Шаманизм и первобытные культы (медвежьи пещеры)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Цель написания реферата состоит в исследовании представлений о шаманизме и первобытных культах (медвежьих пещерах).
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) Отразить особенности шаманизма как религиозного явления, описать фигуру шамана и выявить значение шаманизма на современном этапе;
2) Охарактеризовать виды первобытных культов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Особенности шаманизма как религиозного явления……………………...5
1.1 Возникновение шаманизма………………………………………………...5
1.2 Фигура шамана……………………………………………………………...5
1.3 Необходимость шаманизма в современном мире………………………10
2. Первобытные культы (медвежьи пещеры): особенности и значение…...12
2.1 Характеристика первобытных культов…………………………………..12
2.2 Особенности медвежьих пещер…………………………………………..23
2.3 Культовое значение медвежьих пещер…………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Мировая культура.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

Тема: Шаманизм и первобытные культы (медвежьи пещеры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Особенности шаманизма как  религиозного явления……………………...5

1.1 Возникновение шаманизма………………………………………………...5

1.2 Фигура шамана……………………………………………………………...5

1.3 Необходимость шаманизма  в современном мире………………………10

2. Первобытные культы (медвежьи пещеры): особенности и значение…...12

2.1 Характеристика первобытных  культов…………………………………..12

2.2 Особенности медвежьих пещер…………………………………………..23

2.3 Культовое значение  медвежьих пещер…………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованной литературы………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромный    период    истории    первобытного     человечества, должен  рассматриваться без этнических  ограничений,  как  период  формирования  общего фонда размышлений древнего человека о природе и о своем месте в ней, т.к. именно у первобытного человека начали формироваться определенные религиозные понятия и представления, появляться первобытные обряды и культы. Исследования в этой области позволяют делать открытия в мировоззрении и развитии человека с древних времен.

Шаманизм –  форма религиозных представлений  людей, которая вызывает огромное количество споров в истории. Возник шаманизм на заре человеческой истории, по всей вероятности еще в каменном веке, и сохранился у многих народов мира до наших дней. Приверженцы шаманизма верят, что мир населен множеством добрых и злых духов и жизнь человека зависит от них.

Появление первобытных обрядов и культов – последствия развития абстрактного и мифического мышления человека, страха незащищенности перед силами природы и окружающим миром. Первые следы культа обнаружены в пещерах, поскольку именно они оказали решающее влияние на формирование мировосприятия и логики первобытного человека. В сознании первобытных людей пещера олицетворялась с входом в потусторонний, чуждый мир. Одними из наиболее важных открытий первобытных культов являются медвежьи пещеры.

Цель написания реферата состоит в исследовании представлений о шаманизме и первобытных культах (медвежьих пещерах).

Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:

1) Отразить особенности шаманизма как религиозного явления, описать фигуру шамана и выявить значение шаманизма на современном этапе;

2) Охарактеризовать виды первобытных культов;

3) Выявить особенности и культовое значение медвежьих пещер.

В качестве информационных источников для написания работы использовалась учебная литература и профессиональная периодическая литература.

Структура работы: реферат  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности шаманизма как религиозного явления

 

1.1 Возникновение шаманизма

 

Шаманизм представляет собой очень интересное явление. Это одна из самых ранних форм религии. В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет1. Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.

Пока нет данных, определенно  говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности во Франции, знали шаманизм. Однако, именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале XX века была открыта пещера «Трех братьев» (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений, датируемых поздним палеолитом (40—10 тысяч лет до н.э.), находится самое раннее изображение шамана. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке.

Шаманизм возник на заре человеческой истории и сохранился у многих народов мира до наших дней. Приверженцы шаманизма верят, что мир населен множеством добрых и злых духов и жизнь человека зависит от них. Посредником между ними и людьми является шаман, который общается с духами в состоянии экстаза во время шаманского сеанса — камлания.

Шаманизм — уникальный и универсальный феномен религиозной жизни архаического общества, возникший в элементарных своих формах очень рано.

 

1.2 Фигура шамана

 

Центральная фигура шаманизма - шаман, «мастер экстаза», как определял  ого известный исследователь  Мирча Элиаде. Слово «шаман» эвенкийского происхождения (от саман — «возбужденный, исступленный человек»), но в разных традициях и культурах существуют другие названия: якутское - ойун, удмуртское - ту-но, монгольское - done, бурятское - удаган, тюрко-татарское -ком, финское - нойта, алтайское - гам, корякское - эньеньялан, эстонское - ныйт, саамское - нойда; приморские даяки называла шамана мтанг, а юкагиры имели даже два термина: а'льма (происходящий от глагола «делать») и и'ркейе (дословно «тот, кто трясет»)2.

Погребение древнего шамана было обнаружено на Оленьем  острове, расположенном на Онежском озере. Могильник относится к каменному веку. В могиле был погребен мужчина, рядом с его головой расположен роговой жезл с изображением лосихи. Возможно, жезл использовался в качестве шаманской колотушки. По обе стороны от мужчины (шамана) захоронены две женщины, предположительно принесенные в жертву. Исследователь Б. А. Рыбаков обратил внимание на то, что расположение тел в захоронении напоминает композиции на бляшках пермского звериного стиля. В могильнике были также обнаружены птичьи кости, а имитация птичьего скелета являются неотъемлемой частью шаманского костюма практически во всех регионах.

В большинстве традиций шаман не исполняет обязанности  жреца в полной мере, то есть не занимается принесением жертв и отправлением религиозных обрядов как таковых, они выполняются им только как органичная часть камлания, как это встречалось, например, у вогулов и иртышских остяков, где шаманы приносили жертвы перед началом лечения захворавшего соплеменника и последующим шаманским сеансом, хотя бывают исключения. Так, в племенах Южной Америки шаман полностью выполняет жреческую функцию, являясь посредником между людьми, богами и духами.

Безусловно, было бы ошибочно считать, что в первобытном обществе шаман являлся единственным человеком, связанным с мистической стороной бытия. Кроме него, существовали маги, знахари, колдуны, жрецы и прочие служители культа, но уникальность шаманизма и роли шамана заключается в том, что шаман сочетает в себе различные ипостаси — жреца, прорицателя, поэта, музыканта, художника, хранителя традиций и родословной рода, исполнителя важных обрядов, артиста.

Обычный прием действий шамана – камлание (шаманство, шаманский  сеанс). Он состоит в том, что шаман  посредством пения, ударов в бубен, пляски или иными способами доводит  себя до состояния экстаза. Многие исследователи отмечали, что камлание обычно имело публичный характер и содержало в себе элементарные формы драмы, т.е. было своеобразным театром одного актера), учителя, знахаря, колдуна, личности, владеющей способностью входить в транс, вступать в контакт с духами и совершать мистические путешествия в иные измерения, что незаменимо во время похоронных обрядов, так как шаман сопровождает душу умершего на ее пути в потусторонний мир. Предполагают также, что духи иногда сами являются на призыв шамана, входят в его тело, либо в бубен и говорят устами шамана. Шаманский сеанс происходил обычно вечером или ночью, длился несколько часов, и после него шаман чувствовал себя крайне изнуренным, нуждающимся в отдыхе.

О функции знахаря  следует сказать особо, ибо во всех традициях она считается прямой обязанностью шамана, так как причиной заболевания человека может быть или «похищение души», или попадание в тело больного какого-либо магического предмета. В первом случае целительство сводится к поиску похищенной души и возвращению ее на место, во втором случае — к извлечению предмета. Бывает также, что заболевание вызвано обеими причинами, то есть похищение души совпадает с проникновением в тело злых духов. Тогда шаман изгоняет демонов и возвращает душу в тело больного. Иногда шаман выступает и в роли акушера. Его приглашают для помощи при тяжелых родах. Не менее важной функцией, чем лечение, для всех шаманов  Нижнего  Амура было «сохранение» душ детей, то есть сохранение их жизни.

Шамана нередко приглашали на свадьбы, чтобы он защитил молодоженов от злых духов. Качинцы прибегали к услугам шаманов при перемене места жительства, чтобы зловредные существа не переехали на новое поселение. У алтайцев шаманы приглашались для проведения большинства наиболее важных религиозных обрядов, а в XIX - начале XX праздники, относящиеся к культу духов-покровителей рода и промысловому культу, стали нередко совершаться под руководством шаманов.

В Юго-Восточной Австралии  шаманы-прорицатели способны прозревать как будущие, так и прошлые события. Шаманистские прорицания, произносимые в состоянии транса, были неоднократно засвидетельствованы и у тасманийцев.

Шаман способен демонстрировать «факирские» чудеса: укрощать огонь (например, лизать раскаленные железные предметы), летать по воздуху, превращаться в различных животных, брать в руки раскаленные угли, тушить босыми ногами костер, распознавать яды и т.д. Вокруг шамана, обладавшего сверхъестественными способностями, создавался ореол таинственности, что служило укреплению его влияния на соплеменников.

Главная особенность шаманизма  – вера в духов, без чего шаманство  невозможно. Из сонма духов главным  для каждого шамана считается  один – его личный дух-покровитель3. Ему шаман как бы служит, и шаманисты верят, что этот дух сам избирает шамана для такого служения. Считается, что такой избранник духов в силах отказаться от шаманского «призвания» и иногда принимает его против воли. Иногда дух является будущему шаману во сне. Перед принятием шаманской профессии духи «мучают» кандидата, доводят его почти до смерти.

У некоторых народов (особенно у  нанайцев) есть вера в то, что дух-покровитель шамана – существо противоположного пола: для шамана это его «небесная жена», для шаманки – ее «небесный муж». Отношения шамана к его духу-покровителю  рассматриваются в таком случае как брачные отношения.

У бурят шаманский «дар», или  «призвание», обозначался словом утхэ (утха), т.е. шаманский корень.

Помимо духа-покровителя у каждого  шамана есть духи-помощники. В них  заключается его сила. Считается, что дает ему их его дух-покровитель. Если  шаман служит своему духу-покровителю, то духи-помощники служат шаману. Они выполняют разные его поручения, помогают сражаться с враждебными духами, узнавать то, что сокрыто от других людей. Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников.

Прочих духов, которыми будто бы густо населен мир, шаманисты  чаще всего считают злыми духами, враждебными человеку, вызывающими  болезни и пр. Задача шамана –  бороться с ними или же откупаться от них посулами и жертвоприношениями. Шаманы постоянно требовали от тех, кто пользовался их услугами, принесения жертв, по большей части кровавых. Это было очень разорительно для шаманистов: если человек болел долго, он нередко лишался всего скота, который приходилось приносить в жертву духам по требованию шамана, и становился нищим. В вере в злых духов, окружающих человека и непрерывно ему угрожающих, отразился страх перед суровой природой, перед болезнями и прочими несчастьями.

Обычные принадлежности шаманского ритуала: особый костюм, часто с железными подвесками, которыми шаман гремит при пляске, иногда корона или иной странный головной убор, посох и особенно, бубен с колотушкой. Все эти вещи - знаки достоинства шамана. В то же время им приписывают сверхъестественное или особое символическое значение. Надевая свой ритуальный костюм, шаман якобы становиться птицей или оленем. Его бубен – это его верховой конь, олень, бык  и т.п. Каждая деталь костюма, подвеска, нашивка означают какого-нибудь духа. Роспись на бубне имеет мифологическое значение.

Итак, шаман — это  профессионал синкретического типа, чья индивидуальность и выполняемые  функции несут в себе в нерасчлененном виде те элементы, которые позднее  выделятся в самостоятельные  виды деятельности. Шаман способен выполнять функции всех специалистов в области сакрального, но никто из них не в состоянии сделать работу шамана. По словам исследователя Мирчи Элиаде, «шаман является великим специалистом по человеческой душе, только он "видит" ее, поскольку знает ее "форму" и предназначение».

Шаманство никогда не служило основным источником средств к существованию. Первые переписи на Севере установили, что шаманы обычно являлись бедняками. Как правило, шаман зарабатывал себе на жизнь еще каким-либо ремеслом, например, алтайские шаманы занимались скотоводством. За свои услуги шаманы часто получали деньги за скот, но этого было недостаточно.

Информация о работе Шаманизм и первобытные культы (медвежьи пещеры)