Шаманизм и первобытные культы (медвежьи пещеры)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Цель написания реферата состоит в исследовании представлений о шаманизме и первобытных культах (медвежьих пещерах).
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) Отразить особенности шаманизма как религиозного явления, описать фигуру шамана и выявить значение шаманизма на современном этапе;
2) Охарактеризовать виды первобытных культов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Особенности шаманизма как религиозного явления……………………...5
1.1 Возникновение шаманизма………………………………………………...5
1.2 Фигура шамана……………………………………………………………...5
1.3 Необходимость шаманизма в современном мире………………………10
2. Первобытные культы (медвежьи пещеры): особенности и значение…...12
2.1 Характеристика первобытных культов…………………………………..12
2.2 Особенности медвежьих пещер…………………………………………..23
2.3 Культовое значение медвежьих пещер…………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Мировая культура.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Однако некоторые шаманы были состоятельными людьми (например, в некоторых южноамериканских племенах только они имели право обогащаться, то есть накоплять ножи, расчески, топоры и так далее; неплохой доход имели и шаманы тлинкитов), правда, очень редко, поскольку хорошо оплатить работу шамана мог лишь богатый человек, а таких было мало. Но, несмотря на это, шаманы в большинстве культур обычно занимали высокое социальное положение в обществе и их слово считалось весьма авторитетным: в старые времена североамериканскому шаману из племени павиотсо стоило лишь указать преступного колдуна, наславшего порчу, чтобы того убили, а дом сожгли. У гаранов наблюдалось не меньшее уважение к шаманам, они чтили даже их кости. Останки особо могущественных шаманов хранились в хижине, и к ним приходили за советом, принося соответствующие жертвы. Нечто подобное встречается и у юкагиров, еще в XIX в. чтивших черепа шаманов.

 

1.3 Необходимость шаманизма в современном мире

 

В эпоху падения  нравственных ценностей, развития Интернета, шаманизм является актуальным явлением, т.к. привязывает своих приверженцев к родной земле и велит заботиться о ней, а любые новые формы идеологии и технологические прорывы в будущее не выбивают у него почву из-под ног. Следовательно, шаманизм экологичен, уживчив и контактен. На протяжении многих веков с шаманизмом боролись такие мощные религиозные системы, как буддизм, христианство, ислам, а он выжил. Советский атеизм свой приговор шаманизму вынес в первые же годы советской власти, объявив его «мрачным пережитком феодального прошлого», а шаманов — «проходимцами» и «тунеядцами». Но и в этом идеологическом поединке шаманизм, хотя и понес крупные потери, не погиб.

Шаман сегодня - далеко не тот, что был в прошлом или даже в начале XX века. Это вполне современный человек, нередко молодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийся по служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениями шаманских предков, «избранный духами») и выполняет свои шаманские функции по отношению к своим сородичам4.

Каждый текст, произнесенный шаманом во время обряда, является импровизацией. Костюм, бубен и другие атрибуты шаманской культуры стали проще, обряды понятнее. Шаманов сегодня заботит все увеличивающийся отрыв человека от его «родовы» - есть такое хорошее старомодное слово, означающее родню, родные места, истоки рода, родовые корни. Поэтому нынешние шаманы советуют людям хотя бы раз в год съездить туда, где они родились, посетить могилы родителей и дедов, подняться на родовую священную гору, поклониться источнику, который поил водой их предков, и везде оставить хотя бы маленькие знаки своего внимания - монету, белую или розовую тряпочку на дереве, кусок сыра, печенье или конфету. И, вероятно, пока люди не научатся помнить о своих истоках, шаманизм и шаманы будут напоминать им об этом, будут оставаться их «оберегами», хранителями их генетической памяти.

 

 

 

 

 

2. Первобытные культы (медвежьи пещеры): особенности и значение

 

2.1 Характеристика первобытных культов

 

Характеристика основных первобытных культов может быть представлена в следующем виде:

1) Погребальный культ.

Археологами было открыто несколько десятков случаев захоронений скелетов или черепов неандертальцев. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, в пещере близ Ла-Шапель-О-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым), в пещерах Мугарет-эс-Табун и Мугарет-эс-Схул (Палестина), в гроте Тешик-Таш (Узбекистан).

Когда были сделаны важнейшие  из этих находок (1908 г. и позже), многие ученые стали считать их свидетельством о наличии у неандертальцев веры в загробное существование души (А. Буисони, Гуго Обермайер и другие). Некоторые же археологи (например, Макс Эберт) полагали, что веры в душу тогда еще не могло быть, но существовала вера в сверхъестественные свойства самого трупа (идея «живого мертвеца»), которая порождала суеверную боязнь его. В первобытных (неандертальских) погребениях проявлялась, с одной стороны, полуинстинктивная забота о сочлене своего племени, привязанность к нему, не исчезающая с наступлением смерти, с другой – полуинстинктивное стремление избавится от разлагающегося трупа. Представление об отличии мертвых от живых, о том, что со смертью из человека что-то уходит (душа), возникло постепенно и гораздо позже.

Другой вид археологических  находок: остатки костей животных, как  бы преднамеренно захороненных –  являются более убедительным свидетельством существования определенных верований в мустьерскую эпоху. В пещерах Петерсхеле и Драхенлох (Альпы) найдены в большом количестве кости пещерного медведя, часть их оказалась уложена в определенном порядке. Медвежьи кости найдены вместе с неандертальским погребением в пещере Регурду (департамент Дордонь, Южная Франция). Позднепалеолитические памятники в СССР известны в бассейнах рек Оки, Чусовой, Печоры Енисея,   Лены,   Ангары.  

Археологи рассматривают  эти остатки либо как следы  культа медведя, либо как следы охотничьей магии, либо как следы тотемизма (вера в сверхъестественное родство людей с животными). Некоторые новейшие исследователи скептически смотрят на находки медвежьих костей, полагая, что скопления их могли образоваться в течение тысячелетий и без всякого участия человека5.

Эпоха верхнего палеолита (около 40-18 тысяч  лет назад). В эту эпоху уже  появился человек современного типа(Homo sapiens),стали изготовляться более разнообразные и совершенные каменные и костяные оружия, а охотничье хозяйство стало более развито и производительно.

Погребения в эту эпоху носят  на себе явные следы ритуала, видимо связанного с культом; найдены скелеты  с различным инвентарем, украшениями, многие окрашены охрой; встречаются  двойные погребения (близ Ментоны, на северо-западе Италии, захоронения черепов (в гроте Офнет, Бавария) – явный остаток обряда вторичного погребения. Очевидно, в то время уже складывались какие-то суеверные, религиозно-магические представления о том, что умерший каким-то образом продолжает жить.

В неолитическую эпоху погребения становятся более многочисленными, их ритуальный характер и связь с религиозными представлениями в большинстве случаев не вызывает сомнений. В могильниках вместе с покойником всегда находятся предметы обихода, украшения, орудия, оружие, сосуды, очевидно наполнявшиеся пищей. Люди верили в то, что все это нужно умершему в загробной жизни. При значительном разнообразии форм погребения их можно классифицировать (по Дешелетту) на пять основных типов:

- захоронения просто в земле;

- под естественными навесами скал или в гротах;

- под дольменами или крытыми аллеями;

- в искусственных гротах;

- в цистах, или каменных ящиках.

Скелеты обнаружены в различных  положениях: вытянутые, скорченные, сидячие; встречаются следы рассечения трупа. Очень часто, особенно в гротах и дольменах, захоронения состоят из нескольких скелетов: родовые усыпальницы, где хоронили покойников из одного рода или семьи.

В неолитическую эпоху практиковалось трупосожжение. Некоторыми учеными  этот обряд объясняется исходя из веры древних народов в загробную жизнь души: люди старались путем сожжения тела освободить душу, дать ей улететь на небо. Но подобная религиозная идея представляет собой скорее следствие, чем причину обычая кремации.

Погребальный культ в бронзовую  эпоху стал еще более сложным и разнообразным. В нем уже отражалось классовое расслоение общества. Особенно пышными были погребальные обряды вождей, князей, царей; в их могилы клали множество ценностей, убитых коней, иногда и людей – для сопровождения покойника в загробный мир; над гробницами насыпали большие курганы, ставили надгробные памятники. Погребения рядовых членов племени были гораздо скромнее. Широко распространился обычай трупосожжения, что, по-видимому, объясняется усложнением представлений о загробном мире. Ориентировка могил по сторонам света говорит о связи погребального культа с космическими представлениями и с почитанием солнца. Такую связь можно видеть и в больших мегалитических сооружениях – кромлехах. Из них особенно известен так называемый Стоунхендж в графстве Уильтшир (Англия) – огромный комплекс мегалитов в виде круга 90 метров в диаметре, древнейшие части памятника относятся еще к неолиту. Это сооружение одни ученые определяют как своего рода храм солнца, так как главная ось всего сооружения направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния и говорит о том, что он имел какое-то отношение к наблюдениям за солнцем, другие – как надмогильный памятник, так как под этим комплексом и другими аналогичными памятниками обнаружены захоронения.

У славян эволюция погребальной обрядности и разные, порою резко отличные друг от друга, формы погребального  обряда отмечают существенные перемены в осознании мира, в той картине  мира, которую древний человек  создавал себе из сочетания познаваемой  реальности с изменяющимися представлениями о предполагаемых, вымышленных силах, рассеянных, как ему казалось, в природе. Резкий перелом в воззрении древнего славянина произошел еще в праславянское время, когда в рамках тшинецко-комаровской археологической культуры погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожженного праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве; скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Но самая разительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов. Идея кремации у славян была связана с представлениями о жизненной иле, о ее неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительство – небо, куда  души умерших попадают вместе с дымом погребального костра. Идея неба, заселения неба душами своих предков, появляется в эпоху усиления земледельческого сектора хозяйства и связана с той несравненно возросшей ролью неба, небесной влаги, которая характерна для всего земледельческого периода.

2) Культ женского божества.

Было найдено много десятков скульптурных женских изображений  ориньякской эпохи в Западной Европе и СНГ. Они представляют собой небольшие статуэтки, разных стилей, иногда очень реалистичные; все они изображают обнаженных женщин с развитыми половыми признаками, с большими грудями, часто со вздутым животом. Некоторые ученые рассматривают их лишь как проявление эстетических и эротических мотивов. Большинство же исследователей связывают их, так или иначе, с религией. При этом одни видят в женских ориньякских фигурках своего рода жриц – исполнительниц семейно-родовых обрядов. Другие считают их изображениями матерей-прародительниц, так как многие фигурки найдены в непосредственной близости от домашнего очага. Также женские статуэтки того периода объясняются как изображения хозяйки огня (или хозяйки очага): следы подобного мифологического образа, предмета семейно-родового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири. Таким образом, женские статуэтки ориньякской эпохи являются памятниками ранней формы материнско-родового культа.

В некоторых погребеньях неолитической  эпохи, особенно в гротах, встречаются женские изображения, вырезанные на камне. Они связаны с определенными религиозными представлениями: женское божество – покровительница рода или страж могилы; олицетворение земли – покровительница мертвых. Также существует определенная генетическая связь этих изображений с палеолитическими женскими фигурками – олицетворениями родового или семейного очага.

Культ женского божества в неолитическую  эпоху существовал. Изображения  женской фигуры, чаще только лица встречаются  в виде грубо сделанных каменных или глиняных фигурок, орнамента на сосудах, которые найдены в неолитических слоях разных стран: на побережье Малой Азии, Эгейском архипелаге, Балканском и Пиренейском полуостровах, во Франции, Англии и Скандинавии. На всех изображениях резко обозначены полукруглые надбровные дуги и круглые глаза, заостренный нос, на полных фигурках – груди. Рот и другие части лица почти всегда отсутствуют.

Почитание женского божества в эпоху  неолита было связано с культом  плодородия или, как считаел Георг Вильке, с культом луны. Социальной основой этих культов служил материнский род, который с ростом земледельческого хозяйства должен был уже оформиться.

3) Солярный культ.

В эпоху раннего металла значительно  распространился солярный культ. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Особенно интересны бронзовая колесница, запряженная лошадьми, с солнечным диском на ней (Трундгольм, Скандинавия), бронзовая фигура лошади с дисками под ногами и над ней. Культ солнца в эпоху бронзы был порожден ростом земледельческого хозяйства, ибо солнце по народным наблюдениям, главный податель плодородия. С другой стороны, в этом культе отразилось социальное расслоение – выделение родоплеменной аристократии, которая, как можно думать на основании этнографических аналогий, считала себя в родстве с солнечным божеством.

В числе сил природы на первом месте у многих племен, особенно у племен прерий, стояло солнце. У  племен группы сиу относящихся к  индейскому населению Северной Америки главный годичный праздник, который торжественно и пышно отмечался в середине лета, посвящался солнцу и назывался «Пляской Солнца». К нему приурочивалось выполнение всех главных обрядов. На праздник, продолжавшийся в течение нескольких дней, приглашались гости из соседних племен. Палатки – типии – располагались по огромному кругу, в центре которого сооружались особая ритуальная хижина, ставился «солнечный столб». Важнейшую часть обрядов составляли изуверские действия вроде самоподвешивания на ремнях, продетых сквозь кожу и мускулы.

Пляски солнца, как общеплеменная религиозная обрядность, имела такое большое значение в общественной жизни американских индейских племен, что по этому моменту велось летоисчисление: каждый год в летописях индейцев (устных или рисовавшихся знаками на бизоньей шкуре) отмечался по какой-нибудь особенности исполнения солнечного праздника или события, совпадавшему с ним. Они считались признаком, ознаменовавшим данный год.

Информация о работе Шаманизм и первобытные культы (медвежьи пещеры)