Средневековое ведьмовство как культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также его место в средневековой картине мира.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- охарактеризовать образ средневековых ведьм;

- выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;

- описать средневековую картину мира;

- выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...2

Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4

Характеристика образа средневековых ведьм…………4
Значение охоты на ведьм в Средневековой культуре…10
Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13

Средневековая картина мира…………………………..13
Мотивирующие механизмы появления ведьмовства…17
Заключение……………………………………………………………..21

Список литературы ……………………………………………………22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по теории культуры.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Одесский  национальный политехнический университет

Кафедра культурологии и искусствоведения 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

На  тему: «Средневековое ведьмовство как культурный феномен» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Кушнир Ю.    Проверил: Найдорф М.И.  
 
 
 
 
 

2009

Содержание 

Введение ………………………………………………………………...2

Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4

    1. Характеристика образа средневековых ведьм…………4
    2. Значение охоты на ведьм в Средневековой культуре…10

Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13

    1. Средневековая картина мира…………………………..13
    2. Мотивирующие механизмы появления ведьмовства…17

Заключение……………………………………………………………..21

Список  литературы ……………………………………………………22

Приложение  №1. ………………………………………………………23

Приложение  №2………………………………………………………..24

Приложение  №3………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  исследования.

     Ведьмовство – это неотъемлемая часть Средневековой  культуры. В особенности народной культуры Средневековья, откуда оно и произошло. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызвать смерть или болезнь, нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Это их представления об окружающем мире и месте, которое они занимают в нем. А ведь именно из представлений и состоит  культура.

     В сознании людей эпохи Средневековья  содержится вера в существование  ведьм и колдунов. Эта информация находит место в культуре и как-то в ней отражается. Это «охота на ведьм», ведовские процессы, различная литература, дающая информацию о природе ведьмовства, а также советы по их вычислению и истреблению и многое другое. Эта информация, дающая нам сведения о ведьмах, раскрывает суть самой культуры, ее картину мира.

     Таким образом, изучение средневекового ведьмовства  дает нам информацию о средневековом  типе мышления. А также о мотивирующих механизмах этой культуры.

     Цель  работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также  его место в средневековой  картине мира.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

     - охарактеризовать образ средневековых  ведьм;

     - выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;

     - описать средневековую картину  мира;

     - выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.

     Объект  исследования: ведьмы.

     Предмет исследования: ведьмовство в Средневековой  культуре.

     В работе использовались такие методы как: анализ и синтез, классификация, индуктивный метод.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит  из вступления, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

     В 1 разделе раскрывается понятие «ведьма», описывается образ средневековой  ведьмы , а также «охота на ведьм». 

     Во 2 разделе описывается средневековая  картина мира, место ведьмовства в ней, а также мотивация появления ведьмовства. 

    Теоретическая основа.

    1.Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. — М.,1992

     Эта книга бесспорно важна в изучении темы. "Молот ведьм" - основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.

  1. Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. — М.,1996

    Энциклопедия  колдовства и демонологии Рассела  Хоупа Роббинса - единственный в  своем роде труд, в котором собран, переведен и систематизирован огромный материал из разных, в том числе  редчайших, источников: гравюры экзорцизмов, пыток ведьм и черных месс; протоколы допросов, отчеты об основных процессах над ведьмами и даже подлинные, в факсимильном воспроизведении, договоры с Дьяволом - все это вошло в исключительно интересную книгу Роббинса, вышедшую впервые в 1959 г.

    3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

     Книга  известного советского ученого-медиевиста  продолжает и развивает исследование западноевропейской средневековой культуры с необычной  точки зрения: посредством анализа письменных текстов как бы восстанавливается миропонимание  широких слоев народа, не имевших доступа к письменности.

  1. Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки

     Книга описывает шабаши ведьм, причины  их возникновения, структуру, источники.

    5. Boльфгaнг Taрновски/пер. А.Волков «Ведьмы и инквизиция», -М.:Tеsslоff Vertаg, Nurnberg, 1962

    Автор описывает весь контекст, в котором  формировались представления о  ведьмах.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Раздел 1 

     1.1.Ведьма -  общеславянское; образовано от глагола "знать":  ведать. Первоначально -"ведающая, знающая" (ср. знахарь), потом - "колдунья". Бранное значение возникло позднее на базе второго значения.

     В санскрите и др. индоевропейских  языках встречаются слова с основой  ved, нпр., санскр. vedmi - знаю, veda  -  знание  (ср.: Веды);   перс. ved - знающий, ученый;  греч. οίδα - знаю  (ср. οδάω - вздуваться, пухнуть); гот. veit; лит. veidavut - мудрец. Наряду с этими словами, не мало слов с основой  vid, нпр., санскр. vidran - мудрый, сведущий; исл. vita; англ. vit (ср.: vital -жизненный);  др.нем. wizan; нем. wissen - знать.    Ср.:  вежды (веки, глаза) - заимствовано из стар.-слав. яз. Образовано от  ведать  в значении  видеть. [1] 

     Чтобы понять сущность существования ведьм  в Средневековье, всю мотивацию  их деятельности, а также причины  сложившегося к ним отношения, необходимо выяснить, какие они.  Есть много различных теорий на эту тему, но в этой работе все они будут укомплектованы и выведется общий образ ведьмы.

     Начать  хочется с одной из фундаментальных  работ по этой теме. Это трактат  Шпренгера Я. и Инститориса Г. «Молот ведьм». Это основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о чёрной магии с церковной догмой о ереси. Основной целью "Молота ведьм" является опровержение мнения, будто колдовства не существует, доказательство того, что этим делом чаще занимаются женщины, чем мужчины, и просвещение тех людей, которые должны разыскивать ведьм, допрашивать, судить и казнить.

Шпренгер  и Инститорис выделяют типологию ведьм: 

- «те, которые могли наносить зло, но не могли его исправить»;

- «те, которые моги только устранить  зло, но не могли его нанести»;

- «те, которые могли причинить  и устранить зло - самые опасные ведьмы, т.к. чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества даёт им дьявол».[2] 

Что же начет внешнего облика ведьм?

     Считалось, что на теле Ведьмы дьявол оставил  свою «печать» в виде родимого пятна  или точки, невосприимчивой к  боли. [3]

     Первым  и очень важным признаком ведьм  – был их пол – это в основе своей женщины. Почему же именно женщины? На этот вопрос дается ответ в «Молоте ведьм». Приводятся примеры того, что именно женщина более всего подвласна соблазну дьявола.

     «Что касается злости женщин, то в Книге сына Сирахова (гл. 25) говорится: 

   «Нет  ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой». 

     В дополнение к этому там же говорится: 

   «Всякая злость мала по сравнению со злостью  женщины». 

     Поэтому-то Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает: 

   «Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской? Если отпустить её является грехом и приходится оставить её при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская её, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя её, имеем ежедневные столкновения с нею». 

А Туллий (в своей «Реторике») утверждает: 

   «Мужчины  влекутся к позорным деяниям многими страстями, а женщин же ко всем злодеяниям влечёт одна страсть: ведь основа всех женских пороков – это жадность». 

А Сенека в своих трагедиях произносит: 

   «Женщина  или любит, или ненавидит. Третьей  возможности у неё нет. Когда женщина плачет – это обман. У женщин два рода слёз. Один из них – из-за действительной боли; другой – из-за коварства. Если женщина думает в одиночестве, то она думает о злом».» [2] 

В предыдущей цитате хочется выделить одну из основных особенностей средневековых  текстов – ссылка на другие, авторитетные тексты, правдивость которых не подвергается сомнению. Именно  поэтому авторитетные высказывания о порочности женщин могут считаться в данном контексте доказательством.

     Есть  и другие доказательства, которые  указывают на то, что именно женщины могут становиться ведьмами. 

     1) Они легковерны. Демон жаждет  главным образом испортить веру  человека. Этого легче всего достигнуть  у женщин.

     2) Они скорее подвержены воздействию  со стороны духов вследствие  естественной влажности свого  сложения.

     3) Их язык болтлив. Всё что  они узнают с помощью чар, они передают подругам. Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства.  [2] 

Все доказательства подкрепляются авторитетными  высказываниями либо историческими  фактами: «Почти все государства были разрушены из-за женщин. Троя погибла из-за похищения Елены. Многие тысячи греков нашли там смерть. Иудейское государство претерпело много невзгод и разрушений из-за скверной царицы Иезавели и её дочери Гофолии, царицы в Иудее, которая умертвила своих внуков, чтобы царствовать после смерти сына. Обе эти женщины были в свою очередь умерщвлены. Много напастей испытало Римское государство из-за Клеопатры, египетской царицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мир и теперь страдает из-за женской злобы.» [2]

     Возраст и статус ведьм строго не обозначен. 

     Среди т. н. В. были и старые, и молодые, и  преуспевающие, и бедные. [3] 

Информация о работе Средневековое ведьмовство как культурный феномен