Художники петровской эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 01:09, реферат

Описание

История отечественной живописи насчитывает несколько важных и поворотных событий. Одним из них является Петровская эпоха. Войдя в историю как великий реформатор, Пётр I внёс множество преобразований практически во все сферы жизни человека XVIII. В изобразительном искусстве первой четверти XVIII так же произошли значительные перемены.

Работа состоит из  1 файл

История Изо (содержание).docx

— 936.95 Кб (Скачать документ)

После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет  императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву. В 1727 после закрытия типографии пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но, не найдя постоянной работы, вернулся в Москву.

В старой столице Зубов  по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

 

 

 

  1. ИОГАНН ГОТФРИД ТАННАУЕР

 

Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680 - 1737) — немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737г.

Родом из Саксонии; сначала  был часовщиком в Швабии; потом  занимался музыкой, и наконец  посвятил себя живописи, в которой  его наставником был Себастьян  Бомбелли в Венеции. Посетил Голландию  и изучал там произведения Рубенса, после чего писал исключительно  портреты.

В Карлсбаде был рекомендован императору Петру Великому; сопровождал  его в прутском походе, до 1723 году состоял придворным живописцем Петра I и не покидал Петербурга до конца своей жизни. Поселившись в Петербурге, Таннауер становится «гофмалером», то есть придворным живописцем. Он писал портреты, исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. Таннауер познакомил русских мастеров с приемами позднего европейского барокко. В его стилистике ощущается новая для России барочная динамика, глубина пространства, светотеневые контрасты. Живопись его построена на интенсивных цветовых сочетаниях. Картины Таннауера в высшей степени импозантны, величественны и репрезентативны. Портреты Екатерины I, «светлейшего князя» А. Д. Меншикова, его дочерей, графа П. А. Толстого, Ф. М. Апраксина, царевича Алексея отличаются конкретностью и убедительностью характеристики. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. Из подобных его произведений можно указать портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга, принцессы Шарлоты-Софии и гр. П. И. Ягужинского. В России Таннауер весьма преуспевал, исполняя многочисленные заказные портреты.

Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I, из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе. После смерти Петра I Таннауер не покинул Россию, он лишь в 1728 году съездил ненадолго в Польшу.

 

Портрет Петра I на смертном одре


Умер Таннауер в 1733 или 1737 году в Петербурге. У него были многочисленные русские ученики, среди них — Иван Никитин, первый русский портретист, П. Еропкин, впоследствии известный архитектор, и живописец Ф. Черкасов, уехавший в 1716 году в Италию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ВИШНЯКОВ

 

Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо.

В начале 1730-х годов И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Затем некоторое время он был в подмастерьях у Андрея Матвеева, пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. В 1740 году получил чин надворного советника. С 1752 года — коллежский асессор.

Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П. Антропов, И. И. и А. И. Вельские, И. И. Вишняков, И. Скородумов, И. Фирсов и др.) расписывали Зимний и Петергофский, частично Летний и Аничков дворцы, церковь Зимнего дворца и некоторые  другие здания.

И. Я. Вишняков писал также  портреты и иконы, реставрировал  картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров (в том числе Ж. Б. Лепренса и С. Торелли).

Среди наиболее известных  работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор, портрет императрицы Елизаветы Петровны. Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.

 

Портрет Елизаветы Петровны


Две единственные подписные  работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник).

 

 

 

 

 

  1. ЛУИ КАРАВАККИ

 

Заметный след в русском  искусстве оставил француз Луи (Людовик Каравакк). Луи Каравакк — «гасконец, как по рождению, так и по привычкам и манерам» (по выражению его современника академика Я. Штелина). Он родился в 1684 году в Марселе в семье резчиков-декораторов и был представителем третьего поколения «династии» Каравакков, связанных с декорированием кораблей в Тулоне, а позднее — галер в Марселе.

 По семейной традиции  Луи — младший сын Жан-Батиста Каравакка — начал свою деятельность в Арсенале галер в Марселе.

13 ноября 1715 года в Париже  он заключил с П.Лефортом контракт  на три года о поступлении  на русскую службу живописцем  «исторических картин, портретов,  лесов, деревень, цветов и зверей  в большом, малом и миниатюрном  виде», с обязательством взять  в помощники русских учеников.

 В 1716 году художник  приехал в Петербург, где прожил  до конца своих дней. На протяжении жизни в России Каравакк неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету и Наталью, а также детей царевича Алексея – Наталью и Петра (впоследствии Петра II). По свидетельству Я. Штелина, портреты Каравакка отличались большим сходством с изображенными на них лицами.

 В 1721-1727 гг. он исполнял  росписи и руководил живописными  работами в Петергофе. В 1725-27 гг. работал в Петербурге в  “новых палатах” Летнего дворца, принимал участие в создании  иконостаса церкви Зимнего дворца.

 

Портрет царевны Анны Петровны и Елизаветы

Однако, только при Анне Иоанновне, в 1730-х годах, благодаря протекции  Э.Бирона был назначен «придворным  первым живописного дела мастером». В последние годы жизни работал  как декоратор, писал образа по заказу Елизаветы Петровны, исполнил ее большой  парадный портрет. Среди его учеников - И.Я.Вишняков и А.Антропов. Художник работал напряженно и плодотворно, однако, от всей разнообразной его


деятельности до нас не дошло почти ничего, за исключением  портретов.

В России Каравакк завоевал себе исключительное положение, что свидетельствует не только о личной ловкости художника, но и о том, что он попал в Петербург как раз в тот момент, когда начали изменяться запросы русского общества, когда в России распространилось увлечение «придворным стилем», который представлял своим творчеством Каравакк.

ВЫВОД

 

XVIII век был знаменателен  для России значительными переменами  и достижениями в области искусства.  Изменилась его жанровая структура,  содержание, характер, средства художественного  выражения. И в архитектуре,  и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство  выходило на общеевропейские пути развития. XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.artsait.ru
  3. gallerix.ru

 

 

 


Информация о работе Художники петровской эпохи