Религия как культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:57, реферат

Описание

Термин "Возрождение" (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) впервые употребил итальянский живописец, архитектор и историк искусства, ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1512-1574) в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времен античности "низвергались до крайней своей погибели", но так как "природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают", возможно "понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни".

Содержание

Часть 1 2
1.Великие гуманисты эпохи Возрождения 2
2. Русские мыслители о противоречиях русской культуры (Н. Бердяев, Н. Лосский, И. Ильин, Н. Федотов) 4
3. Культура 20 в. после 1917 г. 6
Часть 2. Религия как культурный феномен 10
1. Понятие религии. 10
2. Происхождение религии. Древние формы верований. 11
3. 1150—1152 Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский (Ярославская область), Россия. 13
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

 

 

Часть 1

1.Великие гуманисты эпохи Возрождения

 

Термин "Возрождение" (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) впервые употребил итальянский живописец, архитектор и историк искусства, ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1512-1574) в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времен античности "низвергались до крайней своей погибели", но так как "природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают", возможно "понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни".

В настоящее время большинство исследователей согласны с тем, что Возрождение не являлось завершением средневековой культуры или началом культуры нового времени, а представляло собой переходный тип культуры, качественно отличавшийся от той и другой.

Эпоха Возрождения потому и была названа так уже  современниками, что основу ее культуры составляло разыскание и публикация древних рукописей, в которых возрождался мир античной истории и античной литературы, представлявшийся людям этой поры воплощением идеальной нормы и недосягаемого образца. Известный немецкий живописец Альбрехт Дюрер создал чертеж идеального города, используя план римского военного лагеря; деятель реформации Кальвин — "Наставление в христианской вере", используя аргументацию Цицерона; итальянский политический мыслитель Никколо Макьявелли обосновал достоинства республиканского правления, комментируя первые десять книг Тита Ливия.

Вот как русский историк культуры М. Л. Андреев характеризует Возрождение: "С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие художественные достижения Возрождения. Литература также представлена великими именами, но странным образом величайшие из великих находятся на границах, исторических и логических, этой эпохи: Данте — ближайший канун, Петрарка и Боккаччо — самое начало, а Тассо, Шекспир и Сервантес уже возвещают о конце... В живописи, скульптуре и архитектуре дело обстоит иначе: все их развитие в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине, в момент полного и абсолютного тождества культуры с самой собой, открывается поле деятельности для величайших гениев. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан находятся в отличие от Петрарки и Шекспира не на границах, а в смысловом и историческом центре культуры, поэтому культура может высказаться в них со всей возможной определенностью...

Именно в среде  художников и зодчих оформился и  утвердился один из самых ярких и привлекательных культурных образов Возрождения - образ "человека универсального"... Важно, что впервые универсальность дарований и способностей была осмыслена как культурная ценность. Классический пример универсализма - Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, музыкант, ученый и инженер.

 

2. Русские мыслители о противоречиях русской  культуры (Н. Бердяев, Н. Лосский, И. Ильин, Н. Федотов)

 

Бердяев о противоречиях русской культуры. Именно это промежуточное положение между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими этими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем отличается от них. По выражению Н. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории, и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену «столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Эта хорошо знакомая исходная антиномия развертывалась в «поляризованности русской души», в культурном расколе между правящим классом и народными массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике от тесного союза со странами Запада до противостояния им всем.

Конкретизируя исходное противоречие русской истории, Н. Бердяев выделяет в ней пять периодов, которые вместе с тем образуют разные сущности, «пять разных России»: киевская, татарского периода, московская, петровская, императорская. Особым образованием становится и советская Россия. Эти России, сменяя друг друга, вместе с тем накладывались друг на друга, не образуя органического единства и преемственности. Напротив, общество проходило через радикальные, во многих отношениях катастрофические, изменения социокультурной ориентации.

Хотя приводимое Бердяевым перечисление номинально связано с меняющимися центрами и типами государственности, конечно не в этом был его критерий, определяющий характер общества. С типом государственности был тесно связан общий характер культуры, тенденции, определяющие ее динамику в каждом периоде.

Каждый переход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущей перестройкой предшествующих политических и социальных структур, но и их ломкой, энергичными мерами по отрицанию и разрушению отвергаемого прошлого. Таков был вынужденный результат татаро-монгольского господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия целеустремленной политики Петра I и его преемников. В дворянско-бюрократической империи были отменены или ограничены прежние феодальные привилегии и порядки, создана новая социальная иерархия на основе табели о рангах и выслуги на государственной службе. Европеизация осуществлялась через крайнее социальное и культурное расслоение «по вертикали»: европеизированные и просвещенные верхи и закрепощенные, бесправные и темные низы. В свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночинной интеллигенцией, а нарастающая буржуазия беспощадно рубила «вишневые сады» и обрекала на разорение «дворянские гнезда». Нарастание социальных противоречий и движений социального протеста зачастую отражалось в отрицании господствующей культуры и культурном нигилизме.

Но дело не только в диахронических разрывах русской истории. Слабость интегрирующего духовного начала приводила к постоянной внутренней раздробленности этого общества. Бердяев имеет в виду не только хорошо знакомые нам по социально-политическому анализу противоречия между трудящимися и имущими слоями, народом и интеллигенцией, обществом и государством. Этим противоречиям он придает несомненное значение как ситуативных причин, во многом обусловивших протекание революции 1917 г. Однако глубокие разлады были присущи самой русской культуре на разных этапах ее истории.

В этой культуре можно найти немало антиномий, свойственных всякой культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм - коллективизм, смирение - бунт, природная стихийность - монашеский аскетизм, мягкость - жестокость, самоотверженность - эгоизм, элитарное - народное, высокое - обыденное и т.д.

Но наряду с этими антиномиями постоянно присутствуют устойчивые черты принципиального разрыва:

- между природно - языческим началом и высокой религиозностью;

- между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам:

- между всеохватной государственностью и анархической вольницей;

-между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью, и мессианским универсализмом;

-между поисками социальной свободы и подчинением деспотическому государству;

- между «русификацией» православия как оплота христианской России и стремлением к превращению православия во вселенскую религию;

- между поисками социальной свободы и подчинением государственному деспотизму и сословной иерархии;

- между принятием косного земного бытия, «крепкого быта и тяжелой плоти», стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьей правды;

- между «западничеством» как увлечением образцами прогресса, свободы личности, рациональной организации жизни и «восточничеством» как интересом к упорядоченной и стабильной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности, или же, как к региону высокой духовности и мистических озарений.

 

3. Культура 20 в. после 1917 г.

 

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. Даже художники одного или близких направлений оказались "по разные стороны баррикад". Так, В.В.Кандинский окончательно покинул Россию, а, казалось бы, столь родственный ему по пониманию изобразительной формы К.С.Малевич считал себя "художником революции".

За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления /П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др./ Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Какие задачи в области культуры ставило и решало советское государство в послереволюционный период? Прежде всего, ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта /усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых/. В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 3/4 населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать" Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

 

 

 

Тест

 

1. Когда была создана инициативная группа по защите прав человека в СССР?

А- в 1969

В - в 1975

С - в 1985

2. Как назывался первый советский телевизор?

А- "Рубин"

В- "Рекорд"

С- "КВН"

3. Когда был завершен запуск советских межпланетных станций "Луна-1" и "Луна-2"?

А - в 1956

В - в 1959

С- в 1962

4. Где был впервые опубликован роман Б.Пастернака "Доктор Живаго" ?

А - в СССР

В – в Италии

С- в США

5. Какие ткани были в моде в 60-е гг.?

А - шерстяные

В - хлопчатобумажные

С – синтетические

6. Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил полёт в космос ?

А- "Восток"

В- "Восход"

С- "Союз"

7. Книга о коллективизации

А - "Чевенгур" А.Платонова

В - " Как закалялась сталь" Н.Островского

С - "Поднятая целина" Шолохова

8. Кто из известных эмигрантов третьей волны является не только русскоязычным, но и англоязычным писателем ?

А - В. Максимов

В - В. Некрасов

С - И. Бродский

9. Укажите время выхода в свет первых номеров научных журналов "Вопросы литературы", "История СССР","Мировая экономика и международные отношения" :

А- 1950.1953гг.

В- 1954.1957гг.

С- 1962.1966гг.

10. Как назывался журнал, провозгласивший в годы перестройки"русскую идею"?

А - "Наш современник"

В- "Родина"

С - "Дружба народов"

11. Когда режиссёр Театра на Таганке в Москве Ю.Любимов впервые приехал в Москву после долгих лет вынужденной эмиграции ?

А- в 1982гг.

В- в 1991гг.

С- в 1992гг.

12. Назовите имя советского скульптора-авангардиста, ветерана Великой

Отечественной войны, умершего в забвении на Родине, но необыкновенно

популярного на Западе:

А - Н. Клыков

Информация о работе Религия как культурный феномен