Понятие культа в религиях мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:01, реферат

Описание

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. сиИиз - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверху естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.

Содержание

Введение. Понятие религиозного культа…………………………………3
Христианский культ………………………………………………………..4

Культ икон………………………………………………………………….4

Поклонение кресту…………………………………………………………5
Мусульманский культ……………………………………………………...7

Суннат……………………………………………………………………....7

Хаджж……………………………………………………………………….8

Культ мазаров………………………………………………………………9
Культ в иудаизме………………………………………………………….11

Кошер и треф……………………………………………………………...11

Обрезание………………………………………………………………….12
Культ в буддизме………………………………………………………….14

Семейный алтарь…………………………………………………………14

Вера в талисманы…………………………………………………………14

Обряды…………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..16
Источники…………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по теме- Миф, культ, и праздник в современной культуре.docx

— 39.80 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение. Понятие религиозного культа…………………………………3
  2. Христианский культ………………………………………………………..4

    Культ икон………………………………………………………………….4

    Поклонение  кресту…………………………………………………………5

  1. Мусульманский культ……………………………………………………...7

    Суннат……………………………………………………………………....7

    Хаджж……………………………………………………………………….8

    Культ мазаров………………………………………………………………9

  1. Культ в иудаизме………………………………………………………….11

    Кошер и треф……………………………………………………………...11

    Обрезание………………………………………………………………….12

  1. Культ в буддизме………………………………………………………….14

    Семейный  алтарь…………………………………………………………14

    Вера  в талисманы…………………………………………………………14

    Обряды…………………………………………………………………….15

  1. Заключение………………………………………………………………..16
  2. Источники…………………………………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение. Понятие религиозного культа.

   Значительное  место в любой религиозной  системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. сиИиз - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверху естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.

   Все церкви придают большое значение обрядовой  стороне. Даже порой выступая за упрощение  обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих. Действительно, складывавшиеся в течение многих столетий ритуалы богослужений, обряды, таинства, сопровождаемые церковной музыкой, песнопениями, носят торжественный характер, оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей. Именно поэтому церковь сопровождает различными обрядами всю жизнь человека от рождения его до смерти.

   Немало  различий существует между обрядами разных религий. Но как бы ни отличался  христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной  цели -закреплению в сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни.  
 
 

  1. Христианский  культ.

      Культ икон

     Католическая  и православная церкви придают большое  значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или  нужно отвергнуть их как пережиток  язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.

     Действительно, христианство наряду с другими элементами культа заимствовало из древних религий  и культ икон. Наши далекие предки верили, что духи, которым они  поклоняются, могут обитать в  различных предметах, окружающих людей: в камнях, деревьях и т п. Эти  предметы, получившие название фетишей, почитались как божественные, наделялись сверхъестественными свойствами.

     Вера  в то, что через изображение  бога можно воздействовать на него самого, прямо уходит своими истоками к первобытному фетишизму, а затем  к идолопоклонству в языческих  религиях. Вот почему гак восставали против культа икон некоторые служители  христианской церкви.

     Однако  противникам культа икон не удалось  одержать верх. Культ икон прочно укрепился  в христианстве. Церковники увидели  в нем одно из средств духовного  влияния на людей. Внушая верующим необходимость  поклоняться иконам, служители культа убеждали их, что только путем обращения  к богу можно достичь в жизни  желаемого, облегчить свои невзгоды.

     В наши дни верующие поклоняются иконам так же, как они поклонялись  им в древние времена. Это поклонение закрепляет у них чувство зависимости  от сверхъестественных сил, рабскую  психологию. Но ведь церковь как  раз и стремится к тому, чтобы  подавить человека, заставить его  почувствовать свое бессилие перед  силами небесными. И именно этой цели служат иконы.

     Вместе  с тем не следует забывать о  психологической стороне поклонения иконам. Люди нуждаются в общении, и эту потребность подчас они, особенно одинокие, реализуют в молитве  перед иконами, находя в изображенных на них Иисусе Христе, богородице, святых воображаемых собеседников, обладающих огромными возможностями. Преодоление  поклонения иконам, таким образом, связано  с восполнением потребности человека в живом общении, в чутком и  внимательном отношении к нему со стороны трудового коллектива, окружающих людей, что сделает ненужным обращение  к незримым покровителям, изображенным на досках кистью иконописцев.

Поклонение  кресту

     Крест является символом христианской веры. Им увенчаны христианские храмы, одежды священнослужителей. Его носят на теле верующие. Без креста не обходится  ни один христианский обряд. По утверждению  церковнослужителей, этот символ принят христианской церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, который был  якобы распят на кресте.

     В действительности же крест почитался  задолго до христианства у разных народов. Он почитался в Древнем  Египте и в Вавилоне, в Индии  и в Иране, в Новой Зеландии и в Южной Америке. Изображение  креста обнаружено на многих памятниках древности, на монетах, вазах и т. п.

     Почитание креста уходит своими истоками к тем  древним временам, когда наши далекие  предки впервые научились добывать огонь. Первоначально они добывали огонь с помощью сложенных  крестообразно двух кусков дерева. Это несложное орудие, которое  давало человеку огонь, имевший такое  огромное значение в его жизни, стало  предметом поклонения первобытных  людей.

     Ранние  христиане не почитали креста. Они  относились к нему с презрением, как к языческому символу. Только с IV в. крест становится христианским символом.

     Утверждая, что крест почитается в христианстве в память того, что на нем был  распят Христос, служители религии  искажают историческую правду. Дело в  том, что преступников в ту пору распинали  не на кресте, а на столбе с перекладиной в форме греческой буквы "Т" (тау). И не случайно один из "отцов церкви", Тертуллиан, писал: "Греческая буква тау, а наше латинское "Т" есть образ креста". Только позднее христиане приняли в качестве символа крест, почитаемый ими и поныне. При этом современные богословы заявляют, что "крест всякой формы есть истинный крест", пытаясь тем самым снять вопрос, почему католики признают кресты четырехконечные, а православные — шести- и восьмиконечные, почему существуют одиннадцатиконечные и даже восемнадцатиконечные кресты. Ведь если бы было точно известно, на каком кресте распяли Христа, такого разнобоя не было бы.

     Делаются  и попытки объяснить смысл  каждого вида креста. Четырехконечный - это якобы изображение орудия казни Христа, а шестиконечный - символ шести дней творения. Горизонтальная черта в нижней части восьмиконечного  креста будто бы означает подножие, на котором покоились ноги Иисуса в момент казни, а расположенная  наискосок перекладина символизирует  связь Христа и с обитателями  земли, и с небом. Все эти объяснения лишний раз доказывают, что почитаемые христианами кресты не имеют ничего общего с тем орудием казни, которое применялось в Римской империи и стало священным символом.

     Крест как символ христианской веры служит церкви для внушения верующим идеи смирения, покорности, терпения, необходимости, подобно Иисусу Христу, идти через  страдания, безропотно "неся свой крест".

     Об  этом следует знать и тем, кто, внимая религиозным проповедникам, чтит крест, и тем, кто, следуя моде, проявляет интерес к нему, используя  его в качестве украшения. Ведь нередко  с увлечения религиозной атрибутикой, первоначально не очень серьезного, начинается путь к религиозной вере. Вот почему к таким увлечениям нельзя относиться как к чему-то несерьезному, проявлять к ним  терпимость.  

  1. Мусульманский культ.

Суннат

     Суннат - обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова "сунна", которое означает мусульманское священное предание, и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы и национальности рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого обряда религиозное содержание, некоторые склонны даже рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру Однако в любом случае духовенство вкладывает в суннат религиозный смысл и стремится его использовать в своих целях.

     Обрезание, возникшее как обряд еще в  первобытном обществе, - не специфически мусульманское явление. В Коране нет никаких указаний и даже намека относительно этого ритуала. У многих первобытных племен существовали различные  способы для придания себе особых отличительных черт: татуировка членов племени, окрашивание лица, волос, особые формы причесок, ношение украшений  и т. д.

     Известно, например, что инициации - переход  юношей в разряд взрослых членов племени  — обычно сопровождались прохождением определенного ритуала. Когда юношей и девушек переводили в разряд взрослых, над ними тоже совершались различные обряды, подчас связанные с испытаниями на физическую крепость, силу, терпение переносить боль и т. д., среди которых нередко бывали и такие, как выбивание зубов, прокалывание ушных раковин, ноздрей и пр. К такому виду обрядов относилось и обрезание.

     Вред  этого обряда заключается прежде всего в том, что он служит помехой к объединению людей различных наций и вероисповеданий, говорит об "исключительности", "богоизбранности" мусульман, служит орудием сохранения веры, сильного психологического воздействия как на свидетелей обряда, сопровождаемого пиршеством и праздничными торжествами, так в особенности и на непосредственного объекта самого обряда. В настоящее время мусульманское духовенство в СССР не настаивает на обязательности этого обряда. Но это вовсе не значит, что с ним уже покончено. Многовековая традиция имеет тенденцию к самосохранению. И этот нелепый обряд сохраняется до наших дней.

Хаджж (паломничество)

     Даже  тогда, когда аш-шахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хаджж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и всякими другими препятствиями. Но каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда священного" хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны". Разрешается посылать вместо себя и других лиц.

     Совершивший паломничество удостаивается почетного  звания "хаджжия". который рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. Его наперебой приглашают на угощения, присылают подарки. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитаемая как святая и якобы имеющая великие целительные свойства, нередко становится предметом спекуляций.

     Следует отметить, что паломничество в "святые" места, в особенности в Мекку  и Медину, т е. хаджж, «играет» далеко не последнюю роль в пропаганде ислама среди определенной части населения.

Культ мазаров

     Один  из пережитков древнего культа — поклонение "святым" местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Информация о работе Понятие культа в религиях мира