Русское барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 01:31, контрольная работа

Описание

Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco, от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII веков.

Содержание

1. Стиль «барокко» в западноевропейском искусстве………………...
3
2. Барокко в России………………………………………………………
8
3. Яркий пример Русского барокко Большой Екатерининский дворец……………………………………………………………………...
10
Заключение………………………………………………………………..
18
Список используемой литературы………………………………………
20

Работа состоит из  1 файл

Русское барокко.docx

— 39.49 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

1. Стиль «барокко» в  западноевропейском искусстве………………...

3

2. Барокко в России………………………………………………………

8

3. Яркий пример Русского барокко Большой Екатерининский дворец……………………………………………………………………...

10

Заключение………………………………………………………………..

18

Список используемой литературы………………………………………

20


 

 

Тема: «Русское барокко»

 

 

 

1. Стиль «барокко» в западноевропейском искусстве

 

 

Происхождение термина

Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco, от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII веков.

Термин "Барокко" используется и как метафора в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха Барокко", "мир  Барокко", "человек Барокко", "жизнь Барокко".

Определение стиля

Барокко - один из главенствующих стилей архитектуры XVI - XVII веков, становление которого происходило в период борьбы за единство сложения наций и государств. Тесно связанное с удовольствием эстетических потребностей правящей аристократии и церкви, искусство барокко выработало художественные принципы, отличные от предшествующего классического направления эпохи гуманизма. Место гармонии и уравновешенности в произведениях барокко заняли пышность и динамика композиции, усложненность архитектурных форм, светотеневые контрасты, богатая пластика и неожиданные эффекты; вместо прежних устойчивых форм в планах зданий и площадей стали широко варьироваться формы овала, эллипса, сочетание их с прямоугольником, трапецией и т.д. Лишенный экзальтации и мистицизма архитектурный стиль выразился в торжественности и величественности сооружений первой половины XVII века, отразивших эпоху укрепления абсолютной монархии. Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям.

Эпоха Барокко - это мир  крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта.

Эпоха Барокко порождает  огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - "карусели" (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарады.

Мировоззренческие основы стиля  сложились, как результат потрясения, какими были в XVI века.

Родина барокко

В ХVII веке Италия - родина Барокко, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна, который был архитектором раннего барокко. В постройках Карло Мадерны наметился переход от раннего барокко к зрелому с характерными для этой стадии развития стиля пышностью декора, развитостью внутреннего пространства, использованием так называемого колоссального ордера, охватывающего несколько ярусов здания.

Его главное творение - фасад  римской церкви Санта-Сусанна.

Характерные особенности  стиля

В стиле Барокко нужно  выделить два периода: на "раннее барокко" XVI - XVII века и "позднее  барокко" XVII - XVIII века.

Для стиля Барокко характерна показная роскошь.

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку  массивная мебель и украшения  занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как  музей, должно быть много свободного пространства.

Стиль барокко получает распространение  в Испании, Германии, Бельгии, Нидерландах, России, Франции. Архитектура становится предельно живописной, а скульптура и живопись "бестелесной". Художественный стиль Барокко тесно связан с  идеологией католицизма и движением  контрреформации.

Интерьеры требовали много  цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и  позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно  было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть  позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при  декорировании.

Мебель была настоящим  предметом искусства, и, казалось, предназначалась  лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с  балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и  лепниной с растительным узором. В  качестве материала для мебели часто  использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

В каком виде искусства  проявилось ярче всего.

Барокко проявило себя ярче всего в архитектуре.

В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию  и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Архитектура барокко

Для архитектуры барокко  характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются  развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и  в интерьерах, волюты, большое число  раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны  и пилястры. Купола приобретают сложные  формы, часто они многоярусны, как  у собора Святого Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Основной фигурой в  развитии барочной скульптуры был Лоренцо  Бернини. Бернини также архитектор. Значительнейшей его работой  является колоссальная колоннада у  собора св. Петра. Бернини был творцом  нового светского стиля - барокко.

Бернини - мастер художественной мистификации, его высказывание о  том, что он сделал мрамор гибким как воск имеет продолжение: "Этим я смог в известной мере объединить скульптуру с живописью". Этот художник соединял мраморы разных цветов, а тяжелые детали из позолоченной бронзы - одеяния фигур - развиваются по воздуху, словно не существует силы тяжести. Происходит дематериализация форм. Это также одна из характерных черт стиля Барокко.

Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Г. Гварини и другие.

В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое "петровское барокко", и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.

 

 

Страны и главные  представители барокко

Испанское барокко распространилось в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник - собор в Сантьяго-де-Компостела. Собор является одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании.

Во Франции стиль барокко  выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь  стиль вообще развития не получил, и  памятники барокко считались  памятниками классицизма. Сейчас к  французскому барокко причисляют Версальский  дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской  Академии в Париже. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в  Сан-Суси и Летний дворец там же.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). Ярким примером Барокко является Версальский дворец во Франции.

Chateau de Versailles - резиденция французских монархов. С момента постройки она была эталоном, на который ориентировались монархи Европы, сооружая свои дворцы. На сегодняшний день Версаль включен в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Прообразом послужил охотничий  домик, который был возведен на месте "Мраморного Двора" по велению  Людовика ХIII.

 

 

 

 

2. Барокко в  России

 

 

Определение. Временные  рамки

В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое "петровское барокко", и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.

Русское барокко - стиль в  искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская "реплика" европейского стиля  барокко в полной мере сложившаяся  в русском искусстве к концу  первой половины XVIII века.

Этот стиль, тяготевший к  созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в  середине XVIII в архитектурных сооружениях  одного из крупнейших зодчих этого  направления - Ф.Б. Растрелли.

Главные представители  русского барокко

Русское барокко было первой ступенью связи русской архитектуры  с европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В.И. Баженова в Москве, такие как  дом Пашкова (1784 - 1787) и грандиозный  проект перестройки Кремля. Примером служить может также носящая черты и барокко, и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга - Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов.

Главным представителем классицизма  в Москве был М.Ф. Казаков - автор  проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.

Характерные черты  русского барокко

Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и  на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три  столетия. Причем фрагменты стиля  могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях  вкуса - и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома  с золотыми цветами и сдержанно-синяя  гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной "дворцовости", однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет "далекой европейской звезды" первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.

Повсюду - и в мебели, и  в украшении интерьеров - мы видим  обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового  пятна. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили  для передачи движения.

Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский  стиль, легко и органично вписавшийся  в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.

 

 

3. Екатерининский дворец

 

 

История создания

Ярким примером Русского барокко  является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское  Село). История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленные дворцы и парки  вокруг него представляют по сути своей  единое целое. Да и застраиваться  они стали практически одновременно. С освобождением русских земель от шведских завоевателей и началом  строительства Петербурга начинается освоение и прилегающих к нему территорий. Так, уже в начале XVIII веке появляются первые сооружения - прообразы будущих дворцов - в пригородной зоне - там, где ныне разместились целые города: Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина.

Информация о работе Русское барокко