Рыцарская культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:40, реферат

Описание

В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Содержание

Введение 4
1. История рыцарства 5
2. Традиция рыцарских турниров 8
3. Идеал рыцарской верности и традиции обета 13
4. Богатство и щедрость в рыцарском сознании 16
5. Рыцарь и женщина. Культ Прекрасной Дамы 20
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

n1.docx

— 51.12 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 4

1. История рыцарства 5

2. Традиция рыцарских турниров 8

3. Идеал рыцарской верности и традиции обета 13

4. Богатство и щедрость в рыцарском сознании 16

5. Рыцарь и женщина. Культ Прекрасной Дамы 20

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

В средневековой культуре наряду с доминирующем  религиозным  идеалом начиная  с  X  века  складывается  рыцарское  движение.    Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Рыцарское движение хотя и  формировалось  вокруг  выполнения  военной функции (защита синьора, война  за веру), однако помимо культивирования  духа воинственности,  силы,  мужества,  самоотверженности,  презрения  к  смерти, рассматривались  и  раскрывались  общезначимые  устремления  как   преданное служение  прекрасной  даме,  культ  естественной  любви,  право  на   земное счастье, благородство, обостренное чувство личного  достоинства, прямодушие.

Цель реферата - как  можно  глубже  изучить рыцарскую культуру.

Главные   задачи, возникающие передо мной, состоят в том,  чтобы:

  1. Рассмотреть историю рыцарства;
  2. Охарактеризовать традицию рыцарских турниров;
  3. Изучить идеал рыцарской верности и традиции обета;
  4. Изучить богатство и щедрость в рыцарском сознании;
  5. Охарактеризовать рыцаря и женщину, а также культ Прекрасной Дамы.

Методами  изучения  и  анализа  послужат дошедшие до нас исторические и художественные материалы, всевозможная учебная литература  по средневековой  культуре.

 

 

 

 

  1. История рыцарства

«Рыцарь»  в  переводе  с немецкого означает «всадник». Рыцарство своими корнями уходит в варварскую эпоху, что наложило существенный отпечаток на его мироощущение, образ жизни и культурные ценности. Об этих истоках проговариваются рыцарские прозвища и геральдика. Генрих Лев, Альбрехт Медведь, Ричард Львиное Сердце – имена известных исторических персонажей, которые не нуждаются в дополнительных комментариях.

Не следует забывать, что  рыцарь – это, прежде всего воин. Неслучайно многие авторы отмечают, что  в основе своей рыцарское сословие представляло собой так называемых milites – совокупность воинов. Именно так называли рыцарей в XII веке клирики. Профессиональная принадлежность вкупе с природной данностью и определили приоритет физической силы в рыцарских глазах. Рыцарь по определению должен был обладать данным достоинством. И дело не только в том, что рыцарь классического средневековья вынужден был нести на себе латы и оружие весом в 70-80 килограммов, что было под силу только очень сильному человеку. Образ жизни, технология военных действий того времени не могли не определить особую ценность мускульной силы, физической подготовки для рыцаря. Неудивительно, что воспитание рыцаря было в первую очередь подчинено задаче сделать из юноши сильного воина.

Подготовка такого воина осуществлялась и регулировалась посредством обычая, составлявшего обязательный элемент  в жизни каждого представителя  этого сословия. Это обычай ученичества, когда до шестнадцати-двадцатитрехлетнего  возраста юноши, начиная с десяти- двенадцати лет проходили соответствующую  выучку под началом определенного  наставника. Как правило, молодого человека отдавали в руки могущественного  покровителя, при дворе которого существовало нечто вроде «рыцарской школы». В этой «школе» обучались  военному мастерству и иным рыцарским  доблестям сыновья вассалов того или иного сеньора, его протеже  и менее состоятельные родственники. Лишь освоив соответствующие навыки воинской профессии – владение оружием (мечом и копьем), тактические приемы конного боя и т.д. – юноша мог быть посвященным в рыцари.

Обряд посвящения мог проходить  как в военное, так и в мирное время. Естественно, что церемония, проведенная на поле боя в канун  сражения или после него, приобретала  особый престиж в глазах участников этого культурного действа. Равно  как имело большое значение то, кто посвящал в рыцари. Посвящение в мирное время приурочивалось к каким-либо знаковым событиям – религиозному празднику, свадьбе сеньора или правителя, рождению особы королевского рода и т.д. Светской части обряда предшествовал особый религиозный ритуал – исповедь, причастие и ночь размышлений в часовне или церкви, который должен был очистить посвящаемого от дурных помыслов, укрепить в вере, словом, подготовить его духовно к вступлению в ряды воинов Христовых. Следует подчеркнуть, что и сам ритуал непосредственного посвящения был исполнен сакрального характера и начинался с освящения оружия. Посвящаемый получал из рук своего наставника – «крестного отца» - меч и шпоры, кольчугу и шлем, копье и щит, облачался в них, прочитывал несколько молитв и клялся блюсти рыцарские заповеди. И, наконец, обряд завершался процедурой, получившей название «алап» или «коле» - символический удар по шее, наносимый рукой или посредством меча в ножнах. В идеале предполагалось, что это был первый и последний удар, который посвящаемый рыцарь оставлял без ответа.

Обращает на себя внимание особое, исполненное сакрального смысла, отношение к оружию (прежде всего  к мечу). Пришедшее из варварского  мира оно нашло свой расцвет в  среде средневекового рыцарства. Как  прежде, на клинке приносились торжественные  клятвы. Только теперь это были клятвы не во славу Одина, но во славу Христова дела, которому обязан был служить  рыцарь. Это нашло отражение в  существовании обычая (существовавшего  как в реальной жизни, так и  в эпической поэзии и рыцарских  романах) вделывать в эфес меча мощи святых

Отзвуки особого отношения к  оружию встречаем и в законодательстве – закон ограничивает пользование  мечом и копьем для простолюдинов. Например, в Германии в 1157 году странствующим  торговцам было разрешено иметь  меч в повозке или при седле. Однако во время остановок на постоялых  дворах они обязаны были отложить меч в сторону. Строго воспрещалось носить какое бы то ни было оружие презираемым, маргинальным группам – таким, как  евреи.

Ношение и владение оружием напрямую связывалось с понятиями благородства и чести. Эта связь ощущалась  на протяжении очень длительного периода времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Традиция рыцарских турниров

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина представляла собой  непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Охота и  турнир являлись своеобразными культурными  субститутами сражений, способствовавшими  приращению соответствующих навыков  и самоутверждению рыцаря в собственных  глазах и глазах окружающих. Сражение с раненным вепрем или медведем было столь же опасным, как и единоборство с вооруженным врагом. Кроме того, преследование диких зверей развивало  искусство верховой езды, необходимое  рыцарю.

Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства  рыцаря, не говоря уже о том, что  создавали благоприятную возможность  блеснуть личной отвагой, быть замеченными  и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего  рыцарскую доблесть. Изначально это  были полувоенные поединки. В них  четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение  воина и захват добычи. Схватка  велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически  любые виды вооружения, вплоть до луков  и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего  вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире  становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей  феодальной войны, обязан был заплатить  выкуп.

К XIII веку турнир начал приобретать более символико-ритуализированный, игровой характер. Это выражалось, прежде всего, в попытках регламентировать сражение. Вокруг четырехугольного ристалища возводился двойной деревянный барьер, рядом воздвигали помосты, где сидели судьи и зрители, среди которых было немало дам, охочих до подобного рода кровавых развлечений. Герольды провозглашали имена участвовавших в турнире рыцарей, перечисляли подвиги, прославившие их ранее. Условия турниров были разнообразными. Как правило, в классическую эпоху они начинались с поединка отдельных рыцарей, получивших во Франции название «жюте». Задача могла заключаться в нанесении противнику удара копьем в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII веке создается Status Armarium – свод турнирных правил. В нем запрещается направлять удар копья в ноги или в правую руку противника.

Тем не менее, турниры продолжали оставаться опасным мероприятием, дававшим выход  природной агрессии воинов. Импульсивный характер человека той эпохи нередко  приводил к тому, что разгоряченные  противоборством рыцари забывали о  том, что это всего лишь праздничная  имитация военной авантюры. Нередко  такие турниры оборачивались  жертвами. Бывали случаи, когда в  ход турнирного сражения вмешивались  вооруженные слуги и оруженосцы участников. Поэтому со временем мечи и копья для турниров стали  притуплять и появился запрет зрителям и слугам участников турнира появляться возле поля в доспехах и с оружием. Ограничивается время проведения турниров – нельзя преломлять копья с пятницы  по понедельник и в большие  церковные праздники. Символической  стала и награда победителю –  теперь он получал лишь часть доспеха  своего неудачливого соперника - шпору  или плюмаж со шлема.

Если на раннем этапе спонтанность турнира допускала участие и  простолюдинов, то в классическую эпоху  благородное происхождение участника  поединка также превратилось в необходимое  условие. «Гербовой король» и  герольды строго следили за составом участников. Более того, постепенно для турниров начали использовать специальный  доспех - более закрытый и тяжелый, чем боевой. Появились и разные доспехи для разных видов поединков  – конных и пеших. Стоимость такого снаряжения автоматически исключала  из рядов участников неимущих.

Одновременно турниры стали  ярче и зрелищнее. Большую роль начали играть дамы – иногда они определяли победителя турнира (кон. XIV в.). С XIII века в среде рыцарства появилась традиция носить цвета своей дамы и прикреплять к шлему или копью вещицы дам, дарованные как знак расположения – это могли быть вуаль, рукав, платок. К XIV веку стало модным открывать турнир процессией, в которой дамы вели своих рыцарей на золотых или серебряных цепях.

Со временем пышность, церемониальность рыцарских поединков начали подвергаться осмеянию. Многочисленные маргиналии пародируют рыцарский поединок как  состязание обезьян, скачущих на козлах навстречу друг другу с копьями  наперевес, в шлемах, с гербами  на щитах. В маргиналиях на страницах  рыцарского романа «Ланселот Озерный», рыцарь изображен скачущим верхом на петухе. А чего стоит образ Дон  Кихота в знаменитом романе Сервантеса - вместо реального противника «рыцарь  печального образа» сражается с  ветряными мельницами, источником вдохновления становится простая селянка, превращенная воображением чудака в Прекрасную Даму – Дульсинею Тобосскую. Несмотря на это осмеяние и трансформацию  обычая (дуэли Нового времени не поставили точку в его истории), он продолжал жить и в более  поздние эпохи. Живучесть традиции придавало и придает одно - желание  утвердить свое «Я» в прямом и  честном противоборстве с противником.

Неудивительно, что бюргерская среда, отринувшая многие ценности рыцарской  культуры, тем не менее, позаимствовала культурную символику рыцарских  поединков. Так, в Магдебурге на протяжении XIII-XV веков в последнюю субботу накануне Великого поста неженатые «дети» богатейших бюргеров – так называемые кунстабелен, «имели обычай» организовывать рыцарскую игру, «как это делал Роланд». В рамках одного из таких праздников «сотоварищ» кунстабелен, поэт Брун фон Шенебек соорудил «Грааль» - замок на острове Эльбы около Магдебурга. Поединки начались после богослужения и совместного праздничного застолья, победителю была предназначена в качестве приза благосклонность Прекрасной Дамы – все это выглядит как формальное соответствие рыцарским обычаям. Хотя пародирование обычая налицо – Дамой была горожанка далеко не безупречного поведения, но сами поединки носили нешутейный характер.

В зените средневековья стремление к самоутверждению, лежавшее в основании  традиции турнирных сражений дает о  себе знать постоянно, в том числе  и в повседневной жизни, будь то будни  мирного времени, будь то военные  действия. Герцог Бургундский Филипп Добрый поклялся на кресте, что готов  когда угодно один на один сразиться  с Великим Турком, если тот примет вызов. Фруассар описывает поединок во время Столетней войны Эдуарда  III с французским дворянином Эсташем де Рибмоном. Английский король выбирает в первой схватке с французами именно этого рыцаря, имевшего репутацию сильного и смелого воина. Несмотря на достоинства противника, Эдуарду III удалось одержать над ним победу. О том, что он сражался с королем, рыцарь узнал только после того, как получил в дар новую одежду и приглашение отужинать в замке Кале со своим могущественным соперником.

Информация о работе Рыцарская культура средневековья