Русское барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 01:31, контрольная работа

Описание

Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco, от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII веков.

Содержание

1. Стиль «барокко» в западноевропейском искусстве………………...
3
2. Барокко в России………………………………………………………
8
3. Яркий пример Русского барокко Большой Екатерининский дворец……………………………………………………………………...
10
Заключение………………………………………………………………..
18
Список используемой литературы………………………………………
20

Работа состоит из  1 файл

Русское барокко.docx

— 39.49 Кб (Скачать документ)

Создание блистательного ожерелья дворцов и парков вокруг города ознаменовало собой великое  торжество русского народа, его победу в многолетней борьбе с иноземными захватчиками. Эта торжественность  претворена и в оформлении дворцов, особенно петергофской резиденции царя. Именно это стремление было первопричиной столь пышного облика пригородных новостроек, характерного для стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью; именно торжество вновь свободной земли, а не стремление, как считают некоторые исследователи, царя и его приближенных перещеголять западноевропейцев.

Загородные резиденции возводились  руками многих тысяч русских умельцев, согнанных сюда из различных уголков  России. Великие замыслы выдающихся зодчих, скульпторов и художников воплощали в жизнь замечательные мастера, народные умельцы, искусство которых служит образцом для современников.

Большой Екатерининский дворец - это бывший императорский дворец. Он один из самых крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга.

В 1724 г. это сельское поселение  стало называться Царским Селом.

Эта территория была подарена Петром I его жене Елизавете Александровне. В 1717 - 1723 годах для нее был выстроен небольшой каменный дворец и разбит регулярный сад. В период царствования Елизаветы в Царском Селе еще  шире развернулись строительные работы, в которых принимали участие  выдающиеся архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Затем по проектам Б. Растрелли Царское Село превратили в один из самых грандиозных архитектурно-парковых ансамблей.

Дворец в Царском Селе был так украшен, что при ярком  солнечном освещении на него нельзя было смотреть. Это вполне вероятно, так как только на наружное покрытие было потрачено "6 пудов, 17 фунтов и  два золотника" червонного золота - более 100 кг.

Здание дворца было заложено по приказу Екатерины Великой  в 1717 году, представляя собой позднее  барокко.

В 1717 году, когда на берегах  Невы создавался Санкт-Петербург, в  Царском Селе под руководством архитектора  И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием "каменных палат" Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого "палили из 13 пушек трижды". На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы  Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить  здание по проекту М.Г. Земцова, однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А.В. Квасов и его помощник Дж. Трезини, но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С.И. Чевакинский, который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство  Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли.10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в  стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой  и "живописностью" декора. Широкая  лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли  украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными  украшениями, выполненными по моделям  скульптора И.Ф. Дункера. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами.

Столь же роскошно Растрелли  украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название "золотой". Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в  других дворцах, но только в Царском  Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой  церкви.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько  смежных с ним комнат, оформленных  в едином стиле - все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная  в 1860-1863 годах И.А. Монигетти в стиле "второго рококо".

План дворца

Центральная часть дворца - Средний дом - возникла из "каменных палат о 16 светлицах" Екатерины I, построенных архитектором И. Браунштейном в 1724 году. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.

Средний дом декорирован  атлантами, кариатидами, картушами  и маскаронами на фронтонах и  над окнами, богато оформленными капителями колонн (ранее на кровле стояли статуи и вазы). На главном фронтоне Среднего дома - картуш с короной и вензелем Императрицы Екатерины I "Е". В 1756 году скульптурные украшения дворца были покрыты позолотой. Внешнее  оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено под стать  убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса. Не менее  величествен и строг Зубовский  корпус. Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота. Кроме центральных, "золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны железные, примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони. Став главным архитектором Царского Села в 1748 году, Ф.Б. Растрелли немедленно приступил к работам во дворце. Основной этап перестройки проходил с 1752 по 1756 год. Выдающийся архитектор сразу определил важнейшее звено преобразований: формирование ансамбля вокруг главной оси Арсенал - Эрмитаж и необходимость замены деревянных галерей с колоннами между флигелями (архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский) на полноэтажные конструкции. Поистине величествен Большой, или Тронный, зал дворца площадью 1000 квадратных метров, с высотой потолков семь метров. Он залит потоками света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга, а обилие позолоченной деревянной резьбы и зеркал в отделке стен создает иллюзию безграничности пространства зала. Всю площадь потолка с 1753 по 1757 год занимал живописный гигантский трехчастный плафон "Триумф России" работы художника Д. Валериани. Впоследствии его заменили росписями Франчуоли и Вундерлиха. В настоящее время угловые части плафона "Аллегория Победы" и "Аллегория Мира" в свое время изъятые по указу Павла I, обнаружили в Инженерном замке и вернули на прежнее место.

Среди прочих помещений богатым  убранством выделяются Зеленая столовая, Картинный и Лионский залы. В облицовке  стен последнего использован лазурит, а паркет этой комнаты, набранный  из 12 ценнейших пород дерева, инкрустирован  перламутром. Сразу за Картинным  залом дворца располагалась Янтарная комната. Она создавалась по проекту  А. Шлютера с 1701 по 1711 год группой известных немецких мастеров-янтарщиков, в которую входили Годфрид Туров и Готфрид Туссо. Существует предание, что комната была бесцеремонно выпрошена у прусского короля Фридриха-Вильгельма I Петром I во время пребывания его в Берлине в 1716 году и в следующем году отправлена в Россию. По другой версии Петр I обменял ее у короля за 55 русских гренадеров, токарный станок и бокал ручной работы. Без движения это сокровище пролежало в Санкт-Петербурге до 1743 года, а затем мастер Мартелли смонтировал Янтарную комнату в Зимнем дворце Санкт Петербурга. В 1755 году, по указу Екатерины II, убранство комнаты было перенесено солдатами гвардии на руках в Царское Село, и Мартелли вновь воссоздал ее в одном из залов Большого дворца. Уникальное убранство комнаты выполнено из мозаичных янтарных панелей, декорированных узкими зеркальными пилястрами, вместо капителей, завершенных скульптурными женскими головками. Наверху - широкий фриз, расписанный под янтарь, на фоне которого выделялись резкие рамки, гирлянды цветов, фигуры амуров. Двадцать два больших панно дополняли 180 янтарных досок и врезанных украшений в виде головок, щитов, тюльпанов, роз, раковин.

В пять панно Ф. Растрелли  вмонтировал мозаичные картины  из цветной яшмы - аллегории пяти чувств человека. Золотистые и темные пластины полированного янтаря в  сочетании с разноцветной яшмой  и золоченым деревом создавали  фантастическое зрелище. Изысканное убранство  комнаты органично дополняли  плафон "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви" и узорный  паркет из редчайших пород дерева, созданный по рисункам В.И. Неелова. Плафон кисти Фонтебассо был утрачен в ХIХ веке, сама же Янтарная комната исчезла во время оккупации и до сих пор не найдена.

В одно время с дворцом  создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле. Над их планировкой трудились садовники Я. Розен и И. Фохт. Пейзажный парк был вписан в окружающую панораму местности, а регулярный устроен в виде нисходящих террас, уступами. В 1721 году сделаны два уступа, разделяющие парк на Верхний и Нижний. В 1725 году - третий уступ, к мельничному каскаду прудов. Парк богато украшен скульптурой, но в ансамбле доминируют павильоны: Эрмитаж, Нижняя ванна, Верхняя ванна, Грот и другие.

Характерные особенности  дворца

Характерная особенность  облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто  поставленные окна, обрамленные фигурными  барочными наличниками с рельефной  выкруткой на лепных кронштейнах  в верхней части, а также сложнопрофилированный карниз большого выноса. Барочному облику здания контрастно противопоставлен классический декор интерьеров, созданный в 1785 - 1800 годах по проекту Д. Кваренги.

В Екатерининском дворце имеется  девять помещений, образующих две параллельные анфилады, одновременно связанные между  собой. Восточная анфилада включает Зеленую гостиную, Желтый зал. Синюю  гостиную; западная - Переднюю (Вестибюль), Подогревальню, Опочивальню (Спальню), Кабинет. К передней примыкают Угловая (Павловская) гостиная и Проходная.

Декор парадного Желтого  зала, Зеленой и Синей гостиных, выходящих окнами в Монплезирский сад, а также Передней, Спальни и Кабинета отличен благородной простотой и стройностью. В обработке стен и потолков этих высоких, просторных, светлых помещений, кажущихся большими от зеркал в межоконных простенках, искусно варьируется различная расколеровка гладких стен, определяющая даже название интерьеров, декоративная роспись в манере гризайль, лепные панно и рельефы, а также классические архитектурные элементы - пилястры кронштейны, сандрики, профилированные тяги.

Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведена живописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированы стены, десюдепорты, но главным  образом - падуги и потолки. По своему образному строю живопись типична  для классицизма.

Интерьеры Екатерининского  корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающей стилистике и функциональному  назначению помещений, а также украшены часами и другими предметами из бронзы русской и французской работы.

С момента постройки Екатерининский корпус служил для пребывания “высочайших  особ”. Здесь устраивались приемы, балы, маскарады, карточные вечера. В 1930 году он был превращен в музей. В годы оккупации деревянный флигель  полностью сгорел, а каменный корпус безжалостно разрушен. Потребовались  многолетние усилия, чтобы 18 июня 1984 года была закончена первая очередь  основных реставрационных работ, которые  в настоящее время вступили в завершающую фазу при свободном доступе посетителей в открытые для осмотра интерьеры.

 

Заключение

 

 

Барокко – от итал. barocco – странный, причудливый, испорченный, стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI – середины XVIII веков.

Барокко, связанное с дворянско-церковной  культурой зрелого абсолютизма, тяготело к торжествующему большому стилю, отражая представления о  сложности, многообразии, изменчивости мира. Все необычное, динамичное стало  казаться красивым. Это было время  неожиданных поворотов человеческой мысли.

Классической страной  барокко принято считать Италию (Л. Бернини, Ф. Борромини). Характерные черты барокко:

-сложные криволинейные  планы, открытые формы,

-применении классических архитектурных ордерных форм, распределенных неуравновешенно

-массивные колонны, заменившие  плоские пилястры Возрождения, 

-разорванный антаблемент, 

-ритмическое разнообразие  и насыщенность,

-мощная пластика стен,

-бурное движение, аффектация  и пышность,

-вовлечение в архитектуру  и внешнего пространства ландшафта, 

-создание величественных  архитектурных ансамблей в городах  и дворцово-парковых — в загородных  резиденциях, 

-создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом,

-обилие золота, лепнины,  деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей  и скульптур,

-богатая игра цвета  и света, контрастные цвета,

-беспокойное, романтическое  мироощущение, совмещение реальности  и иллюзии.

Характерной чертой этого  стиля является стирание границ между  классической эллинской, римской и  восточной, азиатской культурами. Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер, и античные статуи, и египетские обелиски.

Русское барокко приняло  на себя многие из функций Ренессанса, исторически противостоявшего средневековью. Отсюда его жизнерадостность и его  умеренность, чуждая патетичности западного  Барокко. По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму. В  годы правления Елизаветы Петровны (1741-1761) были созданы лучшие образцы  русского барокко. Оно отличалось от итальянского мирской жизнерадостностью  и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и  монументальным размахом архитектурных  ансамблей. Тяготение к прославлению могущества Российской империи наиболее ярко проявилось в середине XVIII века в архитектурных сооружениях  одного из крупнейших зодчих этого  направления — Ф. Бартоломео Растрелли-младшего. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге:

-грандиозные масштабы  зданий, ландшафтные городки, каскады, 

-героизированные образы, прославление русской женщины

-необычайное богатство  декоративного убранства, пышные  картуши над окнами, барельефы  на фронтонах, узорные позолоченые балконные решетки, русты, картуши, наборные паркеты,

-анфилады залов с позолоченным  маркетри, зеркалами,фресками

Информация о работе Русское барокко