Римская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Описание

Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Содержание

Введение…..………………………………………………………………..3
1.Этрусская культура……………………………………………………..4
2. Царский период…………………………………………………………6
2.1 Легенда о Ромуле и Реме……………………………………………..6
2.2 Религия………………………………………………………………...7
3. Период республики…………………………………………………….9
3.1 Ранняя Республика……………………………………………………9
3.2.Поздняя Республика…………………………………………………10
4.Период империи………………………………………………………...16
4.1.Ранняя империя……………………………………………………….16
4.2.Поздняя империя…………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 43.04 Кб (Скачать документ)

      С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всём Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура, например, Суллы (138-78 до н.э.) или Цезаря (100-44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом – наследственной диктатурой под республиканской оболочкой [4,с.123].

      В связи с необходимостью идеологического  обоснования широкомасштабных завоевательных волн в эпоху поздней Республики (начало III – конец I в. до н.э.) начинается складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделённым особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит своему делу – республике¹.

      Римская культура позднереспубликанской эпохи  представляла собой  соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм² многих её сторон.

      Начиная с III в. до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера – с Зевсом, Нептуна – с Посейдоном, Плутона – с Аидом, Марса – с Аресом, Юноны – с Герой, Минервы – с Афиной, Цереры – с Деметрой, Венеры – с Афродитой, Вулкана – с Гефестом, Меркурия – с Гермесом, Дианы – с Артемидой и т.д. Культ аполлона был заимствован ещё в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое – в будущее), как божество входа и выхода, а затем – всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершённый обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

      Ещё одним характерным проявлением  практического мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция  – наука о правде.

_______________

¹От лат. res publica – букв. Общественное дело.

²От греч. eklektikós – выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противополож-ных принципов, взглядов и т.п.

      Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н.э. появляются первые правоведче

кие исследования, а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

      Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон (106 – 43 до н.э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют  не только более 50 полностью сохранившихся  речей, но и его сочинения по теории риторики.

      Практическим  целям было подчинено и римское  образование. Во II – I вв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

      Наряду  с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и  другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие  оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий  Андроник (III в. до н.э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имён и пр.

      Крупнейшим  писателем конца III – начала II вв. до н.э. был Плавт (ок. 250 – 184 до н.э.) – знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах.

      Плавту  принадлежат слова:

      Человек человеку – волк, до тех пор пока он не поймёт своей сущности.

      Несколько позже писал свои комедии Теренций (190 – 159 до н.э.), который в отличие  от Плавта старался не использовать римские  сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия была ещё более  подражательной, слабо вязанной с  римской действительностью.

      Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция (ок. 96 – 55 до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Поэма насыщена аморфизмами, например:

      Что пища для одного, отрава для другого.

      Катулл  был мастером лирической поэзии, в  его произведениях воспевается  дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные  и выразительные любовные стихотворения  Катулла.

      Первым  прозаическим произведением на латинском  языке был труд Катона Старшего (234 – 149 до н.э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися  позднереспубликанскими писателями были Варрон (116 – 27 до н.э.) и Цицерон. Главное  произведение Варрона «Древности дел  божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная  энциклопедия. Его перу принадлежат  также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские  произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным  деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы [4,с.123].

      Историки  римской историографии восходят ещё к календарям жрецов-понтификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в её развитие внесли Саллюстий (86 – 35 до н.э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии  были политическая пропаганда, разъяснение  и оправдание внешней и внутренней политики государства.

      На  развитие римской философии оказала  влияние греческая культура –  наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные  философские системы в Риме не были созданы.

      Римская архитектура испытала сильное влияние  этрусской и особенно греческой  архитектуры. В своих сооружениях  римляне стремились подчеркнуть  идею силы, мощи, величия, для них  характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а зданий и  сооружений для практических нужд.

      Римские архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, соды, купола, наряду с колонами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв. до н.э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики¹, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.

_______________

¹Базилика (от греч. basilike – царский дом) – прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части.

      Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование  техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua – вода и duco – веду).

      Завоевание  Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными  ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и  картины. Так, были перевезены в Рим  произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих  мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой  спрос на копии с наиболее известных  статуй. Массовое копирование тормозило  развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в  римских копиях.

      Свой  вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется её своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в  тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой  простотой и отточенной правдивостью образов. Во II – I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

 

      

     4 Период империи

     4.1 Ранняя империя 

      Эпоха ранней империи – принципата (конец  I в. до н.э. – II в. н.э.) – время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

      Центром изучения философии в Римской  империи (как и в классической Греции, так и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I – II вв. н.э. у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4г. до н.э. – 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 – 180 н.э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

      Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов –  почитание императоров, объявлявшихся  после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской  империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и  нашедших способы даровать верящим  в них бессмертие в загробном  мире.

      Центрами  научной деятельности Римской империи  были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I – II вв. н.э. придавалось географическим знаниям – появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), Птолемея (после 83-после161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24 -79). Больших успехов достигла медицина: врач Гален (129 – 199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии  происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским ещё в III в. до н.э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

      Во  II – III вв. н.э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Создаются многочисленные теоретические сочинения, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай (2-я пол. II в.), Юлиан (II в.), Папиниан (ок. 146 – 212), Ульпиан (? – 228) и др.

      Одно  из величайших достижений римской культуры – литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигает  в правление первого римского императора Августа (63 до н.э. – 14 н.э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближённый Августа – Гай  Цильний Меценат (? – 8 до н.э.), чьё имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената – замечательные поэты Вергилий (70 – 19 до н.э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65 – 8 до н.э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

Информация о работе Римская культура