Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Содержание

Введение 2
1. Роль образования в развитии российского общества 4
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития 4
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования 5
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации 6
2. Государство и образование 9
2.1. Федеральная программа развития образования.
Государственные и социальные гарантии обучающимся 9
2. 2. Мероприятия программы реформирования
системы образования 18
2.3. Результаты введения единого государственного экзамена 27
3. Структура системы образования Республики Мордовия 35
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа система образования.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, Федеральный  компонент стандарта среднего (полного) общего образования устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном. Базовый уровень определяет требования к содержанию среднего образования в отношении каждого учебного предмета. Профильный уровень - более высокий, чем базовый, по содержанию образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Решение том, что в данной школе обучение будет вестись на профильном уровне, принимает учредитель по представлению руководителя школы, согласованному с органом школьного самоуправления.

Старшеклассники получили возможность выбирать: учиться в профильных и универсальных (непрофильных) классах [13, с. 15].

Итак, подводя итог всего  вышеизложенного можно говорить о том, что именно развитие науки  и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизации процесса образования, компьютеризацию процесса образования.

 

 

2.3. Результаты  введения единого государственного  экзамена

 

В этом году свыше миллиона абитуриентов будут поступать в вузы, имея наряду с аттестатом и свидетельство о результатах Единого госэкзамена. Имеют ли вузы право назначать дополнительные вступительные экзамены? Можно ли пересдать "двойку", полученную на ЕГЭ? Успеют ли подать документы в вуз те, кто заявил апелляцию, и эта апелляция еще рассматривается? Ответы на эти и другие вопросы напечатаны в «Российской газете» от 1 июля 2008 года. На эти и множество других вопросов читателей "РГ" ответила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.  Возьмем за основу интервью с Любовью Глебовой с целью раскрыть проблему вопроса о результатах введения ЕГЭ.

«Российская газета: Любовь Николаевна, сейчас продолжается рассмотрение апелляций. Известно, что федеральная конфликтная комиссия работает до августа. А как же будут поступать в вузы те абитуриенты, чьи работы еще на рассмотрении? Ведь документы на бюджетные отделения ведущих государственных вузов принимают только до 15 июля.

Любовь Глебова: Оценки - это прерогатива регионов. Федеральная конфликтная комиссия, рассматривая апелляцию, не имеет задачи "переставить" оценку. Она только высказывает свою точку зрения, насколько правильно или нет решение местной комиссии. В любом случае каждый выпускник получает свидетельство о результатах ЕГЭ. В случае если Федеральная конфликтная комиссия принимает решение об изменении итогового балла тому или иному участнику ЕГЭ, то государственная экзаменационная комиссия субъекта Федерации вносит изменение в итоговую аттестацию. Что касается сроков, то задержки быть не должно. В случае если оригинал или копия свидетельства о результатах ЕГЭ не могут быть по объективным причинам представлены на момент подачи заявления о приеме, поступающий в заявлении указывает сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах, а также причину отсутствия свидетельства о результатах и допускается до участия в конкурсе и вступительных испытаний.

РГ: Апелляция в 99 случаях идет в пользу ученика?

Глебова: Отмечу, что 98,3 процента участников ЕГЭ согласны с выставленными баллами, то есть не подают апелляции на результаты "единого". Статистика этого года такова: общее количество апелляций из 2,5 миллиона экзаменов составляет около 2 процентов. Количество удовлетворенных апелляций - 0,6 процента от числа сданных экзаменов, отклоненных - чуть более одного процента. Ничего необычного тут нет. ЕГЭ - это одновременно и форма вступительного испытания. Когда у нас ребята сдавали обычные экзамены в вузы, разве апелляций не было? Были всегда, и гораздо больше 1 процента.

Апелляции разные, и их решения тоже разные. Например, кто-то заметил, что сосед пользуется мобильником. Это нарушение процедуры  проведения. По такому случаю могут быть аннулированы результаты того, кто пользовался телефоном, и назначена пересдача. Другой пример: человек уже вышел из класса, проанализировал свои ответы постфактум и засомневался в знаке препинания. Тогда вместе с ним смотрим листок его ответов и отсканированный машиной вариант. Стоит запятая или это дефект сканирования?

РГ: Почему сейчас выпускник может исправить лишь одну "двойку" по ЕГЭ - пересдать в виде традиционного экзамена. Останется ли такое правило на следующий год?

Глебова: При проведении ЕГЭ в этом году предусмотрено право пересдачи как одной неудовлетворительной отметки, так и более. В этот раз 1,5 тысячи выпускников получили больше одного "неуда". Отмечу, что пересдавать экзамен по итоговой аттестации выпускник, получивший более одного "неуда", будет по решению субъекта Федерации и абсолютно точно не у себя в школе, а независимым комиссиям.

О том, какие  правила будут на следующий год, сказать не могу. Так же как и  о том, как вообще в целом будет  трактоваться "двойка" по ЕГЭ. Закон  о "едином", конечно, принят, но нормативно-правовая база, которая будет обеспечивать реализацию этого закона, в том числе и положение об итоговой аттестации, должна появиться осенью. До этого времени нам предстоит еще многое решить.

РГ: Но все-таки, на ваш взгляд, четверть полученных в этом году "двоек" на ЕГЭ по литературе о чем-то говорит?

Глебова: Ну уж никак не о всеобщем уровне знаний наших ребят по этому предмету. Потому что литературу сдавали лишь в 23 субъектах и по выбору. Напомню, что из необязательных предметов, по которым мы пока по умолчанию прибавляем 1 балл, в этом году осталась лишь литература. Ее-то и выбирали те, кому просто нужна "тройка" и кто не пойдет с этой оценкой в вуз. В следующем году поблажек не будет. Те же, для кого литература важна, получили нормальные баллы.

РГ: Судьба будущих "двоечников" станет известна только с вступлением закона о ЕГЭ в силу?

Глебова: Вообще судьба двоечников - это дело их самих. Скажу так: у них есть шанс не получить эту двойку, впереди еще целый год, чтобы освоить учебную программу. А у нас часто получается: некоторые школьники - вплоть до 11-го класса - считают себя детьми, за которых надо думать и решать. Но паспорт-то у них уже с 14 лет!

Как в итоговой аттестации будет учитываться стобалльная  шкала, какие перспективы перевода результатов в пятибалльную шкалу, на сегодня однозначного решения нет. Но оно обязательно появится до января 2009 года.

РГ: Вопрос от Елены из Бурятии: "В регионе действует новая система оплаты труда педагогов, когда зарплата зависит от количества учеников в классе. Многие на этом потеряли, бунтуют, что несомненно влияет на качество преподавания. Является ли оценка ЕГЭ оценкой труда учителя?".

Глебова: Никто никогда не формулировал прямую зависимость оценки труда учителя от результатов Единого госэкзамена ученика. Никто, никогда и нигде - ответственно заявляю. Другое дело, что, безусловно, как учат, так и сдают. Это такая негласная формула: хороший учитель - хороший выпускник. И вопрос в том, как дать учителю возможность выйти из некоторых рамок, когда, скажем, на Пушкина отводится лишь определенное количество классных часов. А если хочется отвести детей к памятнику поэта и там читать вслух стихи?..

В первую очередь  у учителя должна быть возможность  в полной мере передать ученику свой опыт и знания. И если такие возможности есть, то и результат должен быть соответствующим. Но все дети разные. И порой "четверка" у одного - значительно большая победа для учителя, чем "пятерка" у другого.

РГ: Получается, что учитель сегодня стал чуть ли не главным оппонентом ЕГЭ?

Глебова: К сожалению, выходит так. И это замечаем не только мы, чиновники, об этом говорят и родители. Учеников-то мы подготовили к тому, что есть такой независимый объективный инструмент оценки их достижений. А педагога мы подготовили? Я считаю большой недоработкой то, что до сих пор некоторые учителя не готовы вести обучение по всем передовым технологиям, используя все новинки. К слову, последние изменения в Положение об аттестации педагогов вносились не один десяток лет назад. По каким критериям их оценивали 30 лет назад, так и сегодня оцениваем. Пора усовершенствовать этот документ.

РГ: У нас очень много вопросов от педагогов. Ширяева Ирина, учитель русского языка и литературы Заозерненской средней образовательной школы Кемеровской области спрашивает: "Как можно качественно подготовить учащихся к "единому", если в старших классах на русский язык отводится по одному часу в неделю?" А Аллу Федорову из Уфы очень волнует, что тесты подменили и аттестационное сочинение: "Разве грамотный, начитанный гражданин сегодня стране уже не нужен?"

Глебова: Понимаю учителей: они обеспокоены тем, насколько готов ученик к сдаче ЕГЭ. Но учитель должен беспокоиться в первую очередь о том, как дать ученику максимум знаний по программе. Мне кажется, мы смешали саму по себе подготовку к экзамену и ЕГЭ как технологию процесса. К тому времени, которое отведено на обучение русскому языку, технологическая подготовка к ЕГЭ не имеет никакого отношения. Действительно, кое-где существует практика натаскивания и подготовки к экзамену. Каким образом с этим бороться - наша совместная забота.

В тех регионах, которые вступили в эксперимент  чуть ли не с самого начала, - Марий  Эл, Чувашии, Мордовии - сегодня не стоит  вопрос, как пользоваться тестовым материалом. Для тамошних выпускников это так же просто, как открыть тетрадку. Более того, ни сами учителя, ни ребята уже давным-давно не дискутируют, хорошо это или плохо. Педагоги используют тестирование и другие элементы ЕГЭ для промежуточной оценки качества знаний детей. Сравнивают результаты по годам, смотрят, какие блоки вопросов самые сложные и где школьники чаще всего ошибаются. И делают упор на изучение именно этих "проблемных" моментов в рамках отведенных часов.

РГ: Одним из основных преимуществ введения ЕГЭ называется борьба с коррупцией. Но в Воронеже во время "единого" студент и профессор местного вуза сидели в школе и решали "нужные" варианты для "нужных" детей. "Помощь" студента обошлась родителям в 10 тысяч рублей, профессора - в 30 тысяч. И это далеко не единичный случай. Это тот минус ЕГЭ, с которым придется мириться?

Глебова: А вспомните, как раньше сочинения писали? Кто-то пишет сам, а рядом, к примеру, дочка школьного библиотекаря. Вся школа бегает и подбирает для нее нужные книжки, чтобы она в цитатах не ошиблась. Однако тогда и в голову никому не могло прийти, что это станет предметом обсуждения всей страны.

Я считаю, что  величайшее достижение ЕГЭ в борьбе с коррупцией в том, что подобные факты сегодня вскрываются и  за них наказывают. К этому не относятся как к норме. Да, лазейки для нарушений есть. Но то, что вы - пресса - говорите об этом, как раз подтверждает невозможность их распространения. И мы, как ответственная за ЕГЭ служба, будем предлагать разные формы контроля, особенно с участием общественности.

Кстати, я очень  тщательно слежу за всеми результатами. Есть территории, где количество стобалльников  зашкаливает. В этом случае регион получает дополнительно человек 40 наблюдателей из федерального центра, которые контролируют следующие экзамены в этом субъекте и смотрят, насколько "аномально" такое явление.

РГ: Многие считают, что выпускник, получивший максимальный балл по ЕГЭ, - это вундеркинд. Слушая же вас, можно подумать, что это аномалия или местная технология?

Глебова: К счастью, лишь в немногих случаях. В этом году у нас чуть меньше тысячи стобалльников. Кстати, их фамилии пересекаются с победителями региональных и всероссийских олимпиад. И в этом, конечно, никаких аномалий нет. Но там, где у нас, так скажем, количественный показатель вызывает сомнения, мы перепроверяем работу.

А нынешних выпускников, получивших 100 баллов на ЕГЭ, я действительно  считаю национальным достоянием страны. Это означает, что образование  у нас достойное. И если мы применили  тот инструмент, который дает объективную картинку, то давайте, говоря о количестве двоек, все же не забывать и о хороших результатах.

РГ: Около года назад решено было создать единую базу дипломов о высшем профессиональном образовании как заслон фальшиводипломникам. Дело движется?

Глебова: Это традиция, которая называется "введение реестра дипломов государственного образца в связи с окончанием высших учебных заведений". Такой реестр в каждом вузе есть уже не один год. Задача в том, чтобы сделать его доступным для пользователей, например, при приеме на работу.

РГ: Объединить в единую базу?

Глебова: Возможность доступа к базе всегда была. Вопрос в том, насколько люди знают об этом. Мы обнародовали соответствующую информацию. Теперь нужно сделать так, чтобы база была и общедоступна, и отвечала требованиям закона. Особенно о персональных данных.

РГ: Рособрнадзор - та самая конечная инстанция, которая отвечает на запросы суда и прокуратуры о соответствии документов об образовании госчиновников. Часто ли приходится с этим сталкиваться?

Глебова: Мы такого анализа не делали. Если в инициативном порядке какие-то ведомства беспокоятся о том, насколько качественные кадры к ним приходят, мы откликаемся. Например, такая работа сейчас ведется министерством внутренних дел. Мы представляем все необходимые базы данных. Вообще всегда идем навстречу работодателям независимо от того, коммерческая это или госструктура.

РГ: Два года назад Современная гуманитарная академия была чемпионом по количеству филиалов. А кто сейчас лидирует и верно ли утверждение, что, чем больше филиалов, тем ниже качество образования в данном вузе?

Глебова: Во-первых, гуманитарная академия использует дистанционные способы обучения. В этом ее эксклюзивность. И в связи с этим, конечно, филиальная сеть у нее по сравнению с классическими образовательными учреждениями гораздо шире. Прямой связи между количеством филиалов и качеством обучения нет. Но вопрос об оптимизации филиальной сети в высших учебных заведениях на сегодняшний день является такой же первоочередной задачей, как вопрос оттачивания ЕГЭ как инструмента итоговой аттестации.

Информация о работе Система образования