Резчик-художник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:29, лекция

Описание

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.

Содержание

1 Историческая справка
2 Обработка древесины
2.1 Физические и механические свойства древесины
2.2 Особенности обработки древесины
Материал
Рабочее место
Инструменты и приспособления:
2.3 Способы обработки древесины
2.4 Подготовительные работы
2.5 Основы геометрической резьбы
3 Технология изготовления резного кубка
Приложение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.94 Кб (Скачать документ)

 топоры

 — киянка

 — чеканки или пуансоны

 — цикли

 — шило

 — лобзик

 — выкрутная пила

 

 Иметь хорошо наточенный  инструмент — обязательное требование. Для первоначальной заточки инструмента  требуется механическое точило  или точило с электроприводом.  Для удаления получившихся заусениц  используют бруски с более  мелким зерном. Бруски при заточке  должны увлажняться. Правка и  доводка инструмента производится  на оселках, изготовленных из  твердых пород камня. При правке  следует часто поворачивать инструмент. Подбор профилей и форм оселков  должен соответствовать профилям  резцов и стамесок. Окончательная  правка — на гладком ремне.

 Степень остроты инструмента  проверяют надрезая твердую древесину вдоль волокон. Острое лезвие дает чистый, блестящий, без замятин след. При недостаточной заточке возможны замятины, недорезки в глубину и по граням резьбы. Опытные мастера определяют степень заточки, легко проводя подушечкой большого пальца поперек жала лезвия, ощущая незаметные на глаз заусеницы.

 

                Обработку древесины можно разделить на несколько этапов:

 — выбор заготовки

 — предварительная разметка

 — черновая обработка

 — чистовая обработка

 — разметка деталей изделия

 — подгонка деталей

 — соединение деталей в  изделие

Способы обработки:

пиление — обычно первая операция по обработке древесины ручным способом. Даже при хорошем инструменте  от правильности пиления зависят  и степень физических усилий, и  производительность, и качество. Различают  продольное и поперечное пиление. При  пилении учитывают припуски не менее 3 мм;

строгание — резание древесины  закрепленным в корпусе или незакрепленным резцом;

долбление — выполняется долотом (стамеской);

резание — используются стамески самой различной конфигурации для  зачистки, подгонки соединений и при  подгонке криволинейных поверхностей;

сверление — применяется для  получения круглых отверстий  под шканты, нагели и т.п., для черновой выборки фона — в резьбе;

сплачивание и склеивание — соединение между собой кромками узких элементов;

фрезерование — используются фрезы  различных видов для выборки  и черновой обработки поверхностей заготовок;

шлифование — чистовая операция;

полирование — очень часто —  заключительная операция;

нанесение покрытий — отделка поверхности  изделия для придания соответствующего вида изделию.

     Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу. должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком. Не следует их отшкуривать, так как микроскопические осколки зерен шкурки быстро испортят жало резака. Резчики обычно работают на полуфабрикате столярных (шкатулки, ларцы, полочки, панно), токарных (блюда, поставцы), резных и долбленых изделий (ковши, ложки), деталях мебели (филенки, спинки, дверки).

 Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента делаются  в соответствии с чертежом, рисунком  или по шаблону. Рисунок плоскорельефной  резьбы сначала переводят на  кальку, а затем, укрепив ее  на изделии кнопками, через копирку  с помощью карандаша или костяной  палочки — на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьбы, наносят лишь главные его членения, детали режут на глаз.

 При выполнении упражнений  нужно следить за посадкой. Локти  должны свободно располагаться  на столе, грудь — слегка  касаться края, голову не следует  наклонять слишком низко: расстояние  от глаз до резьбы — 30 —  40 см.

          Она наиболее проста для освоения. Несмотря на то, что она состоит из простейших на первый взгляд геометрических фигур, двух-, трех-, четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные их сочетания, как было показано выше, на примере народной резьбы, дают большое количество разнообразнейших композиций.

 Резчик должен освоить ряд  приемов геометрической резьбы. Держа резак в правой руке, выполняют упражнения — резьбу  отрезков линий вдоль и поперек  древесины. Доску следует держать  перпендикулярно к движению режущего  инструмента.

        Изделие (кубок) — предмет, сделанный из древесины, предназначен для постановки в него сухих букетов и чисто декоративном плане, как украшение жилого интерьера. Стоит устойчиво на подставке. Сбоку выполнена геометрическая резьба (приложение, рисунок).

           Заготовку (чушку) выбираем из хорошо высушенной древесины, лучше всего из окоренной мягкой, типа: ольха, липа или осина (в данном случае — осина), диаметр чушки должен быть не намного больше диаметра готового изделия, не больше 5 см

Отрезаем заготовку нужной длины  с необходимыми припусками

Теперь понадобится токарный деревообрабатывающий станок любого типа, который смог бы обработать заготовку нужной длины. Вставляем заготовку, закрепляем между  передней и задней бабками станка. Начинаем точить (по размерам). Сначала  снимаем верхний слой — черновой, потом точим уже начисто, первым делом снаружи, затем внутри с  запасом толщины стенок. Токарная обработка производится с помощью  специальных стамесок, остро заточенных

После этого следует шлифовальная обработка. Шлифуем изделие (можно  прямо не вынимая из станка, а  можно вручную — по желанию  мастера)

Когда заготовка кубка готова, можно  наносить разметку. Делаем это либо с помощью циркуля, линейки и  рулетки, рассчитывая длину окружности, и делим на четыре; либо на глаз (мастера  зачастую только этим и пользуются). Наносим крупные детали рисунка

Проверяем заточку режущего инструмента

Выполняем резьбу

Удаляем оставшийся от разметки карандаш и опилки от резьбы с помощью небольшой  волосяной щетки

Выполняем небольшую шлифовку

Наносим покрытие равномерно широкой  мягкой кистью (краситель — морилка). Получаем темную благородную окраску  на изделии

Производим заключительную легкую шлифовку для выявления рисунка (мельчайших элементов резьбы)

Покрываем либо подсолнечным маслом для еще большего затемнения изделия  и устойчивости к влаге, либо (в  данном случае) паркетной мастикой — для придания блеска; все это  производим мягкой кистью

Выдерживаем некоторое время

Натираем до блеска

 

 

 

 

 

                                        Список используемых источников

 

1 Слипак В.П.“Резьба по дереву. Из опыта работы” Псков, изд-во псковского обл.института усовершенствования учителей, 1994 г.

2. Степанов Н.С.“Резьбы очарованье”  Лениздат, 1991 г.

3. Барадулин В.А.“Основы художественного  ремесла” М.: Просвещение, 1979 г.


Информация о работе Резчик-художник