Русская культура 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:03, реферат

Описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Содержание

1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 4
4. Научные знания .................................. 8
5. Литература .......................................... 10
6. Зодчество ............................................ 11
7. Скульптура и резьба ......................... 12
8. Живопись ........................................... 13
9. Музыка театр ..................................... 14
10. Заключение ....................................... 15
11. Список литературы .......................... 16

Работа состоит из  1 файл

РУССКАЯ_КУЛЬТУРА_17_ВЕКА.DOC

— 134.00 Кб (Скачать документ)

и распространение  научных взглядов. Сами условия жизни  Российского

государства в XVII в. требовали перехода к более  конкретному и реали-

стическому изучению природы, отказа от богословско-символического и

мистического  ее истолкования. При этом развивалась  чисто пракитеская

сторона научных  знаний, в то время как ее теоретическая  сторона оста-

валась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере

объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковни-

ки заявляли, что "кто по латыни учился, тот  с прямого пути сбился".

  Так, например, в семнадцатом веке умели решать  многие практические

задачи по математике, но теоретический уровень математических позна-

ний был еще  весьма невысок. Потребности артиллерийского  дела выдви-

нули необходимость  определения расстояний. Эти задачи решались с по-

мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав рат-

ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-

симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-

жены в "Уставе" практические сведения, сведения в  облапсти химии.

Описаны также  различные приборы для артиллерийского  дела.

     Медицинские  знания носили также преимущественно  узкопракти-

ческий характер и в немалой степени основывались на многовековом на-

родном отпыте лечения болезней. Широкое распространение  получили

переводы иностранных  лечебников и "травников".

   Наряду  с практическими знаниями в  области медицины на протяже-

нии XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внима-

ние русских  людей стало обращаться и к  богатым конкретным материа-

лам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый

труд, крупнейшего  ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О

строении человеческого  тела".

   Астрономические  знания в XVII в. также получили  свое развитие,

так как потребность  вычисления праздников и различные хозяйственные

нужды требовали  и более точного знания времени  смены фаз Луны, вре-

менеми года и тому подобное.

   В середине  века в Россию стали проникать  сочинения Коперника,

знакомившие с  гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что

на пути развития астрономических знаний серьезным  тормозом была по-

зиция церкви.

   Большое  развитие получили географические  знания. Одно только

продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек  и морских

побережий обогатило  географию открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько карт ( в основном они  несли стратегический

характер). Значительно  расширились сведения о географии  зарубежных

стран (Китая, Монголии).

    В  развитии знаний о природе  XVII в. занимает особое место  как вре-

мя явно определившегося  кризиса средневекового мировоззрения  и под-

готовки крушения господствовавших безраздельно религиозных  взглядов.

    О  враждебном отношении церкви  к знанию ярко свидетельствуют

проповеди и  поучения самих церковников. Но как  ни пугала церковь лю-

дей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли

в XVII в.

    В  силу самих условий исторической  жизни русская церковь к сере-

дине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних измене-

ний.

    При  той большой доли, какую играла церковь во всех сферах об-

щественной жизни  возникла необходимость усиления воздействия  церк-

ви на народные массы - приведения церковной организации  в соответс-

твии с общим  процессом централизации государственной  власти. Воссое-

динение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и

украинсокй церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это

выдвигало потребность  внесения изменений в правила  церковной жизни.

    В  1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том,

чтобы заменить при богослужении земные поклоны  поясными, а

креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем  последовали кате-

горические требования привести все книги в соответствие не с русскими,

а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам.

Несогласных Никон  подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в

1656 году защитников  старых обрядов официально отлучил  от церкви,

эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так

произошел церкви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                ЛИТЕРАТУРА 

    Как  и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно свя-

заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-

жала и воплощала  в своих произведениях социально-политические уст-

ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-

шие явления  современности. И вместе с тем  русская литература вступила

в новый этап своего развития, что оказалось и  в содержании и в

развитии форм литературного творчества.

    Появились  различные произведения, остро критиковавшие церковь и

церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-

ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых

защитников церковной  старины - протопопа Аввакума. Его  рассказ о сво-

ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.

    Новым  явлением в литературе было  распространение силлабическо-

го стихосложения. Оно связано в особенности  с деятельностью белорусс-

кого ученого  и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного  в Моск-

ву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-

жил на стихи  Псалтырь. Это переложение долгое время было широко

распространенным  учебным пособием в России.

    В  1678-1679 г.г. появились два сборника  стихотворений Симео-

на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-

меона Полоцкого  посвящены воспеванию Российского  государтсва и его

правителей, они  пампезны и нарядны.

    В  творчестве С.Полоцкого воплотился  так называемый "стиль ба-

рокко" второй половины XVII в.

    Направление  в литературе, возглавленное Симеоном  Полоцким, по-

лучило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-

ведева и Кариона  Истомина.

    Таким  образом, на протяжении XVII в. произошли  значительные пе-

ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный

шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-

действия религиозной  идеологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  ЗОДЧЕСТВО  

    Как  и в истории всей русской  культуры, XVII в. занимает особое

место в развитии русского зодчества. И в этой области  с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

    По-прежнему  подавляющее большинство построек  не только в дере-

внях, но и в  городах возводилось из дерева. Каменные храмы и

отдельные светские здания были в городах окружены морем  деревянных

строений. Частые пожары, среди которых были также  громадные, как

пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили

города и села.

    Но  взамен погибших деревянных строений быстро возводились но-

вые. Веками сложившиеся  искусство строительства из дерева достигло в

XVII в. высокого  технического и художественного  уровня. Выдающимся

произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коло-

менском, построенный  в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного

старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

    В  деревянном зодчестве с большой  силой проявилась народная ху-

дожественная  культура.

    Светские  элементы проникали все более  и в каменное зодчество.

Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было

развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось

на более высокий  уровень.

     Каменные  постройки появились теперь не  только в городах, но

иногда и в  селах.

    Выдающимся  светским сооружением первой половины XVII века

является Теремной дворец в Московском кремле, построенный  в

1635-1636 г.г. Баженом  Огурцовым и Трефилом Шарутиным.  Теремной

дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народ-

ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-

этажное на высоких  подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".

Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали

дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.

Многие формы  отделки непосредственно идут от приемов деревянного

зодчества. Богатством декоративного уюранства отличается Золотое

крыльцо, вызвавшее  ряд подражаний.

    Значительной  перестройке подвергся Московский  Кремль. В 1624-

1625 г.г. англичанин  Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым

возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая  башня создала

парадный въезд  в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские собо-

ры с Храмом Василия Блаженного на Красной площади  в единый ан-

сабль. Перестройка  кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-

вый вид. Строго крепостной его облик уступил  место торжественному

ансаблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского  государства.

   Замечательные  постройки появились в Ярославле,  Толчкове - цер-

Информация о работе Русская культура 17 века