Средневековая культура: основные направления в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:58, доклад

Описание

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Средневековье многие поколения ученых, писателей, публицистов определяли как безвременье, разделяющее две славные эпохи – античность и Возрождение, как перерыв в развитие культуры, потому что в целом культура раннего средневековья не имела ярко выраженного стилистического единства и распадалась на множество направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников.

Содержание

1. Введение.__________________________ 3
2. Особенности культуры Средневековья________________________4
3.Основные направления в архитектуре Средневековья.____________5
4.Романский стиль в архитектуре Западной Европы._______________7
5. Архитектура романского стиля в странах Европы_____________8
5.1 Романский стиль во Франции.__________________________ 8
5.2 Романский стиль в Германии. __________________________ 9
5.3 Романский стиль в Италии. ____________________________ 9
5.4 Романский стиль в Испании.___________________________ 9
5.5 Романский стиль в Англии.____________________________ 10
6. Готический стиль в архитектуре Западной Европы.__________ 10
7. Архитектура готического стиля в странах Европы__________ 13
7.1. Готический стиль во Франции. _________________________13
7.2 Готический стиль в Германии.__________________________ 14
7.3 Готический стиль в Англии.________________________ ___ 14
7.4 Готический стиль в Италии.____________________________ 15
8. Заключение.______________________________________________ 16
9. Список литературы.________________________________________17

Работа состоит из  1 файл

культоролигия доклад.doc

— 3.28 Мб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка 2 курса

группы 2-БД-2

Реброва Анна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

 

Содержание

 

1.      Введение.__________________________  3

2.      Особенности культуры Средневековья________________________4

3.Основные направления в архитектуре Средневековья.____________5

                          4.Романский стиль в архитектуре Западной Европы._______________7

                 5. Архитектура романского стиля в странах Европы_____________8

5.1 Романский стиль во Франции.__________________________  8

5.2 Романский стиль в Германии. __________________________  9

5.3 Романский стиль в Италии. ____________________________  9

5.4 Романский стиль в Испании.___________________________   9

5.5 Романский стиль в Англии.____________________________   10

6.      Готический стиль в архитектуре Западной Европы.__________ 10

7.      Архитектура готического стиля в странах Европы__________ 13

 

    7.1. Готический стиль во Франции. _________________________13

7.2  Готический стиль в Германии.__________________________ 14

    7.3 Готический стиль в Англии.________________________ ___ 14

7.4 Готический стиль в Италии.____________________________ 15

                   8. Заключение.______________________________________________ 16

                        9. Список литературы.________________________________________17


1.      Введение

 

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Средневековье многие поколения ученых, писателей, публицистов определяли как безвременье, разделяющее две славные эпохи – античность и Возрождение, как перерыв в развитие культуры, потому что в целом культура раннего средневековья не имела ярко выраженного стилистического единства и распадалась на множество направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников.

Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Историческая ситуация средних веков не может быть как-то однозначно охарактеризована: падение Римской империи, вторжение варваров, которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций, вытеснение языческой культуры христианской, феодализм, завоевательные войны, крестовые походы – все это создало пеструю картину культуры. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. В это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры.

Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья. Совместимость несовместимого – таков культурный феномен этой эпохи.

Средневековье, с одной стороны, смогло более четко, чем античный мир вычленить понятие личности, однако, с другой стороны, двойственно относилось к человеку. Он мыслился как венец творения и как раб божий, личность воспринималась не сама по себе, а как арена борьбы темных и светлый сил.

Особое место в средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь, это предопределило господство средневекового мировоззрения. Философия, мораль, право, образование, литература, искусство были связаны  или подчинялись богословию (теологии). Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях: бедность и богатство, власть и бесправие, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. Не было ни одной вещи, ни одного суждения, в которых бы не усматривалась связь с Христом, с христианской верой. Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково, что каждое свое слово или действие они посвящали Христу или Богоматери.

Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культуру средних веков. Менталитет средневекового человека был крайне противоречивым. Он включал в себя жажду чудесного и страх перед ним; стремлением к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания. Это учение о всепрощении и милосердии с одной стороны, и постоянные войны и казни с крайней степенью жестокости с другой, это соединение возвышенного и низменного в повседневной жизни. 

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Средневековье охватывает более тысячи лет истории человечества. Его принято разделять на три основных периода:

1 этап: конец V– начала X вв – ранее средневековье, для которого характерно противостояние античных и варварских элементов культуры и первые поиски компромиссов.

2 этап: вторая половина X – XII вв. 2 этап Средневековья – это период укрепления феодальных общественных институтов и канонизации мировоззрения. Канонизация – от греческого слова канон – норма, правило. В этот период сложился общеевропейский художественный стиль – Романский.     1 и 2 этапы вместе представляют период Раннего Средневековья.

3 этап: вторая половина XII – начало XV вв. период Классического, или Высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Во многих странах Западной Европы развивается  промышленности, происходит подъем городских центров. Культуре этого времени характерно большая динамичность развития, расширение кругозора, смелые поиски, заметное обновление жанров литературы и изобразительного искусства, распространение Готического стиля и развитие Рыцарской культуры.

 

 

2.Особенности культуры Средневековья.

 

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров в конце концов, погубили эту мощную империю. Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры.

Фактические изменения в культуре стали ощутимы только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура.

Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек — это человек свободный, человек творческий.

Что меняется с приходом христианства? Меняется абсолютно все — представления о Боге, мире и самом человеке. Прежде всего, Бог обращен уже к каждой личности, а не к народу, как это было в язычестве. Бог — это начало надмирное, то есть неподвластное природным циклам. И это самое главное — Бог свободен от природы, созданной Им Самим. А раз свободен Он, то свободен и человек, как его подобие. От того, что Бог обращен к каждому человеку, представление о мире меняется. Мир — это уже не нечто враждебное, а напротив, мир — это удивительная собственность человека. Человек в мире, как и в себе самом, находит первопричину всего — божественные силы, то есть дух. Именно дух объединяет человека, Бога и мир в некое единое целое, причем мир уже не выступает для человека как самостоятельная личность, отличная от Бога, а становится великим произведением творчества, красота и тайна которого скрыта в глубинах самого человека.

Вместе с этим представлением о мире продолжает развиваться наука о материальных законах мироздания. Но она уже воспринимается не как самостоятельная наука о бытии, а как наука о материальных закономерностях мира, в законах которого человек находит отражение собственных законов и учится использовать их в своих целях.

Именно такие глобальные перемены во взглядах человека на Бога, мир и самого произошли с приходом христианства, что требовало совершенно иного отношения и к себе, и к действительности. Важным двигателем культуры Средневековья стало учение о спасении души. Почему требовалось спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и жестокости — от всего этого его необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идея о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Западной Европы, политика западной Церкви.

 

3.Основные направления в архитектуре Средневековья.

 

Архитектура Средневековья включает в себя 4 основных стиля: «Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика.

«Каролингское возрождение»  расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв.). Эпоха Карла Великого ознаменовалась реформированием административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной культуры. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Самым значительным сохранившимся сооружением является капелла императорской резиденции  в Аахене, пример монументальной основательности каролингской архитектуры, следовавшей ранним христианским образцам. Нововведением можно считать западный придел – паперть с этой стороны церкви, окруженную башнями. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство.

Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. Оттоновское искусство оказало значительное влияние на все европейское искусство и явилось основой для романского стиля.

Романский стиль   художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к живописи, скульптуре и другим видам искусства. Однако обычно романским называют стиль, который сформировался одновременно  во Франции, Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные  национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проемами окон. Это придавало облику зданий величественность.

Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века.

 

4.    Романский стиль в архитектуре Западной Европы.

 

Романский стиль зародился в конце Х века в период Раннего Средневековья. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. Сам же термин «Романский» был введен в научный оборот в начале XIX века французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой.

«Наполовину храм божий, наполовину крепость для обороны», - так называл Вальтер Скотт Романские соборы в Англии.

Романский стиль впечатлял, прежде всего, приземистой массивностью форм. В замках и храмах чувствовалась простота, мощь и ясность. Они имели форму базилики. Базилика – это протяженная форма здания, разделенная рядом столбов или колон. Толстые и прочные стены с небольшими окнами, объемистые колоны и горизонтальные перекрытия не оставляли места свету, что делало соборы и церкви мрачными строгими сооружениями, повергавшими в трепет.

Информация о работе Средневековая культура: основные направления в архитектуре