друг для друга, за ними закреплена некоторая символическая культурная соотнесенность.

     В связи с тем, что работа мышления определяется несколькими этапами: первоначально – развитие образов, и только после их появления – выработка понятий, все метафоры в языке (в основе которых всегда находится некий образ) можно оформить в виде ограниченного количества категорий. Метафоры и метонимия – одни из способов актуализации тех или иных признаков в языке.

     Последнее десятилетие в когнитивной лингвистике  исследователей при изучении языковых категорий интересуют конкретные принципы выделения концептов, их таксономия и установление иерархии концептов, которые обусловлены языковой категоризацией. Дж. Лакофф выдвинул гипотезу, что категории формируются когнитивными структурами, получившими название идеализированных когнитивных моделей (idealized cognitive models), под которыми понимаются особые когнитивные сущности, лежащие  в основе языковых категорий. Дж. Лакофф выделяет четыре их типа: 1) пропозициональные модели, определяющие характер элементов категории, их свойства и отношения между ними; 2) образ-схематические модели, отражающие основные образные представления, формирующие категориальные классы; 3) метафорические модели, позволяющие представить некоторую абстрактную область посредством отождествления ее с другой областью, обычно конкретной и доступной эмпирическому изучению; 4) метонимические модели, действующие совместно с тремя первыми типами идеализированных когнитивных моделей и обеспечивающие перенос характеристик одного элемента множества на всё множество [13:134].

     В лингвистической литературе появились  работы, где предлагаются различные  классификации концептов. Одна из таких  классификаций принадлежит В.И. Карасику: «содержательно все концепты можно противопоставить как параметрические и непараметрические ментальные образования. К первым относятся те концепты, которые выступают в качестве классифицирующих категорий для сопоставления реальных характеристик объектов: пространство, время, количество, качество и др. Ко вторым относятся концепты, имеющие предметное содержание. …Одним из важнейших признаков категориального статуса концептов является их автономический характер, наличие бинарной оппозиции как конститутивного признака концепта. … Непараметрические концепты можно разбить на регулятивные и нерегулятивные. К первым относятся те ментальные образования, в содержании которых главное место занимает ценностный компонент… Класс нерегулятивных концептов весьма своеобразен. Предложенные в лингвистической литературе классификации ментальных единиц, относящихся к этому типу … построены на основе лингвистического (частеречного в своей основе) и когнитивно-психологического критериев. … Наряду с картинками, схемами, сценариями, гиперонимами и другими разновидностями концептов можно выделить лингвокультурный типаж» [9:30-33].

     Можно представить трехчленную классификацию  концептов, образующих концептуальную систему, способом актуализации которой, в свою очередь, выступает язык. Все концепты, так или иначе объективированные в языке, могут быть распределены по трем понятийным (категориальным) классам: I. Базовые концепты, к этому разряду можно отнести те концепты, которые составляют фундамент языка и всей картины мира; среди них: 1) космические концепты; 2) социальные концепты; 3) психические (духовные) концепты. II. Концепты-дескрипторы, которые квалифицируют базовые концепты; среди них: 1) дименсиональные концепты, под которыми понимаются различного рода измерения (размер, объем, глубина, высота, вес и др.), 2) квалитативные концепты, выражающие качество (тепло – холод, целостность (холистичность) – партитивность, твердость – мягкость), 3) квантитативные концепты, выражающие количество (один, много, мало, достаточно – недостаточно). III. Концепты-релятивы, реализующие типы отношений, среди них: 1) концепты-оценки (хорошо – плохо, правильно –неправильно, вредно – полезно, вкусно – невкусно), 2) концепты-позиции (против, вместе, между, впереди/позади (всех), рядом, вверху/внизу, близко/далеко, современный/несовременный), 3) концепты-привативы (свой/чужой, брать/отдавать, владеть/терять; включать/исключать).

     Класс космических концептов (небо, земля, планета, солнце, звезда, луна, комета) включает в себя субклассы: а) метеорологические концепты (погода, осадки, туча, гроза, дождь, гром, снег); б) биологические концепты (человек, птица, зверь, насекомое, змея, рыба, растение, цветок, дерево, куст, трава, ягода, фрукты, овощи), построенные на понятийных оппозициях «живое – неживое», «съедобное – несъедобное», «рукотворное – природное», «человек – нечеловек», пищевые (ритуальная пища, повседневная еда, национальная кухня), соматические (тело/плоть, голова, сердце, печень), перцептивные (зрение, вкус, слух, в наивной картине мира предчувствие, уловление, нюх, чутье) и др.), в) ландшафтные концепты (поле, лес, луг, роща, чаща, бор, тайга, степь, гора, холм, озеро, море, река, океан, дорога), г) предметные концепты, включая артефактные концепты (строение, завод, фабрика, конвейер, механизм, инструмент, посуда).

     Класс социальных концептов образуют: а) концепты стран (Россия, Германия, Франция, Китай, страна, общество, государство), б) концепты социального статуса (элита, «верхи-низы», крестьянин, рабочий, богатырь, правитель (вождь, князь, царь, император, генсек, президент), богатый, бедный), ремесленник (гончар, плотник, кузнец), интеллигент, ученый, раб), в) концепты национальности (русский, немец, китаец, американец, француз), г) концепты власти и управления (демократия, диктатура, свобода, воля, кризис), д) концепты интерперсональных отношений (влияние, независимость, соборность, рабство, подчинение, власть, родство; мир, война), е) моральные (этические) концепты (честь, долг, обязанность, совесть, стыд, раскаяние; корысть, лесть, подлость, измена, верность), ж) концепты занятий (труд, ремесло, игра, образование, праздник, дело), з) религиозные концепты (Богоматерь, Бог, святой, икона).

     Класс психических (духовных) концептов формируют концепты внутреннего мира (душа, дух): а) концепты характера (азартность, беспутность, терпение, благодушие, великодушие, гордость, грубость, доверчивость, мечтательность), б) концепты эмоций (веселье, радость, счастье, злость, грусть, ликование, страдание, ревность, тоска, тревога), в) ментальные концепты (знание, ум, мысль, понимание, память, представление, разум, рассудок, воображение, вдохновение, сознание) (более подробный список этих концептов [3:156]).

     Еще раз следует повторить, что границы  между классами концептов размыты. Так, соматические концепты относятся  к классу космических (биологических), при этом часть структур этих концептов представляет их в иерархии концептов внутреннего мира: сердце – реально существующий кровеносный орган, при этом сердце – воплощение характера (доброе/злое сердце), в наивной картине мира сердце – орган эмоционального переживания (сердцем веселиться/радоваться/печалиться). Совесть – концепт из класса социальных (моральных) и при этом – класса концептов внутреннего мира, в наивной картине мира совесть – воплощение конфессиональной принадлежности человека (Менять веру, менять и совесть) и его национальности (Душа христианская, а совесть цыганская).

     Типы  концептов. По признаку появления концепты национальной концептосферы  можно подразделить на исконные и заимствованные. Исконные концепты зародились в национальной концептосфере, заимствованные были в нее привнесены из других национальных концептосфер. Примером исконных русских  концептов могут  служить концепты князь, богатырь, Русь, соловей-разбойник  и др. Заимствованными  являются, например, концепты идея, фантазия, император, президент  и т.д. Показателем  заимствования обычно выступает заимствованное слово – репрезентант концепта. При переходе концепта из одной  национальной концептосферы  в другую переносятся, как правило, только понятийные его признаки; образные и ценностные признаки развиваются  по аналогии со схожими  исконными концептами. Так, в русской  концептосфере концепт  идея появился в начале XVIII в. с перенесенными из западноевропейских языков понятийными признаками «мысль», «замысел». Структура заимствованного концепта идея стала развиваться по аналогии со структурой исконно русского концепта мысль.

     По  признаку развития структуры концепты можно разделить на развивающиеся и застывшие. Развивающиеся концепты – активно используемые в национальной концептосфере, пополняющие свою структуру новыми признаками. Примером развивающегося концепта может служить концепт сердце, в XIX и ХХ веках у которого появились новые образные – артефактные – признаки «мотор» (мотор барахлит «о сердце»), «фотография» (запечатлелось/проявилось в сердце) и др. Застывшими считаются такие концепты, структуры которых перестали пополняться новыми признаками; обычно такое явление связано с исчезновением реалий, связанных с этим концептом, процессом перехода слова – репрезентанта концепта – из активного словарного запаса в пассивный (это так называемые архаизмы и историзмы). Примером застывших концептов могут служить князь, богатырь, соловей-разбойник.

     По  признаку постоянства базовой структуры  концепты бывают постоянными (сохранившимися) и трансформировавшимися. Сохранившиеся концепты – такие, у которых понятийная и ценностная часть структуры концепта не изменилась, несмотря на исчезновение или трансформацию референтов. В качестве примера можно назвать концепт правитель, понятийная и ценностная часть структуры которого была перенесена на концепты князь, царь, император, президент. Трансформировавшиеся концепты – те, которые были перенесены в связи с исчезновением референтной базы на новые реалии. Так, концепт придворный этикет был постепенно перенесен после революции 1917 года на реалии советского правительства, при этом структура исходного концепта была трансформирована (особенно его сценарная часть, где субъект, объект и обстоятельства действий видоизменились).

     По  признаку первичности концепты делятся  на первичные (основные) и производные. Основные концепты – те, что появились раньше и послужили базой для развития производных. На последнее указывают производные слова – репрезентанты концепта. Концепт мысль – первичный (основной) концепт, замысел, помысел, умысел, вымысел – производные. Первоначально производные концепты входили как составные признаки основного концепта, позже они стали развиваться самостоятельно, однако их структура до сих пор не достигла той степени развития, которая существует у первичного концепта.

     По  признаку актуальности концепты делятся  на ведущие и второстепенные. Ведущие концепты еще называют ключевыми. К ним относятся такие концепты, которые широко представлены в паремиологическом фонде, фольклоре, художественной литературе. Примерами могут послужить такие концепты, как душа, сердце, ум, человек, природа, мир, земля, солнце, небо и др. Второстепенные концепты находятся на периферии, они вторичны, менее актуальны, их репрезентанты менее частотны, например, концепты чиновник, консультант, демонстрация и др. В этой же классификации выделяются постоянно актуальные, неактуальные и переменные («плавающие») концепты. Постоянно актуальные есть ведущие (ключевые) концепты, неактуальные – второстепенные концепты, переменные («плавающие») – это периодически становящиеся актуальными и неактуальными концепты. Примером переменного концепта в русской концептосфере может служить вера. Первоначально этот концепт базировался на языческих верованиях, позже – на христианских, в советское время база концепта вера была перенесена на политических лидеров (Ленин, Сталин), сейчас вновь актуально православие как основная часть структуры этого концепта. В зависимости от промежутка времени, когда концепт становится снова актуальным, концепт может стать трансформировавшимся. Переменные концепты могут менять имя, репрезентирующее концепт, и даже часть своей структуры. Так, в период войны на Кавказе в XIX веке в русской концептосфере был актуален концепт абрек. В последнее десятилетие этот концепт трансформировался и стал не менее актуальным под именем чеченец.{3:256-267} 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Подходы в определении концепта « душа»

Антропоцентрическое направление, активно развивающееся  в современной лингвистике, ставит перед исследователями новые  задачи, побуждая описывать ментальные единицы – концепты, которые являются элементами концептосферы русской  языковой культуры и моделируют языковое сознание индивида, лингвокультурной группы и нации в целом. 
Концепт «душа» занимает уникальное место в концептосфере русской языковой культуры, более того, он считается ценностной доминантой русской культуры . Очевидной становится высокая ценность и значимость концепта «душа». Являясь многозначным и обладая сложной структурой, данный концепт, несомненно, нуждается в глубоком и детальном изучении не только с точки зрения теологов, философов и психологов, но и с точки зрения лингвиста. В последние годы лингвисты исследуют ментально-психологическую и национально-культурную специфику концепта «душа», его ценностную составляющую для русского народа; при помощи концепта «душа» ученые создают модели русской языковой и концептуальной картины мира . Также особого внимания лингвиста заслуживают языковые репрезентации концепта, содержащие максимально обобщенную и абстрагированную информацию о данном концепте и расширяющие наше представление о русской культуре. 
Художественный текст в первую очередь представляет собой сложную смысловую организацию, в рамках которой выделяются универсальные элементы смысла – художественные концепты. Изучение языковой репрезентации художественного концепта является важным и необходимым для осознания идейного смысла художественного текста и для понимания менталитета данной литературной личности, ее творческой манеры.  
Борис Леонидович Пастернак – «талант исключительного своеобразия»  – внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Литературный интерес к творчеству Б.Пастернака не прекращает повышаться – об этом свидетельствует ряд статей и исследований литературоведов, открывающих новые границы анализа произведений писателя . Однако существует весьма небольшое количество работ, посвященных лингвистическому изучению поэзии и прозы Б.Пастернака (языка писателя, идиостиля, поэтики, концептуального пространства творчества). Мы считаем необходимым рассмотреть произведения Б.Пастернака в концептуальном аспекте. Словесное воплощение концепта «душа» в индивидуальном стиле Б.Пастернака отражает сложную систему духовно-нравственных и морально-этических измерений картины мира автора, его внутренней духовной жизни, ощущений, системы ценностей. Этим в значительной мере и объясняется выбор темы нашей диссертационной работы. 
Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется тем, что специфика индивидуально-авторского понимания концепта «душа» как сложного и многозначного понятия и его вербального воплощения в художественном тексте до сих пор не были предметом специального многоаспектного лингвистического изучения. 
Объектом нашей работы является языковая репрезентация художественного концепта «душа» в лирике и прозе Б.Пастернака. 
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности слова-концепта «душа» в художественных текстах Б.Пастернака. 
Практическим языковым материалом диссертации послужили избранные лирические произведения Б.Пастернака и роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»; лексические конструкции со словом душа, зафиксированные в словарях разных типов. 
Материалом исследования являются работы по мифологии, философии, психологии, теологии, лингвокультурологии и мировой культуре, рассматривающие понятие «душа». 
Цель работы – исследовать и описать лексические единицы художественного текста, репрезентирующие художественный концепт «душа» в творчестве Б.Пастернака; построение когнитивной модели художественного концепта «душа» (на материале произведений Б.Пастернака). 
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: 
– рассмотреть концепт как термин и как одну из главных категорий современной когнитивной науки; 
– определить природу и функциональные особенности художественного концепта как объекта лингвопоэтического анализа и элемента системы смысла художественного текста; 
– исследовать концепт «душа» в качестве элемента концептосферы русской языковой культуры; отметить процессы формирования и развития концепта «душа» в русском языке, его интерпретацию представителями различных областей знания: теологами, философами, психологами, лингвистами; 
– произвести концептуальный анализ художественного концепта «душа» в творчестве Б.Пастернака, основываясь на методике, выработанной современной семиотикой при исследовании знаковых систем; 
– выявить языковые и культурные компоненты внутри художественного концепта «душа» в произведениях Б.Пастернака, необходимые для конструирования когнитивной модели.  
Методологическую основу работы составили теоретические и методологические принципы, выдвинутые в трудах отечественных и зарубежных ученых (В.П.Абрамова, Ю.Д.Апресяна, С.А.Аскольдова-Алексеева, Н.Д.Арутюновой, А.П.Бабушкина, А.Вежбицкой, С.Г.Воркачева, Л.А.Исаевой, Ю.Н.Караулова, Б.А.Ларина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, В.А.Масловой, Е.С.Кубряковой, Г.П.Немца, Л.А.Новикова, З.Д.Поповой, Ю.С.Степанова, В.Н.Телия, Н.В.Уфимцевой, Л.О.Чернейко и др.). 
Научная новизна работы состоит в следующем: впервые предпринята попытка рассмотрения художественного концепта в семиотическом аспекте на материале произведений Б.Пастернака как средства реализации языковой картины мира автора; выделены и описаны языковые репрезентации художественного концепта «душа» в лирике Б.Пастернака и в его романе «Доктор Живаго»; построена когнитивная модель художественного концепта «душа» в творчестве Б.Пастернака.  
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение и анализ художественного концепта позволяют решить ряд вопросов современной когнитивной лингвистики (о смысловой организации художественного текста, о языковой картине мира автора и особенностях его художественного дискурса); расширить представление о концепте как универсальном феномене, отражающем содержание всей человеческой деятельности, аккумулирующем личный и народный опыт человека. 
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка, при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по лингвопоэтике в процессе обучения когнитивному концептуальному анализу художественных текстов, лексикологии, функциональной лингвистике и спецкурсов, посвященных творчеству Б.Пастернака.{8:25-29} 
Фалес (624–547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая – в твердое.Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни. Современного психолога не могут не привлечь тонкие наблюдения Фалеса в области нравственного поведения человека. Человек, считал он, должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости. А справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей.Душа – это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психея». Введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Наилучшее состояние «психеи» – это ее сухость. «Психеям смерть – стать водою». Деятельность души Гераклит ставил в зависимость как от внешнего мира, так и от тела. Он полагал, что огненная стихия проникает в организм из внешней среды и всякое нарушение связи души с внешним миром может привести к огрублению «психеи».

Информация о работе Теоритические положения исследования понятия «концептосферы»