Своебразие культуры эллинизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:13, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении разнообразия культуры эллинизма.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть сущность эллинизма;
изучить развитие культуры эллинизма;
охарактеризовать работы мыслителей эпохи эллинизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СУЩЬНОСТЬ ЭЛЛИНИЗМА 4
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА 5
ГЛАВА 3.МЫСЛИТЕЛИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА 7
3.1. ЕВКЛИД - СОВРЕМЕННИК ЦАРЯ ПТОЛЕМЕЯ I 7
3.2. КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - АСТРОНОМ И МАТЕМАТИК ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА 8
3.3.ТРУДЫ АРХИМЕДА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Работа состоит из  1 файл

реферат на тему Своебразие культуры эллинизма.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Своеобразие  культуры эллинизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Одно из многочисленных конкретно-исторических явлений, которые имели место во Всемирной истории, а также носили уникальный характер, представляет собой так называемый эллинизм.

Само понятие «эллинизм» (Hellenismus) было введено в историческую науку немецким историком И. Дройзеном, автором  «Истории  эллинизма»  (1836-1843  гг.), для характеристики одного из периодов в истории стран Восточного Средиземноморья. Под «эллинизмом» И. Дройзен понимал распространение политического господства эллинов (греков и македонян) на страны Восточного Средиземноморья и формирование эллинистической, т.е. не чисто эллинской, а смешанной с древневосточными элементами культуры.1

Несмотря на то, что термин «эллинизм» быстро вошел в научное употребление, в современной историографии, учитывая, что существует огромное количество работ по общим и частным проблемам  эллинистической истории, нет единства мнений  о его содержании, а также о географических и хронологических границах так называемого «эллинистического мира».

Цель данной работы состоит в  рассмотрении разнообразия культуры эллинизма.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие частные  задачи:

    • рассмотреть сущность эллинизма;
    • изучить развитие культуры эллинизма;
    • охарактеризовать работы мыслителей эпохи эллинизма.

Объект исследования - эпоха развития эллинизма.

Предметом исследования развитие культуры в эпоху эллинизма.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных авторов в области изучения эллинизма и культурологи в целом.

В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

ГЛАВА 1.СУЩЬНОСТЬ ЭЛЛИНИЗМА

Закат античности – эпоха эллинизма  началась с завоеваний Александра Македонского и закончилась в 30-х годах до Р.Х., когда последняя греческая колония Египет покорилась Риму. Характерной чертой этой эпохи было подражание эллинским образцам в искусстве, науке и культуре. На половине цивилизованного мира, оказавшейся под владычеством греков в результате походов Александра Македонского, установился единый язык общения – греческий. Сложились благоприятные условия для развития наук. Ученые теперь легко общались и воспринимали традиции, сохранившиеся в науке различных ранее обособленных стран.

Иудейская традиция полагает, что за всю историю человеческой цивилизации на земле было около 1 200 000 пророков. Пророки впадали в особое состояние, т. е. «входили в Парадиз» и обозревали всю полноту цельного Мира. В это время «Творец» открывал им картины грядущего. После завоеваний Александра Македонского «пророчество» на земле прекратилось. Несмотря на то, что Александр очень уважительно относился к иудеям, раввинат считает, что с его приходом на мир опустилась тьма.2

В результате  объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы, впоследствии получившей название «эллинизм», сформировалось своеобразное общество, которое отличалось как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства  и  представляло  сплав,  синтез  элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно  новые  экономику, социально-классовые отношения, государственное устройство, внешнеполитическую деятельность и культуру.

Тем не менее по вопросу о том, какие же сферы жизни охватил этот синтез, существовали и существуют различные точки зрения. Так, И. Дройзеном синтез древнегреческих и древневосточных начал понимался в плане объединения некоторых элементов культуры и религии или, самое большее,  как  считает  английский  историк В. Тарн , как взаимодействие  этих  начал  в  области  политических учреждений, культуры и религии.

Фактически эллинизм стал насильственным (т.е. достигнутым в результате Восточного похода Александра Македонского 334-323 гг. до н.э.) объединением древнегреческого и древневосточного мира, которые ранее развивались раздельно, в единую систему эллинистических государств, имевших много общего в экономике, социально-классовых отношениях, государственном устройстве, внешнеполитической деятельности и культуре.

ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

В эллинизме сложно соединились  традиции эллинской (греческой) и местных  восточных культур.

В это время  строилось множество новых городов, которые назывались, как правило, в честь основавших их монархов (Александрии, Селевкии, Антиохии). Они возводились на основе регулярного плана, по сторонам главных улиц шли большие колоннады, агоры (площади) также обрамлялись колоннадами и портиками. Новые эллинистические столицы становились центрами культурной жизни 3–1 вв. до н. э. (Пергам в Малой Азии, Александрия в Египте). Развитие архитектуры было обусловлено совершенствованием строительной техники. Для эллинистического зодчества характерно стремление к освоению огромных открытых пространств, к грандиозным масштабам, желание поразить человека величием замысла, эффектной пышностью, роскошью материалов и отделки (храмы бога Сераписа в Александрии, Аполлона в Дидимах, Зевса в Афинах и Артемиды в Магнесии). Храмы строились очень медленно из-за большого объёма работ, иногда из-за недостатка средств оставались незавершёнными. Сооружались и реставрировались также храмы местных божеств (храмы Хора в Эдфу, Исиды на о. Филэ, Эсагил в Вавилоне и др.). Большое внимание уделялось гражданскому строительству (театры, дворцы, ипподромы, булевтерии – дома для собраний). Появились новые типы общественных зданий – библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии), мусейоны для научных и литературных занятий (в Александрии, Антиохии), инженерные сооружения (Фаросский маяк у берегов Александрии, Башня ветров в Афинах).3

Для монументальной скульптуры характерны грандиозные масштабы, пышность, сложность композиции, стремление к бурным эффектам (алтарь Зевса в Пергаме со знаменитым рельефным фризом со сценами битвы богов с гигантами, ок. 180—60 гг. до н.э.). Символами эпохи стали статуя Ники Самофракийской (ок. 190 г. До н. э.), в которой мастеру удалось передать ощущение полёта, скульптурная группа «Лаокоон» (1 в. до н. э.), статуя Венеры Милосской (Афродиты Мелосской, сер. 2 в. до н.э.), ставшая на века эталоном женской красоты, и «Аполлон Бельведерский» Леохара (вторая пол. 4 в. до н. э.). Пробуждается интерес к конкретному человеку, в скульптуре и живописи появляются новые типы изображений: портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Портреты, созданные в эпоху эллинизма, точно передают возраст людей (впервые появляются образы детей и стариков), их национальную, профессиональную и социальную принадлежность. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения (мозаики в Пеле – столице Македонии, кон. 4 в. до н. э.) и более строгая, обращённая к наследию классики. Переживает расцвет вазопись, мастера достигают высокого совершенства в изготовлении художественных сосудов из стекла и резных гемм из драгоценных и полудрагоценных камней (камея Гонзага с портретами царя Птолемея II и царицы Арсинои, 3 в. до н. э.). Наследие эллинизма оказало значительное влияние на развитие римской культуры и культур др. народов древности и Средневековья.4

ГЛАВА 3.МЫСЛИТЕЛИ  ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

3.1. Евклид - современник царя Птолемея I

Евклид был современником царя Птолемея I (основателя династии Птолемеев, 365 – 300 гг. до Р.Х.), и это, пожалуй, все, что о нем достоверно известно. Один из первых комментаторов «Начал»  Прокол (5 в после Р.Х.) упомянул, что  Евклид был греком, родом из Тира. Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что это знание в те времена было разрозненно и противоречиво. Тогда Птолемей попросил Евклида указать легкий путь в изучении этой дисциплины. Ответ Евклида Геометра повелителю: «В геометрии нет царской дороги!» – обрел крылья и пронесся  через тысячелетия.

Конституция франкмасонов (вольных каменщиков) говорит об Аврааме, познавшем 7 искусств и обучившем строительству Евклида, о переходе этих познаний к евреям и египтянам и дальнейшее их распространение в Европе.

Так или иначе, но Евклид выполнил социальный заказ  царя. Определив сначала основные, простые понятия: «точка», «линия», «плоскость», «фигура» и т. д. и введя без доказательства всего 5 аксиом и 5 постулатов, он обобщил в 13 томах «Начал» все основные достижения геометрической и математической мысли той эпохи и результаты исследований самого Евклида. Две книги из 13 Евклид посветил изложению результатов пифагорей-ского братства.

После смерти Александра Македонского на египетский трон взошел его единоутробный брат Птолемей I.

Он поддерживал развитие наук и  искусств. При нем Александрия  стала культурным центром мира. Замысел создания Александрийской библиотеки, как полагают историки,  принадлежит Деметрию Фаларею, непопулярному оратору, который был вынужден бежать из Афин. После долгих странствий он нашел прибежище в Александрии. Фаларею удалось внушить царю Птолемею I мысль о создании сокровищницы знаний5. Александрийская библиотека стала заботой и гордостью всей династии Птолемеев. Чрез несколько поколений этой царской династии библиотека насчитывала уже более 600 000 сочинений, собранных в Египте, Греции, Европе и Малой Азии. В Александрии Птолемеем I была тек же учреждена Академия. Первым главой математического факультета был Евклид.

«Начала» Евклида на протяжении боле двух тысячелетий являлись эталоном логически завершенной теории. Строгий аксиоматический и систематический подход к изложению накопленных к тому времени знаний по геометрии и теории чисел послужил образцом дедуктивной науки для многих мыслителей последующих эпох.

После Библии «Начала» считаются самой  издаваемой в мире книгой. За все  время своего существования она  насчитывает более 2500 переизданий.

«Начала» Евклида состоят из 13 книг. Первые четыре посвящены геометрии на плоскости. Остальные книги посвящены общей теории отношений, учению о подобиях, арифметике, основаниям учения о целых и рациональных числах. Кроме «Начал» Евклиду принадлежат труды по теории музыки, «Данные» – дополнение к «Началам», трактаты по оптике, механике и астрономии. Существует мнение, что современная Наука родилась тогда, когда на смену пространству Аристотеля, навеянному организацией и согласованностью физических и метафизических структур, пришло однородное и изотропное пространство Евклида.

Евклид применял логическое оружие, известное как «доказательство  от противного». Этот метод опирается на исследовании логических следствий исходного предположения, что теорема неверна.

Одно из наиболее известных доказательств Евклида от противного – доказательство существования так называемых иррациональных чисел. По-видимому, иррациональные числа первоначально были открыты пифагорейцами несколькими столетиями раньше, но понятие иррационального числа вызывало у Пифагора столь сильное отвращение, что он отрицал существование иррациональных чисел.

3.2. Клавдий Птолемей - астроном и математик эпохи эллинизма

Древнегреческий астроном и математик  Клавдий Птолемей (90–160 гг. по Р.Х.) разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли на основании обобщения астрономических знаний древних. Птолемей знал о гелиоцентрических теориях Гераклита и Аристарха, но отвергал их, полагая, что движение (точнее, скорость) любого тела пропорционально его массе. Следовательно (по рассуждению Птолемея), если бы Земля двигалась, то она оставила бы далеко позади другие более легкие тела, например людей и животных.

Кроме того, из гелиоцентрической  теории вытекает, что Земля вращается  вокруг своей оси, совершая полный оборот за 24 часа. Это означает, что человек, находящийся на экваторе, за сутки описывает окружность длиной 40 000 км со скоростью 1600 км/ч. Но это никак не вяжется с нашим повседневным опытом. Если за основу принять гелиоцентрическую модель Вселенной, то необходимо дополнить эту теорию гипотезами, отвечающими на вопрос, почему мы не срываемся с нее в космическое пространство за счет центробежной силы.

Непреходящую славу принесло Птолемею его сочинение «Математическое  построение» (В арабском пере-воде оно называлось «Аль-магиста» («Великое»), а в Европе стало известно под названием «Альмагист»). «Альмагист» Птолемея, так же как и «Начала» Евклида, оказал колоссальное влияние на развитие точных наук. Для описания движения видимых планет он развил представление о небесных сферах и круговых траекториях (циклах и эпициклах). Это была одна из первых геоцентрических теорий циклов и эпициклов, позволявшая рассчитать местоположение любого из наблюдаемых в то время светил относительно неподвижной Земли с точностью, достаточной для того, чтобы поразить пытливый человеческий рассудок. Во времена большого спроса на астрологические прогнозы «Альмагист» Птолемея имел большое практическое значение для определения положения звезд в будущем. Труды Гепарха, дополненные и завершенные Птолемеем, позволили описать картину «математического первопорядка» во Вселенной с точностью до десятого знака после запятой, так что трудно было устоять перед искушением принять ее за абсолютную истину. Вместе с тем эта теория породила ряд вопросов, требовавших пересмотра мировоззренческих представлений о мире. Например, по расчетам Птолемея эпицикл каждой планеты равномерно движется не относительно центра Земли, а относительно некоторой точки, которую Птолемей назвал эквантом. Откуда следовало, что центр Мира не совпадал с центром Земли. Несмотря на ряд подобных проблем, космологическая модель Птолемея господствовала вплоть до XV столетия по Р.Х. Пока на смену ей не пришла гелиоцентрическая  модель Коперника – Кеплера.

3.3.Труды  Архимеда

Говоря о великих мудрецах периода эллинизма, нельзя не упомянуть Архимеда. Архимед (около 287–212 гг. до Р.Х.), сын Фидия, придворного астронома при правителе города Гиерон, написавшего сочинения о диаметрах Луны и Солнца. Архимед родился и жил в городе Сиракузы на острове Сицилия. Учился в Александрии, после учебы унаследовал должность отца.

Архимед оставил труды по механике, гидростатике, оптике, но основным делом  его жизни были математика и геометрия, в развитие которых он внес значительный вклад. В его работах заложены основы интегрального исчисления. В труде «Об измерении круга» Архимед впервые приводит вычисление числа π – отношения длины окружности к ее диаметру – и доказывает, что оно одинаково для любого круга. Мы до сих пор пользуемся придуманной Архимедом системой наименования целых чисел.6

Информация о работе Своебразие культуры эллинизма