Русская культура ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Обобщить научную литературу по культуре России в XIX веке
2.Обозначить общественно-политические условия культурного развития России в анализируемый период
3.Проанализировать мировоззренческие искания русской интеллигенции.

Содержание

Введение
1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в
2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения
2.1. Западничество. Сущность и основные идеи
2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма.
2.3. Славянофильство. Сущность и основные идеи
3. Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства
3.1 Российская музыкальная культура
3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник»
3.3 Архитектура и градостроительство
3.4 «Золотой век» русской литературы
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

-1-1культурология.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Вдохновитель  «Могучей кучки» - художественный и  музыкальный критик и искусствовед В.В. Стасов (1834-1906), который и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и симфонический оркестр из любителей.

Выдающимся русским  композитором, славой и гордостью  русской музыкальной культуры стал П.И. Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина Чайковский написал оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», Н.В. Гоголя - оперы «Черевички», «Чародейка». В 1876 г. композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г. - «Спящая красавица», в 1892 г. - «Щелкунчик», в которых он выступал как новатор: в его балетах музыка - ведущий компонент балетной драматургии.

Оперы, балеты, романсы  Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург раскрыл в музыке внутренний мир человека - от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.

Велико значение творчества таких музыкантов, как  композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу  «Алеко». Большая заслуга в развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра - Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер (1859-1952).

3.2 Живопись в  XIX веке: «академик» и «передвижник»

Основным направлением в живописи в первой половине XIX века был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств. Характерные черты академизма - библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным каноном и даже преклонение перед ними. Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов (1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.

Особое место  в русской живописи занимает трагическая  фигура художника А.А. Иванова (1806-1858). В ранний период творчества («Аполлон, Гиацинт и Кипарис») он дал поэтическое  истолкование принципов классицизма. Связь с традициями классицистического монументализма сохраняется и в поздних произведениях художника («Библейские эскизы»), в которых он достиг необычайной глубины философских и религиозных обобщений. Большую часть жизни Иванов посвятил созданию монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-1857), сделав к ней 600 подготовительных этюдов. Евангельский сюжет художник трактует как поворотные события в истории человечества, начало его нравственного возрождения через христианскую веру.

В 1830-1840-х годах  происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины «Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной тщательностью он передает малейшие почти неуловимые особенности лица персонажа, не пренебрегая даже аксессуарами. Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных и графических работах стремился раскрыть сложный внутренний мир своего современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова.

«Отцом русского бытового жанра» справедливо назвали  А.Г. Венецианова (1780-1847). В картинах «На пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея» он создал портретную галерею  крестьян-художников. Крестьянские образы в работах Венецианова достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость и силу. Созданные художником поэтические образы крестьянской жизни неразрывно связаны с красотой русской природы.

Жанровые полотна  П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» явились вершиной реализма в живописи. Персонажи его картин всегда остро характерны. Художник ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Разборчивая невеста»).

Во второй половине XIX века центральной темой в живописи становится народ, его нерадостная жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи утвердился реализм.

В 1863 году 14 выпускников  Академии художников, протестуя против сложившихся в ней порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую  медаль и по примеру героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель свободных художников. В 1870 г. они создали Товарищество передвижных художественных выставок.

Идейным вождем передвижников стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший ряд интересных портретов  русских писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846-1898) первым в истории отечественной живописи изобразил зарождающуюся интеллигенцию - «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина (1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

На рубеже веков  реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Васнецовы. В.М. Васнецов (1848-1926) - автор лирических и монументальных эпических полотен на темы русской истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.).

Важной темой  передвижников стала история  русского народа. Это исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди долины ровныя…», «Лесные дали»).

А.И. Куинджи (1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре»  впервые в истории русской  живописи использовал эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты состояния природы, проблема передачи цветных контрактов. Богатством пленэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Передвижники  организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в других городах и оказали  огромное влияние на развитие искусства. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их картины  в свою галерею, которую в 1892 году он передал в дар Москве.

3.3 Архитектура  и градостроительство

В начале XIX века разновидностью классицизма, уже прочно утвердившегося в русской архитектуре, стал ампир. Основанный на синтезе европейских  и русских элементов, присущих классицизму, ампир отличался декоративностью, монументальностью, олицетворял могущество государства. Крупнейшими представителями этого направления были архитекторы А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Жилярди Д.И..

А.Н. Воронихиным (1759-1814) был построен Казанский собор в Петербурге, Горный кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Петербурге.

Творчество К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью. Архитектор создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный облик Петербурга. Это Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь (ныне пл. Искусств) с Михайловским дворцом (ныне Русский музей);

Архитектором  позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого направления  характерны торжественная монументальность, строгость, простота. При сооружении храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал  различный декор, колонны дорического  ордера. По его проектам построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге.

По проекту  А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени.

После изгнания французов из России начинают вновь отстраивать Москву. Комиссию по восстановлению Москвы возглавил  архитектор О.И. Бове (1784-1834). При участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота.

Д.И. Жилярди (1788-1845) довелось восстанавливать и перестраивать  Московский университет, сгоревший  в 1812 г., а также дворянские усадьбы. К середине века классицизм усложняется  и в значительной степени утрачивает свою гармонию.

В конце 30-х годов XIX века строились  здания разных архитектурных стилей прошедших эпох. Такое направление, названное эклектикой, в своем развитии прошло несколько этапов: сначала было увлечение готикой, примером чего может служить коттедж А. Менелиса в Петергофе, затем - увлечение неоготикой (церковь в Парголове А.П. Брюллова). Позднее основной чертой этого стиля стала ориентация на греко-эллинистическую архитектуру. Это Царицынский павильон в Петергофе (архитектор Штакеншнейдер А.) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. Кленце).

С 1840-х годов  наблюдалось подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко и Рококо. В стиле необорокко А. Штакеншнейдер  построил дворец князей Белосельских - Белозерских на Невском проспекте  у Аничкова моста.

В пореформенный  период архитектура отличалась большим своеобразием. Все большее влияние оказывал стиль модерн, одновременно с этим присутствовало и стремление к стилизации под старину. При строительстве заводских зданий, железнодорожных вокзалов, банков «доходных» домов, торговых зданий, выставочных залов активно использовались металлические конструкции.

В конце XIX века получил распространение русско-византийский или неорусский стиль. Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В конце XIX в. в неорусском стиле были построены здания культурного, торгового и административного назначения. Это храм «Спас на крови» на Екатерининском канале в Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора Александра II, и здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа), Д.Н. Чичагов - здание Московской городской Думы. К. Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г.

В постройке  жилых домов Петербурга, Москвы, других крупных городов господствовал электрический ренесансно-барочный стиль с использованием разнообразной отделки, богатством форм. Образцом такого стиля является большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа (1856-1928).

3.4 «Золотой век»  русской литературы

Первая половина XIX века - время складывания и выработки  норм современного русского литературного  языка, усиления интереса писателей  к народным традициям и фольклору  и начала издания памятников народного  творчества.

Так, в 1830 годы писателем, лексикографом  и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 1860-е - «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда - «Толкового словаря живого великорусского языка».

Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит  А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно  говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия - писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.

Различные литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению литературных жанров. Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века - роману. Создаются эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия.

Одним из основных жанров в конце XVIII - начале XIX вв. был  романтизм. Зарождение романтизма в  России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846), А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко» - гражданин-тираноборец с трагической судьбой.

Вольнолюбивыми  мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос великого поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в  ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая  интенсивность эмоций и напряженный  самоанализ - характерные черты лирического героя Лермонтова.

Существовало  и другое направление в русской  поэзии - элегическое. Поэтами этого  направления были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом  была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты, рожь», «Косарь»).

Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза мести и печали» особенно чутка к несправедливости, человеческой боли. Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893).

Информация о работе Русская культура ХIХ века