Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Содержание

Введение 2
1. Роль образования в развитии российского общества 4
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития 4
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования 5
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации 6
2. Государство и образование 9
2.1. Федеральная программа развития образования.
Государственные и социальные гарантии обучающимся 9
2. 2. Мероприятия программы реформирования
системы образования 18
2.3. Результаты введения единого государственного экзамена 27
3. Структура системы образования Республики Мордовия 35
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа система образования.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

формирование эффективного рынка образовательных услуг  и переход на принципы подушевого финансирования.

Решение этих задач до конца 2010 года позволит ликвидировать  следующие проблемы:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное  регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;

отсутствие формируемых  вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.

В ходе выполнения Федеральной  программы развития образования  в 2000 - 2005 годах реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования общенациональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, расширения экспорта образовательных услуг, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.

Федеральная целевая  программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий), а также для предоставления образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования стала Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.

Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.

Программа как организационная  основа государственной политики в  сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития страны.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

- неполное введение  к 2011 году профильного обучения  из-за недостаточного материального,  кадрового и методического обеспечения; 

- перенос срока полномасштабного  выпуска школьников, обучавшихся  по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

- замедление роста  доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного  образования;

- сохранение перегрузки  детей, обучающихся в общеобразовательных  учреждениях, что крайне отрицательно  повлияет на физическое и психологическое  здоровье нации; 

- перенос срока создания  системы непрерывного профессионального  образования в стране и неполная реализация к 2010 году положений Болонской и Копенгагенской деклараций, что негативно скажется на положении России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг;

- рост социальной напряженности,  обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных регионов и групп населения;

- усиление деградации  материальной инфраструктуры образования,  что к 2020 году может потребовать  принятия экстренных мер по  ее воссозданию.

Вместе с тем при  использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками в управлении Программой;

с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.

Сравнительные преимущества России в сфере образования и  фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем в  системе образования продолжают развиваться негативные тенденции:

- серьезное отставание  российских школьников от сверстников  из индустриально развитых стран  в освоении практически значимых научных представлений и навыков. Социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем;

- система профессионального  образования не полностью соответствует  структуре потребностей рынка  труда; не получила должного  развития система непрерывного  профессионального образования,  что сдерживает технико-технологическое  обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу;

- высшее образование  слабо интегрировано с научной  деятельностью, что негативно  сказывается на качестве подготовки  специалистов и одновременно  снижает потенциал развития научных  исследований в России;

- сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к ее ресурсному "истощению", снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг; образование перестало играть роль "социального лифта" снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию;

- поступающие в систему  образования ресурсы используются  неэффективно.

Существующая система  образования характеризуется нерациональной организацией сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой.

Кадровый состав системы  образования не отвечает современным  требованиям.

Для обеспечения качественного  образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий.

Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.

Отсутствие полноценной  взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской  и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство.

Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы  образования на внешние факторы  во многом связана с проблемой  дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.

Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

Слабая восприимчивость  традиционной системы образования  к внешним запросам и дефицит  квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики.

Отсутствуют условия  для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы  определения, поддержки и распространения  лучших образцов инновационной образовательной деятельности.

Без Программы не будут  созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных  услуг, не будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан Российской Федерации к качественному образованию, существенно затруднится вхождение России в Болонский процесс и во Всемирную торговую организацию.

За последние десять лет в сфере образования произошли  следующие изменения:

изменился рынок труда  – заказчик стал диктовать жесткие  требования к выпускнику;

все более активную роль начинают играть региональные и местные  органы власти;

происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.     

Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативные, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.    

 

 

2. 2. Мероприятия программы реформирования

системы образования

 

Реформы образования  в России проводятся постоянно. Это  реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа»  у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому сейчас используют новые термины, словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д.

Основные мероприятия  Федеральной программы развития образования:

обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

создание нормативной  правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;

формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

разработка норм и  нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения  системы образования;

реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

введение и реализация преемственных государственных  образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;

разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

развитие, разработка и  реализация информационных образовательных  технологий и методов обучения, в  том числе дистанционных;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

совершенствование системы  лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

обеспечение контроля качества образования;

развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

совершенствование системы  государственной аттестации научных  и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;

разработка комплекса  мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

выполнение комплекса  приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

Информация о работе Система образования