Современные культуротворческие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практике развитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы в технологии СКД 5
1.1. Сущность определения понятий СКД 5
1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7
1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14
2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 19
2.1. Условия организации 19
2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 23
2.3. Выводы и рекомендации 34
Заключение 37
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Современные культуротворческие технологии.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

CoolReferat.com

Федеральное агентство  по культуре и кинематографии РФ

Филиал Московского  государственного университета культуры и искусств

 

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВА РАБОТА

по социальной – культурной деятельности

 

«Современные культуротворческие технологии»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила:

студентка

Шайхетдинова  Н.И._____

 Специальность  СКД

Курс 1 Группа 903

Проверил:

кандидат исторических наук, доцент

Низамова М.С._______

 

 

 

                                  Набережные Челны, 2010

 

Содержание

Введение                                                                                                                       3

1.  Теоретические подходы в технологии СКД                                                        5

1.1.  Сущность определения  понятий СКД                                                               5

1.2.  Технологии СКД в разные  исторические периоды                                          7

1.3.  Современные технологии, используемые  учреждениями культуры            14

2.  Практическое исследование  опыта применения технологии  молодежным центром «Шатлык»  г. Набережные Челны                                                             19

2.1.   Условия организации                                                                                       19

2.2.  Опыт применения  технологий СКД в деятельности  молодежным центром «Шатлык»  г. Набережные Челны                                                                             23

2.3.  Выводы и рекомендации                                                                                   34

Заключение                                                                                                                 37

Список используемой литературы                                                                           38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков.

Необходимо подчеркнуть, что в  сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать:

- решение общих задач социализации личности;

- организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов;

- психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.

Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере,  посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).

Предмет исследования: культуротворческие технологии.

Объект исследования: молодежный центр «Шатлык».

Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;

- изучить на практике развитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

1.  Теоретические подходы в  технологии СКД

1.1.  Сущность определения понятий СКД

В разные исторические периоды СКД  называлась:

-внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

-культурно-досуговая работа (до  середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая  работа была политизирована и тесно  связана с идеологией КПСС. После  путча деятельность КД учреждений  была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения  и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к  сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

Важность СКД в том, что это  не просто организация досуга, а  организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»)[2 c. 125].

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное  время

-отличается свободой выбора, добровольностью,  активностью и т.д.

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством  институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Отличительные черты СКД:

-гуманистический характер

-культурологический характер

-развивающий характер

Функции СКД:

-развивающая

-информационно-просветительская

-культурно-творческая

-рекреационно-оздоровительная

Знание СКД необходимо для совершенствования  и улучшения культурно-досуговой  сферы.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней  взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:

- творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности;

- репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

- репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

 

1.2.  Технологии СКД  в разные исторические периоды

В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.

После Октябрьской революции 1917 в  художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).

Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодежи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)» О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности [5 c. 196].

Самодеятельные коллективы возникали  при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

В 30-е гг. в различных союзных  и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведен Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).

Во время Великой Отечественной  войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм” Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости” Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др. [5 c. 182].

С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова  в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).

Распространение получили различные  самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного  танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).

Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.

Информация о работе Современные культуротворческие технологии