Религиозные верования и традиции чувашского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:02, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение становления религии среди чувашского народа, ее исторический путь, осмысление роли религии в ее жизни.
Задача данного реферата такова: проследить исторический путь развития религии начиная с древних времен до нынешних дней среди чувашского народа.

Содержание

Введение…..……...………………………………………………………………3
Чуваши……………………………………………………………………..5
Религиозные верования чувашского народа……………………………11
Религиозные верования чувашей в современности…………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования Российской Федерации  

ГОУ ВПО  филиал Волго-Вятской академии государственной  службы в г.Чебоксары   
 

Кафедра Культурологии  

Реферат  

                                      по специальности "Финансы  и кредит" 

на тему: 

"Религиозные верования и традиции чувашского народа"         
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                Руководитель:         
                 
                 
                 
                 
                 

Чебоксары, 2010 

Оглавление

Введение…..……...………………………………………………………………3                 

  1. Чуваши……………………………………………………………………..5
  2. Религиозные верования чувашского народа……………………………11
  3. Религиозные верования чувашей в современности…………………….16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  литературы………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Религия – это явление присущее человеческому  обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, исторически  сложившееся с учетом обычаев, обрядов, философских осмыслений, учений, научных толков.

Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было бы религии. Религия  в разное время занимала то или  иное место в социальной и культурной жизни общества. В разные исторические времена глава государства по-разному  относилась к религии, в одно время заручались ее поддержкой, в другое стремились отделить государственный аппараты власти от влияния религиозных структур, отказывались от нее, пытаясь заменить идеологией, но никогда не игнорировали. Ведь религия обладает главным оружием, которого может не быть у государства – верой. Эта вера не только в Бога той религии, которую проповедует тот или иной народ, но и вера в то, что все в жизни устроено по заповедям, в то, что в трудное время с верой можно справиться с бедой и горем, а в хорошее верить что все происходящее – это награда за праведную жизнь.

История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам  мира изначально свойственны религиозная  потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Исключением не стал и чувашский народ. 

Знание  истории своего народа помогает человеку понять современность, которую по-настоящему можно оценить только в свете  тысячелетий. А в частности, знание истории развития религиозного верования помогает понять миропонимание наших предков.

Актуальность  темы на сегодняшний день достаточно велика, так как возрос интерес к прошлому, к истокам культуры своего народа. Рассматривая проблему сохранения и возрождения этнокультурных ценностей в настоящее время ученые считают, что мировоззрение чувашского народа отражается в народных традиционных верованиях, его мифологии и обрядности, которые нельзя воспринимать только как религию. Народная религия чуваш - это накапливавшееся в течение столетий духовное богатство нашего народа, его история, культурное достояние. Понимание культуры как совокупности традиций, обычаев того или иного народа в процессе развития переходит в понимание ее как системы образцов.

Целью данной работы является рассмотрение становления религии среди чувашского народа, ее исторический путь, осмысление роли религии в ее жизни.

Задача  данного реферата такова: проследить исторический путь развития религии начиная с древних времен до нынешних дней среди чувашского народа. 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Чуваши

Чуваши́, чăваш (самоназвание), Chuvash people (англ.), Tschuwaschen (нем.), Tchouvaches (франц.) — титульная нация Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации. Живут также в ряде республик и областей Урало-Поволжья – Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской областях. Значительные группы чувашей расселены в Сибири – Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т.д.

Первое  письменное упоминание чувашского народа относится к 1551 году, когда чуваши добровольно вошли в состав России и деятельно помогали русским войскам в овладении Казанью. 

Имеются различные гипотезы происхождения чувашей, которые сводятся к следующим концепциям:

1) чувашский  этнос сформировался на базе  не принявшего ислам земледельческого  болгарского населения, расселившегося  на правобережье Волги в Присвияжье, Прицивилье, Прианишье и на левобережье в Приказанье и Заказанье, частично ассимилировавшего финно-угров на севере Чувашии. Сторонники теории болгарского происхождения чувашей многочисленны (Н. И. Ашмарин, В. Н. Татищев, А. П. Смирнов, Н. А. Баскаков, В. Д. Димитриев, В. Г. Егоров, П. В. Денисов, Д. М. Исхаков, Н. Ф. Катанов, В. Ф. Каховский, А. П. Ковалевский и др.), хотя придерживаются они различных гипотез о болгаро-тюркской преемственности. Найдено также множество доказательств древних связей предков чувашей с индоиранским культурным ареалом;

2) сторонники  другой концепции считают, что  основу чувашского этноса составило  финно-угорское (марийское) население,  испытавшее сильное культурное, особенно языковое, влияние болгар (Н. И. Воробьев, Н. М. Карамзин, В. В. Радлов, Н. А. Фирсов и др.);

3) казанские  ученые М. З. Закиев, А. Х.  Халиков, Н. Н. Старостин и  др. выдвинули гипотезу о доболгарской  тюркизации средневолжского региона, о начале формирования чувашского этноса на основе тюркоязычных носителей культуры писеральско-андреевских курганов II–III вв. н.э. В разное время появлялись различные другие гипотезы, в том числе о происхождении чувашей от гуннов (В. В. Бартольд), от шумеров (Н. Я. Марр) и т.д.

Этнографические группы чуваш:

1) вирьял, или тури (верховые). Одна из этнографических групп чувашского народа, расселенная в северных районах республики. Как часть группы или подгруппы встречаются среди анат енчи, анатри, а также в диаспоре (Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан, Татарстан). Образование связано с социально-экономическими, политическими изменениями жизни народов Среднего Поволжья и России в целом в историческом прошлом, а начало процесса возникновения восходит к периоду Волжской Болгарии. Вирьял от низовых и средненизовых отличаются своими специфическими особенностями (говором – оканьем, народным устным творчеством, костюмом, музыкальным фольклором и т. д.). Народная культура, включая обряды, древние верования, ближе к горным мари, основой своей относится к угро-финскому пласту, но в то же время прослеживаются в ней древние суваро-болгарские элементы. Из среды вирьял еще в XVIII в. вышел ученый и просветитель Е. И. Рожанский, в начале XIX в. – историк, этнограф и писатель С. М. Михайлов-Яндуш, первый профессор из чуваш Н. В. Никольский. В жизни нации народная культура вирьял, как и анатри и анат енчи, выступает с богатым арсеналом. Их диалект, являясь в своем развитии историческим феноменом, способствует обогащению литературного языка. Во второй половине ХХв. идет постепенный процесс исчезновения диалекта.

2) анатри (низовые). Отличаются своими специфическими особенностями: говором – уканьем, народным костюмом, музыкальным фольклором, устным народным творчеством, обрядами и т.д. Анатри расселены на юге и юго-востоке Чувашской Республики и в диаспоре – различные республики и области Российской Федерации и СНГ. Основными факторами образования анатри явились социально-экономические и политические изменения как в Чувашском крае, так и в Российской империи. Главными причинами оказались бегство от насильственной христианизации и поиски плодородных земель (16-18 вв.). Язык анатри лег в основу чувашского литературного языка, разработанного создателями новой чувашской письменности (И. Я. Яковлев, В. А. Белилин, С. Н. Тимрясов, А. В. Рекеев, Д. Ф. Филимонов). На территории анатри сохранились древние памятники чувашского рунического письма, произведения малой и монументальной скульптуры.

3) анат енчи (средненизовые). Расселены на севере и северо-востоке Чувашии, встречаются также в Республике Башкортостан и Республике Татарстан, Ульяновской, Оренбургской областях, больше всего в Пензенской, Самарской и Саратовской областях. Исследование диалекта языка остается проблемным: одни считают, что говор средненизовых чувашей является самостоятельным, а по мнению других - переходным между диалектами вирьял и анатри. Вместе с тем фольклор, особенно народное искусство, свидетельствует, что у средненизовых чувашей сохранились древние формы культуры: народный костюм, датируемый 18 в., сложные нагрудные украшения. Народное искусство, музыкальное творчество, фольклор, хореография, являясь древним наследием народа, служат богатым арсеналом для развития современной культуры. 

Чувашский язык, относящийся к болгарской группе тюркских языков, состоит из двух взаимопонимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий). На разных этапах своего развития болгаро-чувашский язык входил в контакты со многими языками различных семей, что отразилось в лексическом составе современного языка. Древние предки чуваш пользовались руническим письмом. Старочувашская письменность на основе русской графики и профессиональная чувашская литература восходят к середине XVIIIв. (на чувашском языке первая печатная продукция появилась в 1758, первые чувашские торжественные оды – в 1760-е гг.). Чувашская письменность новая, также на русской графике, была создана И. Я. Яковлевым в 1871 на основе низового диалекта. Буржуазные реформы 2-й пол. 19 в. подготовили условия для книгоиздания на национальном языке, развития литературного языка, подготовки учительских кадров. Просветительская деятельность И. Я. Яковлева, введение системы Н.И.Ильминского в школьное обучение, церковные проповеди на чувашском языке привели к появлению во 2-й пол. XIX – нач. XXв. чувашской национальной элиты в лице интеллигенции и купечества. В нач. 20 в. в различных формах развивается Чувашское национальное движение, направленное против неравноправного положения чуваш в политико-правовом, национально-культурном, языковом и религиозных отношениях. Чувашской интеллигенцией, выступавшей на позициях национально-культурной автономии, была создана газета "Хыпар" (1906), Чувашское национальное общество (1917) и др. общественные организации. Использование чувашского языка в качестве государственного, коренизация административно-управленческого аппарата в республике, создание сети национальных педагогических техникумов, развитие чувашской прессы, издательской деятельности в регионах компактного проживания чувашской диаспоры имели место в 1920–30-е гг.

В конце 19–нач. 20 в. функционировали казанские  и симбирские центры чувашской национальной культуры. После образования республики в столице Чувашии Чебоксарах на государственной основе создаются учреждения образования, культуры, науки, средства массовой информации. В условиях административно-командной системы применение чувашского языка в сфере государственного обращения сужалось, проявление интереса к культуре и обычаям народа подавлялось, традиционные нормы жизни вытеснялись и размывались. Без национальных учебных заведений и печатных изданий осталась чувашская диаспора, связи с которой у республики ослабли, развитие общей национальной культуры чуваш было затруднено в течение десятилетий.

Традиционным общераспространенным занятием чуваш было пашенное земледелие. Основные культуры возделывания – рожь, овес, ячмень, полба, просо, лен, конопля и др. Севооборот был двухполевым и трехполевым в прошлом, многополевым – в настоящее время. Исстари занимались хмелеводством. Составной частью хозяйственного комплекса являлось животноводство. Разводили главным образом лошадей, коров, овец, домашнюю птицу, свиней. Традиционными видами занятий были также пчеловодство (в старину бортничество), охота (сунар), рыбная ловля, переработка продуктов сельского хозяйства, изготовление одежды, орудий труда, предметов домашнего обихода, транспортных средств. До XVIIв. среди чувашей имелись специалисты кузнецы и ювелиры, пока царское правительство не запретило им обработку металла. В XIX - нач. XXв. чуваши были заняты различными промыслами – лесными, деревообрабатывающим, гончарным и др.

 Чувашский  язык укрепил свои позиции,  получив статус государственного (Закон Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" принят в 2003 г.) Образовались общественные объединения – Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ, образован в 1989 г.), Чувашский национальный конгресс (ЧНК, образован в 1992), регионально-культурные центры в Башкортостане, Татарстане, Самарской, Тюменской, Ульяновской и др. областях, городские и сельские НКЦ.

Праздники и обряды охватывали все сферы жизни, тесно связаны с земледелием, животноводством, религиозными воззрениями, культами. Важнейшие праздники и обряды годового цикла подразделяются на весенне-летние и осенне-зимние, переплетаются с христианскими. Специфические черты народного быта продолжают существовать (çăварни, мăн кун, акатуй, çимĕк, уяв и т.д.). Чуваши исполняют также православные и светские обряды.

Информация о работе Религиозные верования и традиции чувашского народа