Религии мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание

Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены. Наиболее показательна в этом отношении священная история еврейского народа. С точки зрения обычной истории заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, не имели смысла.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава I БУДДИЗМ
1.1 Когда и где зародился Буддизм ...............................................................................10
1.2 Будда реальный и Будда из легенд…………………………………………………12
1.3 Учитель? Бог? Или… ……………………………………………………………14
1.4 Учение Будды………………………………………………………………………15
1.5 Вселенная и ее устройство…………………………………………………………16
1.6 Дхарма—закон, истина, путь……………………………………………………….17
1.7 Буддизм-религия без Божества…………………………………………………….20
1.8 Буддизм на Западе …………………………………………………………………24
Глава II ХРИСТИАНСТВО
2.1 Основы христианского вероучения…………………………………………………26
2.2 Разделение христианства на разные вероисповедания ……………………………27
2.3 Православие……………………………………………………….…………………28
2.4 Православие на Руси ………………………………………………………………30
2.5 Католицизм …………………………………………………………………………31
2.6 Протестанство ……………………………………………………………………...34
2.7 Кальвинизм ………………………………………………………………………….35
2.8 Баптизм ………………………………………………………………………………36
2.9 Христианство в наше время ………………………………………………………37
Глава III ИСЛАМ
3.1 Зарождение Ислама ………………………………………………………………...38
3.2 Догматика Ислама …………………………………………………………………..40
3.3 Распространение Ислама …………………………………………………………42
3.4 Различные течения в мусульманстве ……………………………………………..43
3.5 Ислам в сравнении с другими религиями ………………………………………..46
Литература ………………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Федорова.doc

— 1.44 Мб (Скачать документ)

Но сколь бы ни были велики различия между школами и  направлениями буддизма — все  они являются формами одной и  той же религии, которую проповедовал Будда Шакья-муни. Что даёт основания  так думать?

Во-первых, сам Будда  говорил о возможности разных способов изложения Дхармы и тем самым заранее узаконил все формы, которые может принять его учение в будущем. Во-вторых, как бы далеко ни отходил буддизм от своего первоначального вида, в нём всегда сохранялось учение, которое приписывалось Будде Шакьямуни. В-третьих, единство и разнообразие буддизма объясняются его исторической судьбой — теми обстоятельствами, которые способствовали превращению этого религиозного учения в мировую религию.

С момента возникновения  буддизм прошёл три основные стадии: начинался он как монашеская община, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм) , затем превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т.е. религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов. На современном этапе в буддизме можно различить и черты сектантской религии (например, в странах, где буддисты вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР) , и черты религии цивилизации (новые международные объединения буддистов разных стран, например Всемирное братство буддистов) , и, конечно же, черты культурной религии (новые буддийские общества на Западе) .

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ?

В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души — основы церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм — религия, прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит или изнутри человека в результате его собственных духовных усилий, или же благодаря помощи будд и бодхисаттв.

Община верующих.

В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам — это их обязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.

По преданию, через  год после смерти Будды его  последователи собрались вместе, чтобы записать то, что они узнали от Учителя и сохранили в своей  памяти. Монах по имени Упали пересказал всё, что он слышал о дисциплине: правилах приёма в сангху и исключения из неё, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Всё это было объединено в свод текстов, получивших название “Виная питака” (“Корзина дисциплины” ) . Всё, что Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной практики, пересказал его ближайший ученик Ананда. Эти тексты вошли в “Сутра питаку” (“Корзину бесед” ) . Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание канона. Это собрание буддистов получило название Первого буддийского сангити (буквально — “спевка” ) , или собора. По некоторым версиям, в нём принимал участие царь Аджаташатру. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья часть учения, “Абхидхарма питака” (“Корзина Абхидхармы” ) , — систематическое, можно сказать, философское изложение Учения.

Будда не оставил духовного  наследника, полагаясь на то, что  община будет просто следовать его  предписаниям. Однако между членами  сангхи возникли серьёзные разногласия  по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену жёстких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то время как другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н.э. это привело к расколу сангхи на махасангхику (“большую общину” ) , объединявшую сторонников большего “обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду (“учение старейшин” ) , сторонники которой придерживались более консервативных взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают, что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через сто лет после первого.

С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления знаменитого  царя Ашоки (III в. до н.э.) , буддизм из учения монашеских общин превращается в своего рода государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял правила буддийской морали.

При Ашоке в буддизме появилось множество сект и школ: по общепринятой классификации — 18. В это же время собрался Третий собор в Паталипутре, на котором  были осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан буддийский канон “Типитака” (на языке пали) , или “Трипитака” (на санскрите) , что означает “Три корзины” . Последователи разных направлений буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы “Три корзины” . Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя Канишки в I в. н.э., канонизировали санскритскую версию — “Трипитаку” . А приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до н.э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Типитака” на языке пали.

С целью примирения спорящих в истории  буддизма приняты обе версии. Что  же касается разногласий между различными школами раннего буддизма, то почти все они связаны с трактовкой философских проблем вселенной и её взаимоотношений с личностью. Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые покровители финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных сооружений, где содержатся останки Будды и другие буддийские реликвии, складывается особый культ, к ним совершаются паломничества. Хотя такая вера с точки зрения буддизма совершенно бесполезна для достижения нирваны, она принимается из уважения к обычаям и традициям местных буддийских общин.

После смерти царя Ашоки и воцарения  династии Шунгов, покровительствующей  брахманизму, центр буддизма перемещается на Шри-Ланку. В течение трёх последующих  веков буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии Сатаваханов распространяется в Центральной Азии. В эпоху правления второго после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки (I – II вв. н.э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной Азии (Кушанская империя) . Тогда же с основами учения знакомятся в торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм проникает в Южный Китай. С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими доктринами и религиозной практикой индийские буддисты приносят в разные страны достижения Индии в области медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры, ваяния, живописи, литературы и т.д

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан) , с I в. н.э. — в Китае, со II в. — на полуострове Индокитай, с IV в. — в Корее, с VI в. — в Японии, с VII в. — в Тибете, с XII в. — в Монголии. Используя свой главный принцип — не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, — буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с V—VI вв. В VIII— IX вв. там успешно распространялись, по крайней мере, уже два чисто китайских направления буддизма — школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэ-гон, амидаизма и дзэн.

Однако и в Китае  буддизм подвергался атакам как  извне — от иноземных завоевателей, так и изнутри — со стороны  возрождённого конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия — синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец.

В каждом регионе развивались  своя собственная буддийская символика  и буддийские обряды — почитание  святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые  местными традициями. Буддизм вошёл  в кровь и плоть многих и  многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран — архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ) , изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись) , а также литературы. Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновлённой идеями дзэн-буддизма.

С ослаблением влияния крупных  монастырей, которые в эпоху расцвета буддийской цивилизации были своего рода “государствами в государстве” , главную роль в жизни буддистов стали играть небольшие местные монастыри и храмы. Власти начали гораздо более активно вмешиваться в религиозные дела сангхи. Особая ситуация сложилась в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое главой “жёлтошапочной” школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным лидером. Ламы доносят послание Будды и открывают его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в которых важнее знания буддийских догматов.

 

1.8 Буддизм на западе

Пожалуй, ни одна из восточных  религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно — буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нём  отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось, естественно, христианство. “Единственная, но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, — писал известный буддолог XIX в. и убеждённый христианин Бартолами Сент-Иллер, — состоит в том, чтобы своим грустным контрастом подать нам повод ещё более ценить неоценимое достоинство нашей веры” . Однако для некоторых западных мыслителей идеи буддизма как религии, противоположной христианству, но столь же распространённой и почитаемой в мире, стали важным орудием критики западной культуры, западной системы ценностей и самого христианства. К этим мыслителям относятся, прежде всего, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и их последователи. Именно благодаря им, а также основателям новых синтетических религиозных течений, во многом противопоставлявших себя христианству (например, Елене Блаватской и её сподвижнику полковнику Олькотту, основателям Теософского общества) , в конце XIX — начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и в России.

К концу XX столетия Запад  пережил уже много волн увлечения  буддизмом в разных его формах, и все они оставили в западной культуре заметный след.

Если в начале XX в. европейцы  зачитывались текстами палийского канона в переводах виднейших буддологов, то после Второй мировой войны  благодаря переводам Э. Конзе  европейский мир познакомился с  махаянскими сутрами. Приблизительно в это же время известный японский буддист Судзуки открыл для Запада дзэн, увлечение которым не прошло и до сих пор.

В наши дни растёт популярность тибетского буддизма. Высокий авторитет нынешнего Далай-ламы, который из-за преследования китайских властей живёт в изгнании — в Индии, немало способствовал известности учения школы гелукпа. Всё это позволяет сказать, что буддизм, оказавший влияние на движение битников и хиппи, на творчество американских писателей, таких, как Джером Сэлинджер, Джек Керуак и другие, стал составной частью современной западной культуры. В России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы) .

Сейчас на волне общего религиозного возрождения наблюдается  оживление деятельности буддистов. Созданы Буддийское общество, Буддийский университет, восстанавливаются старые и открываются новые буддийские храмы и монастыри (дацаны) , издаётся большое количество буддийской литературы. В обеих российских столицах и в ряде других городов действуют центры сразу нескольких буддийских традиций.  

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II   ХРИСТИАНСТВО

2.1 Основы христианского вероучения

 

Христианство (от греческого слова christos "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей) . Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение  христианства пришлось на период глубокого  кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Информация о работе Религии мира