Серебреный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:00, контрольная работа

Описание

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох[2].
Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно[1].

Содержание

Введение………………………………………………………..…………...3
Серебряный век: декадентство или ренессанс?..........................................5
Заключение………………………………………………………………..18
Литература ……….………

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 45.73 Кб (Скачать документ)

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………..…………...3
  1. Серебряный  век: декадентство или ренессанс?..........................................5
  1. Заключение………………………………………………………………..18
  2. Литература ……….…………………………………………………….....20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Серебряный  век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох[2].

       Он протекал с   90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно[1].

     Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

     Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его  поступательном историческом движении.. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл.

     Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

     Важной  чертой развития культуры рубежа веков  является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

     Русский культурный Ренессанс создавался целым  созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

     Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. 

    Серебряный  век: декадентство или  ренессанс?

Образование.

     Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38—39 %.

    Растущая  потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности  технического, образования. В 1912 г. в  России было 16 высших технических учебных  заведений. К прежнему числу университетов  прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно  выросло — с 14 тысяч в сер. 90-х  годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.).

    Дальнейшее  развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911)[4].

    Одновременно  с воскресными школами стали  действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие  курсы (например, Пречистенские в  Москве, среди преподавателей которых  были такие выдающиеся ученые, как  физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие  общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым  залом, чайной и торговой лавкой (Литовский  народный дом графини С.В. Паниной  в Петербурге).

    Большое влияние на просвещение оказало  развитие периодической печати и  книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного “тонкого” журнала “Нива” (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

    Крупнейшие  книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в  Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам (“Дешевая библиотека”  Суворина, “Библиотека для самообразования” Сытина). В 1989—1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество “Знание”, которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 “Сборников товарищества "Знание"”, включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и  др.

    Процесс просвещения был интенсивным  и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.

    Не  менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" — кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911—1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др[2].

    Наука

    На  руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.

    К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету (“Исследование мировых пространств реактивными приборами”, 1903).

    Работы  выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866—1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

    Научное значение трудов великого русского ученого  физиолога И.П. Павлова (1849—1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод “хронического” опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845—1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863—1945). Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

    Гуманитарные  науки испытывали большое влияние  процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое  распространение идеализм. Русская  религиозная философия с ее поиском  путей соединения материального  и духовного, утверждением “нового” религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

    Основы  религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен “серебряный  век” русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853—1900). Его система — опыт синтеза религии, философии и науки. “Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль” (В. В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы (“Философские начала цельного знания”, 1877; “Русская идея” на фр. яз., 1888, на рус.— 1909; “Оправдание добра”, 1897; “Повесть об Антихристе”, 1900 и др.).

    Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих  мыслителей — Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Л. Франк (1877-1950) и др.—во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и др.). Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).

    Литература

    Реалистическое  направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой (“Воскресение”, 1880-99; “Хаджи-Мурат”, 1896-1904; “Живой труп”, 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и “маленький” человек с его повседневными заботами (“Палата № 6”, 1892; “Дом с мезонином”, 1896; “Ионыч”, 1898; “Дама с собачкой”, 1899; “Чайка”, 1896 и др.), и молодые писатели И.А. Бунин (1870—1953; сб. рассказов “На край земли”, 1897; “Деревня”, 1910; “Господин из Сан-Франциско”, 1915) и А.И. Куприн (1880-1960; “Молох”, 1896; “Олеся”, 1898; “Яма”, 1909-15).

    Одновременно  в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение  действительности). С этим связано  распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов (“Макар Чудра”, “Челкаш” и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому (1868—1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман “Фома Гордеев”, 1899; пьесы “Мещане”, 1901; “На дне”, 1902 и др.).

    В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство ([от позднелат. decadencia—упадок] явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Для эстетической концепции характерен культ красоты), многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на руб. XX в.

Информация о работе Серебреный век русской культуры