Средневековая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………………..3
II. Особенности византийской архитектуры……………………………………………………3
1.Возникновение……………………………………………….………………………………3
2.Историческая характеристика………………………………………………………………4
3.Строительные особенности…………………………………………………………………4
4.Характерные черты………………………………………………………………………….5
III. Отличительные черты романского стиля……………………………………………………6
1.Строительные приемы, тектоника…………………………………………………………7
2.Характерные особенности………………………………………………………………….8
IV. Специфика готического стиля………………………………………………………………10
1.Историческая характеристика стиля……………………………………………………..10
2.Строительные особенности……………………………………………………………….11
3.Характерные черты………………………………………………………………………..11
V. Заключение………………………………………………………………………………….13
VI. Список литературы………………………………………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

контроьная покультурологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

ГБОУ ВПО  «Нижегородская государственная медицинская  академия»

 Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

Контрольная работа по КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Средневековая архитектура.

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса 31 группы

заочного отделения

фармацевтического факультета

 Свицай (Замысловой) Н. А.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012.

ПЛАН

 

  1. Введение………………………………………………………………………………………..3
  2. Особенности византийской архитектуры……………………………………………………3

1.Возникновение……………………………………………….………………………………3

2.Историческая  характеристика………………………………………………………………4

3.Строительные  особенности…………………………………………………………………4

4.Характерные  черты………………………………………………………………………….5

III.       Отличительные черты романского стиля……………………………………………………6

            1.Строительные приемы, тектоника…………………………………………………………7

            2.Характерные особенности………………………………………………………………….8

IV.       Специфика готического стиля………………………………………………………………10

             1.Историческая характеристика стиля……………………………………………………..10

             2.Строительные особенности……………………………………………………………….11

             3.Характерные черты………………………………………………………………………..11

V.          Заключение………………………………………………………………………………….13

VI.         Список литературы………………………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили  бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся  падением Римской империи. Варвары  селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

В целом раннее средневековье было временем глубокого  упадка европейской цивилизации  по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении  ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.

В эпоху раннего  средневековья в Европе резко  преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Для юго-восточной  части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») - здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом - крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

Новым архитектурным  формам соответствовало и новое внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам.

 В зодчестве  центральной части Европы также  сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика.

 

Особенности византийской архитектуры.

Возникновение.

 Считая себя  наследниками античного могущества  римской державы, византийские  императоры стремились восстановить  ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима.

 Наивысшего  экономического и культурного  расцвета Византия достигла в  VI в. при императоре Юстиниане,  наемная армия которого утвердила  византийское господство на всем  Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.

Историческая  характеристика.

 В архитектуре  Византии хорошо прослеживаются  этапы накопления и слияния  опыта римской и восточной  школ. Здесь, как и повсюду в  периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

 Византийская  архитектура прошла в своем  развитии три этапа: 

ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;

средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;

поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные  особенности.

 Константинополь  всегда оставался центром архитектурной  деятельности византийских императоров.  Мощные крепостные стены, прикрывающие  город с моря и суши, были  возведены еще в V в. Мосты,  дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах  к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

 Лучевая  планировка улиц, сходившихся к  площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала  абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).

   Удлиненная  в плане раннехристианская базилика  и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение  в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.

 Византийской  архитектурой был решен целый  ряд технических и конструктивных  проблем. Стены зданий в Константинополе  возводились кирпичной кладкой  на толстых слоях известкового  раствора с добавлением толченого  кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Характерные черты.

Камень включался  в конструкцию стен преимущественно  при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной  школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры - в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией.

 Бетонная  техника была забыта: природный  цемент - пуццолана - добывался только  в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.

 Деревянные  стропильные фермы раннехристианских  базилик перемежались каменными  арочными перемычками, как в  базилике Турманина. Эта базилика  интересна еще и размещением  главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

С переходом  к строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и  сводчатых конструкций. Восточные  строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

 Основными  формами византийских перекрытий  были полусфера и полуцилиндрический  свод, удобные для возведения  с применением вороба приспособления  в виде рейки или веревки  постоянной длины, закрепленными  одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

 Использование  вороба позволило перейти от  крестовых римских сводов н  парусному, имеющему вид обрубленного  с четырех сторон купола, форму,  близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

 Результатом  поисков было сочетание парусного  свода с венчающим его куполом.  В этой схеме удачно решались  вопросы перехода от квадратного  плана помещения н круглому  куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

 Чтобы уравновесить  систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

 В средневизантийский период наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

 К середине XIV в. Византия  сохранила за собой только  Балканский полуостров и последний  этап развития ее архитектуры  связан с южной Грецией. Здесь  уже не строили монументальных  храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

 С разделом христианской  церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное  и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. Именно на него  следует обратить главное внимание при изучении византийского зодчества.

 Византийская архитектура  оказала сильное влияние на  формирование романской, готической  архитектуры Западной Европы, итальянского  Возрождения; ее прямым продолжением  было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Информация о работе Средневековая архитектура