Субкультура и ее место в культуре в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание

Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в противоборство или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.

Работа состоит из  1 файл

ТЛ.docx

— 69.30 Кб (Скачать документ)

    В культурологии  проблема субкультур рассматривается, как правило, в рамках изучения явления  социализации. Предполагается, что  приобщение к культурным стандартам, восхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические  и иные трудности. Это и порождает  особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные  циклы», обусловленные сменой поколений.

    Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция  сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию. Еще три века тому назад Франция практически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была субкультура Парижа и его окрестностей. Сегодня это  местное своеобразие в значительной степени стерлось, все слилось  в единую французскую культуру. В  Югославии же сербская, хорватская, македонская культуры имели изначально не столь существенные различия, тем не менее результат их взаимоотношений хорошо известен.

    В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается  самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают  протестные и агрессивные заявления  и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. 

    Таким образом, понятие "субкультура" в  первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958).

    Понятие "субкультуры" имеет большое  значение в силу того, что фиксирует  факт наличия различных культур  в рамках одного общества. В отличие  от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие  единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. 
 

    Глава 2. Контркультура  как универсальный  атрибут общества

    2.1. Возникновение понятия  «контркультура»  и его сущность

    Контркультура - понятие в современной культурологии  и социологии; используется для обозначения  социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также  отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".

    Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал  либеральную оценку ранних хиппи  и битников; принадлежит американскому  социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.

    В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта  перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые  сюжеты общекультурного потока. К  обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

    В истории  культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей  начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для  широких социальных общностей. В  этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.

    Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультуры. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура. 

    Культурный  процесс, как и научный, рождает  новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.

    В истории  постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление  новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое  требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую  культуру. Но чтобы возникла принципиально  иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

    Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

    В современном  мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений  между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в  соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.

    В контексте  подобных исследований понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным  значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а  вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую  ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.

    Противостояние  господствующей культуре, рождение новых  ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий  себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.

    Всякая  новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания  кризиса предшествующей социокультурной  парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (Ясперс) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи  возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в  языческом сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.

    Э. Тирьякян (Канада) еще в середине 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. Зарубежные публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится в западной культурологии традиционным.

    Российское  общество находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются  новые социокультурные группы, имеющие  специфический менталитет, образ  жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.2. Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»

    Развитие  культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп  возникают специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры  достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ.

    Однако  в истории культуры известны такие  примеры, когда локальные комплексы  культурных ценностей начинают активно  внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят  за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки  для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.

    В современной  культурологии и социологии понятие  контркультуры используется для  обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  культурным ценностям. Нередко оно  отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое  отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные  процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Современная молодежь в МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 

                          3.1. Специфика молодежной субкультуры

    Как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная  группа, молодежь первой воспринимает новые формы развития вместе со всеми  позитивными и негативными явлениями. Максимум её интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Условия жизни, особенно в крупных городах, создают предпосылки для объединения молодежи в различные группы и движения, а также для формирования коллективного сознания в этих группах, общих представлений и ценностей. Неформальные объединения молодёжи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения каких-либо результатов, а также компенсаторную, связанную с отсутствием свободы в официальных структурах.

    Проблема  молодежной субкультуры стала предметом  специального изучения сравнительно недавно - с середины 50-х годов ХХ века. Её появление связано с динамично  развивающимся западным обществом. Для традиционных обществ эта  проблема не была столь актуальна (независимо от возраста люди ориентируются на сходные ценности: слушают одну музыку, исполняют одни танцы). Жизнь западного  общества подвержена постоянной модернизации, расширению возможностей выбора, в  результате чего возникают серьезные  противоречия в культуре, в способах коммуникации, ценностных ориентациях, образе жизни «отцов» и «детей».

    Появление молодежной субкультуры обусловлено  тем, что в цивилизованном обществе значительно возрастает период социализации людей (нередко до 30 лет). Молодой  человек перестает быть ребенком с физиологической точки зрения, но по социальному статусу еще  долго не принадлежит к миру взрослых. Экономическая самостоятельность  еще не достигнута в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит  миру взрослых, а социально - миру отрочества, то есть социальная зрелость отодвигается на более поздний срок.

    Специфика молодежной субкультуры заключается  в её неопределенном социальном статусе, активном поиске вариантов развития, когда молодые люди активно «примеряют на себя» социальные роли взрослых. Сфера, где проще всего проявлять самостоятельность, - досуг. Это не только общение, но и социальная игра. В динамично развивающихся обществах семья частично утрачивает функцию передачи социального опыта. Вступая в юношеский возраст, молодой человек ищет новые социальные связи. Неформальные группы образуют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Характерными чертами молодежных субкультур являются максимализм, игровое начало, поиск идеала.

Информация о работе Субкультура и ее место в культуре в целом