Русское религиозное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:04, доклад

Описание

Религия в европейской культуре: христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума
Мы знаем, что периодически в истории под прессом неопровержимых доказательств в трагедиях и муках человеческих судеб реконструировались теистические модели Мира. Хорошо известно, что крупнейшие создатели космологических концепций неосознанно или целенаправленно использовали в своих работах мифологические и религиозные обоснования.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 58.44 Кб (Скачать документ)

4 Религия в  европейской культуре: христианская  модель мира и проблема соотношения  веры и разума

Мы знаем, что периодически в истории под прессом неопровержимых доказательств в трагедиях и муках человеческих судеб реконструировались теистические модели Мира. Хорошо известно, что крупнейшие создатели космологических концепций неосознанно или целенаправленно использовали в своих работах мифологические и религиозные обоснования.

“В начале было Слово, и  Слово было у Бога, и Слово было Бог”, -- основополагающий постулат Откровения или традиционной христианской модели мира и познания, утвердившейся в европейской культуре. Авторитет Откровения закреплял господствующее положение человека в природе как посланника Бога-творца, предписавшего ей свои законы. Как отмечает Ю.В.Чайковский, пришедшее со схоластической, созданной в период средних веков, моделью в науку понятие закона природы первоначально понималось как предписание правителя своим подданным, то есть как своего рода юридический закон. “Как замена непосредственных конкретных распоряжений вождя на общий для всех закон знаменовала рождение государства, так и рождение науки было ознаменовано осознание наличия закона природы, общего для всех явлений для данного класса” Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. - С. 72..

Позднее осознание автономности функционирования законов природы  от воли божественного провидения привело  основоположника механистического понимания мира Исаака Ньютона к мысли об отделении науки от натурфилософии. Познание природы, по его мнению, должно осуществляться на научной основе. Бог создавал мир подобно тому, как часовой мастер создаёт часы. Заметим, что идейный предшественник Ньютона Р.Декарт тоже описывал мир как взаимодействие сцепленных одна с другой, словно детали одного механизма, частиц. Разрабатывая научные принципы космогонии, Ньютон в то же время полагал необходимым вмешательство Бога в ход движения небесных светил в целях его периодической корректировки. Как и часы, Вселенная порой нуждается в исправлении, а это способен осуществить только её творец, рассуждал учёный. В преклонном возрасте Ньютон окончательно расстался с научной деятельностью и занимался проблемами богословия.

В XVIII веке противоречия между знанием и верой, рассудком и чувствами были разрешены не в пользу религии. Вера в разум стала высшим аргументом в борьбе против всяких религиозных суеверий, предрассудков, чудес. Д.Дидро говорил о том, что одно доказательство убеждает его больше, чем полсотни подобных один другому случаев. Неограниченное доверие он питает лишь к собственному разуму. П.Гольбах обвинял религию в том, что она понуждает людей пресмыкаться перед сильными мира сего, мешает им взять судьбу в свои руки. “Проблема в тот период ставилась радикально: нужно выбирать между свободой и оковами, наукой и верой.” Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989. - с. 32.

Ещё большую самостоятельность  научным изысканиям принёс XIX век. Дальнейшее развитие в это время получилиформально-логические методы доказательства и обоснования точных наук, особенно -- логики и математики. Убеждение в том, что математик сам творит свои факты, сопровождалось построением различных аксиоматических систем математических теорий, созданием строго формализованного языка математического доказательства. Бог создал натуральный ряд, остальное -- дело рук человеческих, писал в ту пору Л.Кронекер.

Веком торжества разума и  справедливости революционными идеологами был назван век ХХ. Общеизвестно, что в России церковь после  революции была не только отделена от государства, но и подвергнута репрессиям и разрушениям. Заданное общим политическим курсом направление развития получили в нашей стране философия и наука. Наука не без помощи философии интенсивно “очищалась” от гносеологических корней идеализма. Вследствие развития логико-математических оснований познавательный процесс обретал, казалось, собственный путь развития, обусловленный неограниченными возможностями формализации знания.

Величайшим и зримым достижением  научного развития стали в ХХ веке фундаментальные изменения в  техногенной структуре общества. Провозглашённая идея покорения  природы имела для своего обоснования  солидный запас теоретических знаний и практического опыта человечества. Чуждая веку технической цивилизации  идея Бога была отброшена на периферию  общественного сознания как отражение  рабской зависимости человека от природы, пустоцвет на благоухающем могучем дереве познания. Как обобщение  предыдущих познавательных моделей  и одновременно их преодоление появилась  новая -- системная. Мир в ней представляется в виде совокупности взаимодействующих элементов, составляющих единый организм. Важнейшими понятиями этой модели стали целеполагание и оптимизация.

Дилемма знания и веры, науки  и религии вновь утратила в  наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, в переплётах судеб, человек стремится обрести  свой путь к Истине. Но похоже, что  на этом пути вопросов у нас значительно  больше, чем ответов.

Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд пропагандируемых в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных воздействующих на ней сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука ещё не является панацеей от всех бед, а её рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке. Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозит человечеству неминуемой катастрофой. Созданная и долгое время обожествляемая им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня,как говорится, “невооружённым глазом”.

Внезапно прозревшие, мы начинаем сознавать, что теоретическая  схематизация и логическое упрощение  действительности крадут у неё красоту. Утратив некогда живое чувство  слаженности, ритмичности и тайны  бытия, человек лишил его глубинного смысла и как бы законсервировал  в своём сознании. Сделав насилие  над природой едва ли не единственным средством достижения своего материального  благополучия, человек и сам всё  более погружается в небытие. Не способный к взлёту высокой  духовности, он утрачивает жизненную  перспективу и теряет будущее. Он живёт в сожалении о прошлом  и в мечтах о земном рае, но не понимает и не воспринимает настоящего. Не пора ли нам воскресить в себе то природное, первобытное отношение к природе, когда мир воспринимался во всей первозданной чистоте, в каждом мгновении как мощный, но и ранимый, опасный, но и спасающий, живой и чувствительный организм.

Заключение

Вывод, к которому мы подошли заключается в следующем. Наука -- это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия -- две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества.

С помощью религиозной  символики полученный человечеством  опыт встраивается в глубинные мировоззренческие  пласты, формируя религиозное мировоззрение  в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может  быть понята каксимволическая модель мира, обобщающая и по определённым принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству.

Как остроумно заметил  Н. Бор, “человечество сделало два  величайших открытия, одно -- что Бог есть, второе -- что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религия и наука в контексте

культуры

 

1. Как связаны между собою в истории

культуры научное и религиозное

мировоззрение?

 

Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих  друг друга. Каждая эпоха имеет свои доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоновые типы мировоззрения, фоновые типы культурных подсистем, играющие тем не менее значимую роль в развитии человеческого общества. Так, если в эпоху Средневековья в европейской традиции господствующей была христианская религиозность - как официально, так и на уровне массового сознания, то Новое время в той же европейской традиции, начиная с XVII века, являет нам образец нарастающего господства научного типа миропонимания. А в Средневековье наука существовала в виде фонового, в основном элитарного типа миропонимания, свойственного кругам просвещенного монашества и зарождавшейся тогда светской университетской науки. Это не означает, однако, что одна форма мировоззрения сменяет другую, полностью вытесняя из человеческой культуры предшествующую. Хотя история культуры свидетельствует, что в эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется и третируется в том числе и силовыми методами. В эпоху господства науки как формы познания мира и как ориентации массового сознания подавляется теми же методами религиозность. На самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания, конечно, гораздо сложнее.

 

165

 

Наука сегодня не вытеснила  религиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила  религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания  в структурах массового сознания общества.

 

2. Каково отношение между  наукой

и религией с точки зрения их роли

в культуре и того, как  они описывают

представления человека о  мире?

 

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно попытаться вычленить как общие, роднящие их, так и специфические параметры, характеризующие статус и развитие этих форм познания мира.

 

Мы привыкли к утверждению  о том, что наука и религия  представляют собой два диаметрально противоположных пласта, наличие  одного из которых означает полное и тотальное отрицание другого. В этом смысле мы имеем схематически строгую логическую дизъюнкцию, принятие одного из постулатов которой означает автоматическое исключение другого. В эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется и преследуется. В эпоху господства науки как формы познания мира и как ориентации массового сознания уже религиозность преследуется как идеологически, так и другими средствами вплоть до применения силовых методов. В утрированной форме эти методы применялись как в период существования Третьего Рейха, так и в период нашей недавней истории. На самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания, конечно, гораздо сложнее.

 

3. Что роднит науку  и религию?

 

Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно. С  одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной  веры не сводятся к принятию лишь на веру каких-то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые  обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве аксиоматической базы тех или  иных научных теорий.

 

166

 

Степень обоснования таких  утверждений различна, но почти всегда они исходят из самоочевидности  для познающего разума, интеллектуальной прозрачности, достаточности с позиции  внешних по отношению к теории параметров, и т.д. Все это при  ближайшем рассмотрении оказывается  видоизмененными установками веры.

 

Конечно, вера научная, убеждение  в самоочевидности тех или  иных научных основоположений, вовсе не сводится к тому, чем является вера, вероустановка в религиозных системах. Но религиозные системы - это не только своды положений, которые апеллируют прежде всего к человеческой вере, но и некоторые обобщенные конструкции, опирающиеся на попытку аргументации и доказательности. Такие фрагменты или аспекты религиозного отношения к миру получили название теологии, или, по-русски, богословия, где под установки вероисповедования подводится базис рационального обоснования и доказательства, тот базис, который в основном и в первую очередь работает в науке.

 

Таким образом, научное познание неотделимо связано с верой, сопровождается ею, более того, в значительной степени  начинается с некоторых элементов  принятия на веру в качестве самоочевидных  интеллектуально-прозрачных постулатов для исходных положений научного творчества. А религиозная вера нуждается  хотя бы в частичном подтверждении  убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании. Но дальше начинаются достаточно значительные расхождения.

 

4. Что же и как изучает  наука?

 

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов  чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и  механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного - то есть такого, которое не зависит  от форм, способов, структур познавательного  процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение  дел. Научное познание основано на целом  ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к  постижению действительности. Они фиксируют  некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

 

167

 

Во-первых, это принцип  объективности. Объект - нечто, лежащее  за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее caмo по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание - разумное, рациональное - должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

 

Второй принцип, лежащий  в основании научного познания, - принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что  все события в мире связаны  между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой  теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие  порождает каскад, или, по крайней  мере, одно следствие. Следовательно, принцип  причинности утверждает наличие  во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к  изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы  доказательства и экспериментальной  проверки.

Информация о работе Русское религиозное искусство