Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:12, лекция

Описание

1. Понятия «культура» и «цивилизация»
2. Просвещение о культуре как о «среднем состоянии» между варварством и цивилизацией.
3. Критика культуры Ж.Ж.Руссо
4. Идея замкнутых культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
5. Теория замкнутых локальных культур О.Шпенглер.
6. Цивилизация и культура в философии истории А.Тойнби.
7. Н.Бердяев о культуре.

Работа состоит из  1 файл

Культура и цивилизация.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

План лекции

1. Понятия «культура»  и «цивилизация» 

2. Просвещение  о культуре как о «среднем  состоянии» между варварством  и цивилизацией.

3. Критика культуры  Ж.Ж.Руссо 

4. Идея замкнутых  культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

5. Теория замкнутых локальных культур О.Шпенглер.

6. Цивилизация  и культура в философии истории  А.Тойнби.

7. Н.Бердяев  о культуре.

 

 К числу  важнейших проблем социальной  философии относится вопрос о  сущности и взаимоотношениях  таких феноменов, как культура  и цивилизация. В науке существуют два пути в его решении: отождествление этих понятий и их разделение. История взаимоотношений этих понятий в философско-культурологической мысли довольно драматична. Имея античное происхождение, слово “цивилизация” получила широкое употребление только в эпоху Просвещения. Путевку в жизнь этому термину дал Пьер Гольбах. В то время данное понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах Разума. Впоследствии термин “цивилизация” обретает полисемантичность (многозначность). В трудах Вольтера цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. XIX век расширил значение этого слова, которое стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Эта мысль отразилась в названии книги Льюиса Моргана “Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”. В это же время сформировался взгляд, согласно которому понятие “цивилизация” соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идеи европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Следовательно, все остальные культурные регионы считались нецивилизованными, или, в лучшем случае, малоцивилизованными.

 

 Научная  теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий “культура” и “цивилизация”, сформировалась в трудах Ж.-Ж. Руссо, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также в работах американских ученых Ф. Нортропа, А. Кребера и П.А. Сорокина, исходящих из представления о цивилизации как особом этапе развития культуры или культурно-исторического типа, имеющем определенные признаки: культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом; освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство; определенное место в системе других цивилизаций.

 

 В своем  знаменитом рассуждении “Способствовало  ли возрождение наук и искусств  очищению нравов?” Ж.-Ж. Руссо  впервые высказал резкие возражения  против цивилизации, противопоставив ей естественное, т.е. природное, состояние человека. Начиная с труда Н.Я. Данилевского “Россия и Европа”, где были сформулированы идея культурно-исторических типов, впервые оформилась мысль о множественности цивилизаций и о том, что не только Европа является носителем цивилизационного начала.

 

 Идеи Н.Я.  Данилевского не были услышаны  в свое время, и лишь в  начале ХХ века немецкий культурфилософ  О. Шпенглер уже на новом  витке развития европейской культуры  вернул интерес к ним, создав  “философский роман” “Закат Европы”. Шпенглер указал, что цивилизация есть завершающая стадия любого культурного развития, его омертвение и угасание: “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры ...Цивилизации ....это завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством”, - писал О. Шпенглер в своем труде.

 

 Теория цивилизации  А. Тойнби продолжает линию  Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, кульминируя мысль о локальных цивилизациях. Основные вопросы, поднимаемые А. Тойнби, таковы: почему некоторые общества, не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня; как и почему цивилизации “надламываются, разлагаются и распадаются”.

 

 В современной  культурологической мысли выделяется  и иной аспект взаимоотношений  культуры и цивилизации, пролегающий  в области разделения духовного  и материального. И в этом  смысле цивилизация в целом  предстает как материальная сторона  культуры.

Культура Цивилизация

Возникает и  существует до зарождения цивилизации Возникает на определенном этапе развития культуры

Является категорией универсальной и общечеловеческой Представляет собой временное понятие

Содержит в  себе уникальное начало Основана на тиражировании

Символ –  Шедевр Символ - Кич

Не применимо  понятие “прогресс” Базируется на понятии “прогресс”

Соотносится со сферой духовного Соотносится со сферой материального

 

 

 

 В своем  сочинении “Смысл истории” Н.А.  Бердяев пишет: “Во всякой  культуре после расцвета и утончения начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практической организации жизни”. По мнению философа, всякая культура есть культура духа, однако на известной стадии своего развития культура начинает разлагать свои основы, она духовно истощает себя, рассеивает свою энергию. Когда исчезают духовные иллюзии, им на смену приходит цивилизация: техничная, реалистичная, прагматичная, демократичная, обезличенная, массовая. Цивилизация имеет не природную, не духовную, а машинную основу. В ней техника торжествует над духом. Некоторые современные исследователи рассматривают цивилизацию как своеобразную промежуточную стадию развития человеческого опыта, которая завершится постцивилизационной стадией, где мировые информационные системы будут способствовать созданию и росту глобальной культуры.

 

Выводы

 

 Цивилизация  понимается как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы, экономика – за счет духовности, наука – за счет морали и т.д.

 

 Сотношение  культуры и цивилизации предстает  в концепциях философов и культурологов  следующим образом: 

 • Цивилизация  – растрата ресурсов культуры (Н.Я.Данилевский)

 • Цивилизация  – старость культуры (О. Шпенглер)

 • Культурологический  плюрализм (А.Тойнби).

 

Методические  рекомендации к лекции

 

 Обратите  внимание на то, что определение  цивилизации как синонима культуры  не может быть признано обоснованным, прежде всего, по исторической и логической причинам. Их отождествление означало бы, что цивилизация распространяется на все необозримое первобытное общество, где существовала родовая культура. Тем самым снимались бы существенные различия между эпохами дикости и варварства, с одной стороны, и цивилизацией, с другой. Общепризнанное положение о том, что цивилизация следует за варварством, означает не то, что с нее начинается культура и они синонимичны, а то, что цивилизация продолжает и развивает первобытную культуру в другое историческое время и на значительно более высоком качественном уровне.

 При сопоставлении  культуры и цивилизации важно  уяснить, что сущность всякой  культуры - религия, следовательно,  сущность всякой цивилизации - иррелигиозность.

 Обратите  внимание на аксиологические  аспекты соотношения культуры  и цивилизации. Подумайте, в  чем состоит высокое предназначение  культуры.

 

Литература

 

1. Бердяев Н.А.  Смысл творчества. – М., 1989. – С. 521.

2. Бердяев Н.А.  Смысл истории. – М., 1990.

3. Данилевский  Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 33-509.

4. Руссо Ж.-Ж.  Трактаты. – М., 1969.

5. Сорокин П.  Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

6. Тойнби А.  Дж. Постижение истории. – М., 1991.

7. Тойнби А.  Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1996.

8. Философия.  Под ред. Губина В.Д., Сидориной  Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. –  С. 485-487.

9. Шаповалов  В.Ф. Основы философии. От классики  к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.565-573.

10. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

11. Шпенглер  О. Закат Европы. – М., 1993.

12. Энгельс Ф.  Происхождение семьи, частной  собственности и государства  // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

 

Вопросы контроля теоретических знаний

 

Репродуктивный  уровень:

 1. Какой философ рассматривает историю развития человечества в виде цепочки: дикость – варварство-цивилизация?

2. Перечислите  пять законов развития культурно-исторического  типа Н.Я.Данилевского.

3. Какой философ  впервые удивительным образом  противопоставил культуру и цивилизацию?

4. По какому  критерию Тойнби классифицировал  цивилизации? Сколько их он  выделяет?

 

Репродуктивно-практический уровень:

1.В чем заключается  смысл противопоставления культуры  и цивилизации? 

2.Назовите и  разьясните противоречия культуры.

3.Поясните смысл  слов Н.Бердяева: «культура по  глубочайшей своей сущности и  по религиозному своему смыслу  есть великая неудача».

4.Поясните смысл  слов О.Шпенглера: «цивилизация  – это старость культуры». 

 

Творческий  уровень:

1.Выявите все возможные аспекты соотношения культуры и цивилизации и представьте их в таблице. Подумайте, что ожидает человеческую цивилизацию в будущем? Философия16.10.2011 Артем 7169

 

Похожие материалы

Философия как  наука и самосознание культуры

Патристика  – единство ветхозаветной мудрости и греческой философии

Толкование  отношений Бог – человек –  мир в суфизме

Проблема соотношения  веры и разума в схоластике

Развивающаяся автономность человека и идеалы Реформации. Эпоха Возрождения

Законы и  категории диалектики как сущностные принципы

Идеальное как  форма социокультурного бытия

Динамика и  тенденции развития научной рациональности


Информация о работе Культура и цивилизация