Рыцарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа

Описание

История средневекового рыцарства — сюжет, имеющий в гуманитарных науках давние традиции изучения. Вместе с тем в последние десятилетия он переживает определенный ренессанс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность рыцарства, феодальное общество……………………………11
Глава II. Рыцарские турниры.
2.1. Происхождение рыцарских турниров…………………………………….15
2.2. Образец для подражания. Рыцарские романы……………………………17
2.3. Церковь и турниры…………………………………………………………18
2.4. Турниры, как придворный праздник……………………………………...20
Глава III. Рыцарское вооружение (на примере Англии)………………………….24
Глава IV. Любовь и рыцарство……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Рыцарская культура.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

     Почитание идеалов мужества и храбрости при исповедании истинно христианских ценностей привело к тому, что очень быстро кодекс рыцарства распространился среди высших сословий, на фоне чего взгляд на природу любви становился все более идеализированным. Однако при этом речь вовсе не шла о равенстве полов, поскольку именно рыцарь должен был угождать даме. Исполняя буквально любой ее каприз.

     Под влиянием темы любви в арабской литературе (проникшей в Западную Европу через Палестину и исламские территории Испании благодаря крестоносцам), лейтмотивом нового стихотворного жанра стала преданность. Типичный сюжет: рыцарь, потерявший голову от любви к даме, которая либо замужем, либо помолвлена, клянется до конца своих дней верно служить ей, находясь, как правило, вдали от нее. Их любви никогда (за исключением редких случаев не суждено сбыться, и даже когда между влюбленными протягивается нить связи, она держится в тайне.

     Ланселот и Гиневра.

       Крестьен де Труа, которого многие считают основателем жанра артуровской романтической поэмы, создал ряд произведений по мотивам древних легенд о короле Артуре, центральной темой которых является любовь. Наиболее известные из них, написанные благодаря меценатской поддержке Марии графини Шампаньской Филиппа графа Фландерского, воспевают любовь рыцаря Ланселота к жене короля Артура Гиневре. Эти поэмы – красноречивое свидетельство того, что любовь рыцаря не знает преград.

     В те времена для рыцаря считалось унизительным ехать в карете, а не верхом. Но Ланселот, поколебавшись лишь мгновение садится в карету, узнав, что это даст ему возможность получить весточку от возлюбленной. Однако, этот миг нерешительности стоит ему расположения королевы. Тем не менее, она смягчается и ночью впускает его в свои покои, впоследствии, впрочем, обрекая его amour courtoise ( рыцарская любовь)  на новые испытания.

     Разделившийся сам по себе.

            Эта же  тема не обошла стороной и английскую литературу. Например в 15 веке  сэр Томас Мэлори посвятил рыцарской любви дружбе и страсти эпопею «Morte d’Arthur» (Смерть Артура),в которой он изобразил как личными переживаниями предательство может разрушить самые близкие и крепкие узы.

     В своем парафразе легенды о короле Артуре Мэлори показывает как душу Ланцелота раздирает противоречие как душу его преданностью королю и любовью к королеве Гиневре. В конце концов этот конфликт приводит к краху и королевства Круглого стола Короля Артура.                                           

            «Роман о розе»

     Необычайную популярность (судя по числу дошедших до наших дней рукописей) приобрела поэма Гийома Лорриса «Роман о Розе». Это – восхитительный аллегорический рассказ  о сне человека которого Праздность уносит в дивный сад где среди встреченных им персонажей - Блаженство, Богатство, Великодушие. Попадая во власть Бога любви, человек настолько отдается красоте прекрасного розового куста, что его охватывает одержимое желание во что бы то ни стало завладеть , хотя бы одним бутоном . На его пути возникают разные аллегорические образы – Куртуазность, Опасность, Рассудительность, Сожаление, Стыдливость, И Страх, но В конце концов с вмешательством сил Природы он становится счастливым обладателем вожделенного цветка.

     Обреченная любовь.

     Важное место в куртуазной литературе того времени занимают многочисленные варианты пересказа античной истории о Тристане  Изольде .Всепобеждающая страсть Тристана  к жене своего дяди, короля Марка, вспыхнувшая после того, как влюбленные легкомысленно вкусили любовного  напитка, вступает в противоречие с его рыцарским долгом верности своему королю .разрешить , которое в состоянии только смерть обоих влюбленных.

     В итальянской литературе рыцарская любовь не только находит отражение, но и побеждает смерть в «Божественной комедии» Данте. Описывая свое видение рая, автор рассказывает о своей встрече с тенью древнеримского поэта Вергилия. Который вызывается сопровождать Данте В поисках его возлюбленной Беатриче, умершей в возрасте всего 24 лет. Однако сначала автор должен спуститься в ад ,где он встречает много грешников . в том числе влюбленных рыцарей. Обреченных на вечный путь верхом сквозь тьму и ветер за то что при жизни они не смогли совладать со своей страстью. Например, Паоло и Франческа охвачены настолько слепой и эгоистичной любовью друг  к другу. Что это приводит их прямо к Сатане.

     Впрочем  Данте и Вергилий минуют повелителя тьмы и оказываются у подножья горы Чистилище, где человек очищается от грехов. На вершине горы находится рай, где Вергилий оставляет Данте, нашедшего наконец свою Беатриче. Она проводит его по всем кругам рая, становясь в его глазах еще прекраснее, пока они не приходят к самому Богу. Таков взгляд автора на любовь, как на блаженное чувство, ниспосланное нам свыше.

     Искусство любви.

     В  конце 12 века такие же взгляды выразил Андреас Канеллаус, писавший при дворе графини Марии Шампаньской (дочери Элеоноры Аквитанской). Его книга «Искусство любви», которую следует воспринимать не как серьезное произведение, а скорее пародию на сочинения древнеримского поэта Овидия, могла служить руководством для пылких ловеласов. Много рекомендаций содержится в диалогах, которые ведут между собой мужчины и женщины, представляющие разные сословия. Кульминацией книги Капеллануса, изначально написанной на латинском языке и охарактеризованной как» фундаментальное произведение, отражающее мысль великой эпохи», является своеобразный иронический свод правил рыцарской любви.

     Сюжет же произведения следующий: проезжая через лес короля Артура некий бритт встречает очаровательную деву, предсказывающему путнику, что без ее помощи его ожидает неудача. По ее словам, этот бритт может завоевать сердце возлюбленной, если принесет ей ястреба, сидящего на золотом шесте посреди королевского двора. Более того, добыть этого ястреба можно только выиграв поединок во дворце (обычный элемент куртуазных романов –рыцарь, доказывает силу своей страсти, выдерживая разные испытания и трудности).

              Приключения бритта.

       Бритт отправляется в путь, памятуя о предупреждении девы, что сначала ему нужно найти волшебную перчатку, на которой должен усесться ястреб. Это послужит его пропуском во дворец.

     На  пути ему попадается золотой мост, охраняемый свирепым рыцарем, который бросает вызов нашему путнику. Несмотря  на тяжелые раны бритт одерживает победу и великодушно дарит жизнь стражу моста. Однако оказывается что на том берегу реки стоит рыцарь, с не менее крутым нравом, который начинает с такой силой раскачивать мост, что бритту едва удается переправиться через него, после чего он беспощадно топит злодея.

     Далее путь бритта приводит его на луг с душистыми травами, где его взору открывается обнесенный круглой стеной дворец, но близость цели оказывается обманчивой – к своему вящему удивлению, путник никак не может найти ни ворот, ни калитки, чтобы попасть, во двор замка. Несмотря на то, что вокруг нет ни души, у стен дворца стоят серебряные столы, ломящиеся от снеди и напитков, которые немедленно поглощает изголодавшийся бритт.

     Правила любви.

     Вдруг открывается потаенная дверь и появляется великан, размахивающий огромной булавой. «Как смел ты ступить на  королевскую землю и вкусить с королевского стола  без спросу?!», гневно кричал великан. Завязывается поединок, в котором бритт одерживает победу и дарует жизнь поверженному противнику, в благодарность за что тот ведет его к золотой колонне, поддерживая заветную перчатку.

     Попав наконец во дворец короля Артура, бритт обнаруживает ястреба на золотом шесте. Преграждающая ему путь стража отступает при виде перчатки. Однако ему брошен новый вызов и бритт вступает в очередной поединок, как и предсказывала лесная дева. Удача улыбается ему и, сразив двух противников, победитель завладевает ястребом и привязанным к птице пергаментным свитком, на котором начертаны так называемые Правила любви – всего 31 правило, которые бритт должен донести до всех алчущих любовь. Только после этого его дама отдаст ему свое сердце.

     Так или иначе, средневековое представление о рыцарской любви, воспетое трубадурами, еще долгое время привносило особый колорит в западноевропейскую литературу.     
 
 
 
 
 

Заключение.

       Проанализировав тему рыцарской культуры, мы понимаем как сложна была ее структура. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества, кто из нас не знаком с историей Крестовых походов?

       Военное ремесло накладывало отпечаток на всю жизнь рыцаря. Уже  с конца IX века  по всей Европе строились  хорошо укрепленные дома-замки, в наши дни многие из них являются архитектурными памятниками.

       Под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, - появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV-XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.

       Дать  четкое определение средневековому рыцарству довольно сложно. Рыцарство – феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той эпохи,  было слишком многоплановым явлением, чтобы сводить его к обложке или к статуе в музее. 

 

Список используемой литературы.

  1. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью / / Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
  2. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М., Л., 1964.
  3. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО «СМИО Пресс», 2000.-384 с.
  4. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. / Под ред. Р. Томана. -  Konemann, 1998.-501с.
  5. Грановсикй Т. Н. Лекции по истории средневнковья. М., 1968.
  6. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
  7. Дельбург Ф. История военного искусства. Москва 1986
  8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2001.-544 с.
  9. Заборов М. А. Папство и крестовые походы. Москва, 1959
  10. Заборов М.А. История крестовых походов. Москва, 1977
  11. Иванов К. Многоликое Средневековье. Москва 1996
  12. История и культурология: Учеб. Пособие / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Логос, 1999.-368 с.
  13. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Академия, 1999.- 462 с.
  14. История средних веков. В 2 т. под редакцией Карпова С. Л. и Удальцовой З. В. – М.: Высшая школа, 1990. – 495с.
  15. История средних веков. / Н. А. Осокин. – М.: АСТ, Мн.: Харверст, 2005. – 672 с.
  16. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Москва 1987.
  17. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: Весь мир, 2001.- 371 с.
  18. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З. В. Удальцовой. М., 1988.
  19. Косминский Е. А. Историография средних веков. V – середина XIX в. М., 1963.
  20. Крестоносцы, Москва 2000.
  21. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.
  22. Культурология: Учеб. пособие / Отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.-304 с.
  23. Лучицкая С.И. Культура и общество западноевропейского средневековья. Москва 1994
  24. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие – Мн. –Тетра Системс, 1997.-320 с.
  25. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.
  26. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Москва 1987
  27. Пастуро М. Повседневная жизнь Англии и Франции во времена рыцарей круглого стола. Москва 2001
  28. Пигалев А. Н. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-420 с.
  29. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 479 с.
  30. Разин. История военного искусства. том 2, Москва 1957
  31. Руа Ж. История рыцарства. Москва 1996
  32. Рыцари. Энциклопедия. Москва 2000
  33. Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. СПб 1999 г.
  34. Фридман Р. А. Любовная лирика трубадуров и их истолкование/ / Уч. Зап. Рязанского пед. ин-та. 1965. Т.34.
  35. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
  36. Шатобриан. Исторические исследования. Москва 1995.
 

  
 
 
 

 
  
 
 
 

Информация о работе Рыцарская культура