Русская культура 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:03, реферат

Описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Содержание

1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 4
4. Научные знания .................................. 8
5. Литература .......................................... 10
6. Зодчество ............................................ 11
7. Скульптура и резьба ......................... 12
8. Живопись ........................................... 13
9. Музыка театр ..................................... 14
10. Заключение ....................................... 15
11. Список литературы .......................... 16

Работа состоит из  1 файл

РУССКАЯ_КУЛЬТУРА_17_ВЕКА.DOC

— 134.00 Кб (Скачать документ)

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор  ворота  шиороки,  а  со

бвора  узки",  "обещать  -  по  дворянски,  а   слово   держать   по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз,  а воевода - при-

воз"; возникающее  в народе сознание своей силы: "холопье  слово, что

рогатка". Одним  из любимых героев произведений  народного творчества

стал вождь  крестьянской войны Степан Тимофеевич  Разин.  Вокруг  его

имени уже в XVII веке  стали  складываться  многочисленные  легенды,

песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими  чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины  перерабатывались,  и

Степан Разин  оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья  Мурамец ока-

зывался есаулом  на корабле Разина. Народные песни  рисуют  восстание

как праздник: 

              На матушке Волге праздник -

              Сходись, голытьба,  на праздник.

              Готовтесь, бояре на праздник. 

    Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело   определенные  и

антицерковные тенденции. Оно  стало  сильнее  оказывать  влияние  на

письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей  основой

развития демократического, светского направления в  литературе  XVII

века. Усиление влияние народного творчества на литературу  имело од-

ной из важных своих  предпосылок значительное  расширение  количества

грамотных людей  в семнадцатом веке.

    Хотя  масса населения  крепостной  страны  продолжало  оставаться

неграмотной, тем  не менее количество грамотных людей  в XVII  в. зна-

чительно возросло, особенно в среде посадских  людей.  Развитие го-

родской жизни, а также системы государственного  управления  вызвало

боьшую потребность  в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,

сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке  в  России

среди помещиков  было 65% грамотных, купечества 96%,  посадских  людей

- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков  - 1%. Мож-

но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в

различных слоях  русского общества был выше, нежели в  первой полови-

не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-

гих занятий, грамотные  люди могли вступить на службу в  государствен-

ные учреждения, приказы и тем самым освободитться  от тягла.  К концу

семнадцатого  века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450

подьячих. Кроме  того, в городах были еще так  называемые  "площадные

подьячие", которые  за плату составляли всякие  челобитные  и  другие

документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-

щее делопроизводство.

    Помимо  значительно  расширявшейся   письменности,  все   большее

распространение получали и  рукописные  книги.  Несмотряна  развитие

книгопечатание, рукописные книги пользовались все  более возраставшим

спросом. Расширялось  производство книг на продажу наряду  с изготов-

лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди

хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники,

в которых  модержались  различные  материалы  -  и  духлвенского,  и

светского содержания, отрывки из летописей, сказания.  В  монастырях

были срециальные  хранилища книг во главе с  книгодержателями.  Часть

книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло

письменное делопроизводство государственных учреждений - московских

приказов, приказных  изб в городах.

    С  1671 г. для царя стали изготовляться  рукописные  "Куранты"  -

своеобразные  газеты, состоящие из переводных иностранных  известий.

    В  середине века были предприняты  попытки организации производст-

ва бумаги в  России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали  две "бумаж-

ные мельницы", отданные правительством на оброк  голандским предпри-

нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и  в Рос-

сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из  Франции  и Гол-

ландии.

    Кроме  того, в XVII веке писали также  на  бересте  -  сохранились

берестяные грамоты  и даже целые книги сбора ясака  в Сибири.

    Как  и прежде, писали специально приготовленными   чернилами, при-

сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-

зили песок  целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с

Воробьевых гор.

    Книги  "одевали" в деревяные, обитые  кожей доски. На коже выделы-

вались различные  металлические украшения. В виде  украшений выполня-

лись и обычно массивные застежки на книге, нередко  переплеты покры-

вались тканями - бархатом, атласом. Искусство  изготовления рукопис-

ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

     Большим  совершенством отмечена книжная  миниатюра семнадцатого

века. Так называемый растительный  "травный  орнамент"  получил  в

этой  период широкое распространение наряду со старопечатным орна-

ментом.

     Со  второй половины столетия стал  заметен переход к новому

стилю книжной  миниатюры - так называемому "прусскому  барокко", ха-

рактерной чертой  которого  было сочетание изображения  раститель-

ного мира с  геометрическими фигурами - эллипсами  и спиралями.

     Особенно  богато украшались орнаментами,  заставками, инициала-

ми царские  грамоты, писавшиеся на пергаменте.

     На  ряду с рукописными книгами  и грамотами все более распрос-

транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял

собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором  работа-

ло 165 человек. В  первой половине столетия было издано около 200

названий книг. Распространение книг приобрело  значительно более

широкое значение,  чем  в предыдущее время. В больших количествах

распространялась  переводная литература. Стали составлять обширные

библиотеки.  Большие собрания книг на русском, латинском, поль-

ском,  греческом  языках были у патриарха Никона,  князя В.В. Го-

лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

    Дальнейшее  распространение  рукописности  печатной  литера-

Туры выдвигало  потребность более   организованного   обучения

грамоте и письму.

    Обычно  дети и подростки обучались  грамоте у духовных  лиц,

подъячих или  родителей,  причем  женщины,  как  правило,  даже  в

семьях знати  оставались неграмотными. Возможность  печатного издания

учебных пособий  значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-

терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-

вались широким  спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"

патриаршего дъякона  Василия Бурцева были распроданы за один день.

    В  40-х г.г. XVII в. один из видных  правительственных деятелей -

Ф.М. Ртищев пригласил  из Киева около 30 ученых монахов для организации

школ в Андреевском  монастыре. Молодые дворяне и  сам Ртищев стали обу-

чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие

представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в

самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные

школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий

возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х  г.г. свяще-

ник Иван Фомин  на свои средства построил школу в  Барашах при Введенс-

кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском  монастыре, во

главе которой  стал Семен Полоцкий. В этой школе  обучали подъячих

русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся

"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-

тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах

Тимофей учил в  этой школе греческому языку 30 учеников, набранных

при ее открытии.

     Первые  частные школы в Москве подготовили  основание в 1687 г.

Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными гре-

ками Иоанием  и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-

ние, ставившее  своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-

тинская академия открывалась для людей "всякого  чина, сана и воз-

раста" и предназначалась  для подготовки высшего духовенства  и чинов-

ников государственной  службы. Академия сыграла большую  роль в раз-

витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины

XVIII в.

    Распространение  грамотности и просвещения в  России продрывало

вековое господство религии и церкви, все более  расходилась по рукам

светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял  важное

место в истории  русского просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ  

    Начавшееся  ослабление позиции церкви, развитие ремесленного

производства  и торговли, рост связей с зарубежными  странами создали

предпосылки для  дальнейшего накопления научных  знаний XVII в. Коне-

чно, и в это  время продолжала распространяться старая литература о

природе с ее богословско-мистическим истолкованием различных явле-

ний. Но наряду с  этим появлялся интерес к научной  литературе западно-

европейского  Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-

ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого

ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование

Информация о работе Русская культура 17 века