Художники петровской эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 01:09, реферат

Описание

История отечественной живописи насчитывает несколько важных и поворотных событий. Одним из них является Петровская эпоха. Войдя в историю как великий реформатор, Пётр I внёс множество преобразований практически во все сферы жизни человека XVIII. В изобразительном искусстве первой четверти XVIII так же произошли значительные перемены.

Работа состоит из  1 файл

История Изо (содержание).docx

— 936.95 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

История отечественной живописи насчитывает несколько важных и поворотных событий. Одним из них является Петровская эпоха. Войдя в историю как великий реформатор, Пётр I внёс множество преобразований практически во все сферы жизни человека XVIII. В изобразительном искусстве первой четверти XVIII так же произошли значительные перемены.

На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

После возвращения из Великого посольства Пётр I привёз иностранных мастеров, которые привнесли много нового в развитие отечественного искусства. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.

Петром была открыта первая художественная академия. Он организовал  пансионерство для художников. Благодаря пансионерству они могли заграницей обучаться у лучших мастеров Европы за счёт государства.

Первыми художниками, чье  творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Среди художников петровской эпохи так же А.Ф. Зубов, Иоганн Таннауер, П. Еропкин, И.Я. Вишняков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИВАН НИКИТИЧ НИКИТИН

 

Иван Никитич Никитин  (1680 —1742) — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова. Основатель русской портретной школы XVIII века.

Родился в Москве, сын  священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца  Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

 

Портрет Петра I

В ранних (до 1716 г.) работах  художника ощутима связь с  парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и  дробным письмом, глухими темными  фонами, плоскостностью изображения, отсутствием  пространственной глубины и условностью  в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и  несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать  фигуру, передать фактуру различных  материалов, гармонично согласовать  насыщенные цветовые пятна. Но главное  — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической  достоверности. Никитину совершенно чужда


лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716—1720 на государственную  пенсию, вместе со своим братом Романом  послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции  и Флоренции. Он учился у таких  мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки.

После возвращения становится придворным художником. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).

Но, пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).

В 1725 г. Никитин в последний  раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» — в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.

В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его  брат, вернувшийся из-за границы  несколько позже, занимался, главным  образом, церковной живописью.

Портрет напольного гетмана


В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован  по делу о распространении пасквилей  на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в  Петропавловской Крепости был бит  плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Имеется всего три подписанных  работы Никитина, вместе с теми, что  ему приписываются, всего около  десяти. Никитин является одним из первых русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ МАТВЕЕВ

 

Mатвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пансионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).

Матвеев обучался в  Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.

Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит  Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске.

И если «Аллегория живописи»  выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Все академические работы подтверждают, что Матвеев овладел разными живописными манерами, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений.

 В Россию Матвеев  вернулся в 1727 г. опытным мастером  европейского уровня, уверенным  в своих силах, и сразу сумел  занять положение, равное «первому  придворному маляру» Л.Караваку.

Мастерство Матвеева было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г,), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г.), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания, в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком.

Спустя год Матвеев  приступил к живописным работам  в Петропавловском соборе (1728-1733 гг.). Впервые своды и стены  его были украшены не фресками, а  огромными станковыми картинами, написанными  маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о  чаше», «Петр и Павел», «Тайная  вечеря»). Одновременно Матвеев руководит  всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев.

С середины 30-х гг. Матвеев  уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета).

 Огромные творческие  и физические нагрузки подтачивали  и без того слабое здоровье  Матвеева, но его живописное искусство  было настолько востребовано, что,  вопреки всем предписаниям, ему  разрешили работать не в,«казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. В тех немногих сохранившихся религиозных композициях есть душевная теплота, сдержанность и реальность изображения.

  Особенно это характерно  для портретов, для которых  Матвеев еще сумел изыскать  время в первые годы после  возвращения в Россию.

 Парные портреты супругов  Голицыных (1728 г.) отличны даже  по характеру письма и как  бы подчеркивают разницу их  темпераментов. 

Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту  чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Он был написан в год  женитьбы (1729 г.) художника на юной Ирине  Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца.

Остается только сожалеть о том, как мало Матвееву было отпущено таких счастливых мгновений. Его  короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23

 

Автопортрет с женой


апреля 1739 г. Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели  огромное влияние на

развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как  И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, которые  стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ ЗУБОВ

 

Гравюра в это время  была не столько определенным видом  искусства, сколько своего рода средством  массовой информации, так как давала возможность получить большое количество отпечатков одного и того же изображения. Практичный Петр I широко использовал  гравюру для пропаганды проводимых им преобразований и запечатления важнейших  событий своего царствования. Зубов  более других русских граверов отвечал  требованиям великой эпохи. Приемы западноевропейской барочной графики, с одной стороны, впрямую копировались Зубовым, с другой обретали под его  резцом особую свежесть и новизну.

Алексей Фёдорович Зубов (1610 - 1689)— гравёр чёрной манерой и резцом.

Родился в Москве в 1682 в  семье Ф.Е. Зубова, видного мастера  иконописи, монументальной живописи и  книжной миниатюры, работавшего  вместе с С.Ф.Ушаковым.

С 1695 по 1699 обучался иконописному делу в Оружейной палате. Позже его наставником стал голландский мастер Адриана Шхонебек, который обучил молодого художника техникам офорта, резцовой гравюры, а также «черной манере» (меццо-тинто). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Вскоре Зубов становится искусным мастером. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Ив. Бликландтом, - лучшее произведение Зубова.

С 1711 он служил старшим мастером сенатской типографии в Петербурге. Зубов изображал на своих гравюрах морские сражения  («Баталия при Гренгаме», 1721), празднества по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и другие важнейшие события того времени. Созданные им

Торжественное вступление русских  войск 

в Москву после победы под  Полтавой


батальные композиции, сцены празднеств, виды новой столицы все в равной мере бравурно-триумфальны, полны мажорной динамики. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

Гравюры Зубова просты по композиции — это панорамы. Энергия молодости, ощущение начала, утра, которое пронизывает  всю петровскую эпоху, живет в  гравюрах Зубова. Теснятся корабли  на Неве, теснятся облака на небе, бегут  волны, стреляют пушки, из труб дворцов  и домов идет дым, по набережным прогуливаются  дамы и кавалеры, едут экипажи, резвятся собаки. Все в движении. Это не просто вид города. Это мечта, на глазах обретающая реальность, ведь многие здания, которые изображал Зубов, существовали еще только в проекте.

Он создавал гравюры, пользуясь  чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Зубов часто изображал ещё только запроектированные здания в виде уже возведённых, тем самым подчёркивая петровские преобразования и строительство нового общества.

Информация о работе Художники петровской эпохи