Влияние этрусской цивилизации на формирование ранней римской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:35, реферат

Описание

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.
Объектом данного исследования является процесс формирования ранней римской культуры. Внутри этого процесса выделяются элементы этрусской цивилизации, влияющие на формирование римской культуры, что и составляет предмет исследования.

Работа состоит из  1 файл

Влияние этрусской цивилизации на формирование ранней римской культуры.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Влияние  этрусской цивилизации на формирование ранней  римской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Римская культура сложилась под влиянием культур  многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные  достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.

Объектом данного  исследования является процесс формирования ранней римской культуры. Внутри этого  процесса  выделяются элементы этрусской  цивилизации, влияющие на формирование римской культуры, что и составляет предмет исследования. Обозначим гипотезу.  Предположим, что в разных сферах жизни древнеримского общества этрусское влияние было неравномерным, т.е. имело различные масштабы и содержательное наполнение.

Соответственно, целью работы становится выявление сфер влияния этрусской цивилизации на формирование римской культуры, определение  масштабов этого влияния, качественных характеристик его проявления в процессе становления римской цивилизации.

Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке.

Согласно «Истории Древнего Рима. Н.А. Машкина», такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способность Духовному творчеству сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности (создание Римской империи и техники). Все же, что за долгие столетия римского господства в Средиземноморье было сделано в науке, философии, историографии, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков, примитивизировано и низведено до уровня, доступного массовому сознанию, никогда не поднимавшемуся до высот творцов эллинской культуры.

Другие исследователи (в  советской историографии в этом направлении много сделал С.Л. Утченко), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.

Рим начинает свое существование как центр новой  политической силы в момент когда основатели цивилизации – этруски – терпят бедствие в кровопролитных боях греко-этрусской войны, что в итоге приводит к падению этрусского могущества.

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад  Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков остаётся неясным. Свидетельство Геродота о лидийском происхождении этрусков, и сходство географических названий в Этрурии с теми, которые мы находим на территории Малой Азии, говорят о том, что этруски пришли с Востока, возможно именно из Малой Азии.  Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их паданские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.

В VI в. до н. э. в  Риме заметно усилилось этрусское  влияние. Это находит свое отражение прежде всего в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которым принадлежали последние римские цари. В XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей. Принимая во внимание, что как раз на VI в. до н. э. приходится расцвет и могущество этрусской федерации, вполне обосновано предположение о том, что некоторое время Рим подчинялся этрускам.

Кроме того, для римлян этруски были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. Во-первых, римляне заимствовали высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений. Согласно, «Истории культуры Древней Греции и Рима» К. Куманецкого этрусские черты древнейших храмов (например, храм Юпитера Капитолийского в Риме, который был освящен в 509 г. до н. э.) — трехчастная целла, подий, акцентрировка главного фасада портиком и лестницей — впоследствии стали характерными особенностями римской культовой архитектуры.

От них римляне  переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных  лиц.

Во-вторых,  распространяя свой стиль в покоренных провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII — IV в. дон. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры.

Другой сферой проявления этрусского влияния является религия и мифология. Так, через Этрурию пришла в Рим легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рима — Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших его царях. В «Истории культуры Древней Греции и Рима» К. Куманецкого историк Тит Ливий прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков.

Заметим, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой.

Близок к  этрусскому культу границ города римский  культ бога Термина. Кроме того, у  римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.

Наглядной демонстрацией  заимствований является обычай пышно  справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище.

Еще одной сферой влияние этрусков явилось развитие ремесел.  На основании А.В. Подосинова Н.И. Шавелевой «Введение в латинский язык и античную культуру» можно сказать, что римляне обязаны своим мастерством изготовления оружия именно  этрускам, т.к. богатые залежи железа на Эльбе, добыча меди, серебра и олова использовались этрусками прежде всего для изготовления оружия, равного которому не было.

Этруски — мастера  ювелирного дела, знали зернь и  филигрань, но особенно славились в  бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.), сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия, ибо напоминает знаменитую легенду о создании Рима.

Однако, в результате проведенного исследования мы выявили, что этрусское влияние проявилось в разных сферах древнеримского общества: строительство, прикладные искусства, сказания, мифология, ремесла, практика триумфов. Наиболее масштабными по распространению и объемными по содержанию является заимствование  римлянами у этрусков архитектуры храмов с облицовкой, ремесленной техники, практики строительства городов.

В  литературе же можно выявить наименьшую степень  влияния этрусков на римскую цивилизацию. Здесь более сказывается греческое  влияние.

Но в целом  благодаря вмешательству этрусской цивилизации, Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Казимеж Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима.1990г.
  2. История Древнего Рима. Н.А. Машкин. - М.: Высш.шк.,2006. - 751.:ил. - (Серия "Классика исторической науки")
  3. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  4. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001.с. 231-251.
  5. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1.

 


Информация о работе Влияние этрусской цивилизации на формирование ранней римской культуры