Советская культура и ее уроки для современного мирового цивилизационного сооьщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:49, реферат

Описание

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Особенности культуры в первые годы Советской власти………………….4

Духовная и художественная культура периода тоталитаризма……………5

Великая Отечественная война в истории отечественной культуры……….8

Советская архитектура………………………………………………………..10

Советская культура в период "оттепели" и "застоя"………………………..12

Отечественная культура и "перестройка"…………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………….19

Список используемой литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ РЕФЕРАТ КУЛЬТ-ИЯ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

                         РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

             ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТОРОЛОГИИ НА ТЕМУ:

«СОВЕТСКАЯ  КУЛЬТУРА И ЕЕ УРОКИ  ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СООБЩЕСТВА». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ 4321

Соловьева Евгения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  2009 Г.

                                                    СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение……………………………………………………………………….3

 Особенности  культуры в первые годы Советской  власти………………….4

 Духовная  и художественная культура периода  тоталитаризма……………5

 Великая Отечественная  война в истории отечественной  культуры……….8

 Советская  архитектура………………………………………………………..10

 Советская  культура в период "оттепели" и "застоя"………………………..12

 Отечественная  культура и "перестройка"…………………………………...17

 Заключение…………………………………………………………………….19

 Список используемой  литературы…………………………………………...20 

 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение 

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой  культуры. Этот период является одним  из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа  культуры России в новейшее время  состоит еще и в том, что  всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей  от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам  труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть  в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в  сопоставлении со всей русской культурой "серебряного века" и Русского зарубежья - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.

Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и  неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах.

Вместе с тем  культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с  российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, со верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние "зажатости" между прошлым и будущим, ориентации на "двоичности" (революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.

  
 
 
 

      Особенности культуры в первые годы Советской власти 

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие:

утверждение в  качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности;

активное использование  культуры в уничтожении социального  неравенства. Программное положение  большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП (б) - "открыть и сделать  доступными для трудящихся все сокровища  искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.

Революция, поставившая  перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как  хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.). 

    
 

   Духовная и художественная культура периода тоталитаризма 

В первое десятилетие  советской власти в культурной жизни  страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с "капиталистическим окружением" и "построения социализма в отдельно взятой стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции.

Пролетарское  государство относилось к интеллигенции  крайне подозрительно. Шаг за шагом  ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение.

Проработки "несознательных" интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С  конца 20-х годов они сменились  систематическими запугиваниями и  прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с  вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс  создания интеллигенции советской. Причем, новая интеллигенция мыслилась  как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности.

В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Таким образом, советская национальная культура к  середине тридцатых годов сложилась  в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

Среди ценностей  официальной культуры доминировали верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым  врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя.

Наступил новый  этап в развитии художественной культуры. С относительным плюрализмом  предыдущих времен было покончено. Все  деятели литературы и искусства  были объединены в единые унифицированные  союзы. Утвердился один-единственный художественный метод социалистического реализма . В его утверждении в области литературы большую роль сыграл Горький, который был давним противником символизма, футуризма и прочих направлений авангарда. Приехавший по приглашению Сталина в 1929 году, он сделал доклад на первом съезде советских писателей, который и считается официальным признанием социалистического реализма в качестве ведущего метода советского искусства.

Выступая в  качестве "основного творческого  метода" советской культуры он предписывал  художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового, типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соцреализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, то есть отводилась роль инструмента формирования "нового человека".

В изобразительном  искусстве утверждению социалистического  реализма способствовало объединение  художников - рьяных противников всяких новшеств в живописи - в Ассоциацию художников революционной России (АХРР)  , члены которой, руководствуясь принципами "партийности", "правдивости" и "народности", разъезжались по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты. Особенно много они работали в армии, поэтому главными меценатами их выставок выступали Ворошилов и Буденный.

     Социалистический  реализм постепенно внедряется и  в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс  идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в "Правде" 26 января 1936 года статью "Сумбур вместо музыки" с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.

     В эти же годы наступает расцвет  советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи  для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

     В 30-е годы создается собственная  база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Продолжает развиваться музыкальное искусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство.

Информация о работе Советская культура и ее уроки для современного мирового цивилизационного сооьщества