Религии. Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Ислам - одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….………….. 3
1. Происхождение ислама……………………………………………………...………....4
1.1. Предпосылки возникновения ислама…………………….……………….4
1.2. Пророк Мухаммед. Установление ислама…………………..……………………4
2. Источники вероучения....................................................................................................…….5
3. Вероучение…...……………………………………………………………………………….5
4.ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ .....................................................……………….………………..6
5. КОРАН - СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН ……………………….……………….8
6. ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ.……………………………..……………...10
7.Ислам и общество……………………………………………………………………………11
7.1. Исламская одежда…………………………………………………………11
7.2. Исламская пища…………………………………………………………...11
8.Мусульманская культура……………………………………………………………………12
9. Ислам в обществе…………………………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

referat ислам.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

4) Божьих  пророков и посланников,

5) Судный  День, рай и ад, воздаяние и  наказание. Позже к этим пяти  предметам веры был добавлен  шестой (некоранического происхождения)  — вера в предопределение (все  происходящее в мире — как  добро, так и зло, а также  все дела людей обусловлены волей Всевышнего).

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать  каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:

1) словесное  исповедание единобожия и пророческой  миссии Мухаммада, выражающееся  в произнесении молитвенной формулы  свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»;

2) ритуальная  молитва, которую мусульманин  должен совершать пять раз  в день;

3) очистительная  милостыня в пользу нуждающихся; 

4) пост  в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5) паломничество  (хотя бы раз в жизни) в  Мекку к главной мусульманской  святыне — Каабе. Паломничество  в Мекку, где ежегодно собираются  мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама.

Второй  по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания  поста в месяц рамадан.

В целом  ислам представляет собой нерасторжимое  единство религии, культуры и социально-политического  устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все  уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).

4. ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ

Исламское законодательство разрабатывается  на основе Корана и хадисов (речей  пророка).  
Исламский закон характеризуется тем, что в нем нет путей для совершения какого-либо недостойного поступка людьми.  
Исламское законодательство . это постановление шариата, касающееся действий и поступков людей.  
По исламскому законодательству, на основании аята священного Корана, запрещается держать в руках Коран человеку, не имеющему тахарат.  
Тахарат . это омовение для совершения молитвы. Тахарат действителен для человека, имеющего гусул.  
Гусул . это полное омовение для очищения тела по шариату.  
Все мусульманские книги следует держать с тахаратом. Опускать книги ниже пояса не следует.  
Когда слышишь и употребляешь имя Аллаха надо обязательно добавлять слова уважения: субханаху ва таъала.  
Если произносишь или слышишь имя пророка Мухаммада также обязательно следует добавить выражение: аляйхи-с салям.  
Употребляя или слыша имена сподвижников пророка желательно добавить: разыя Аллаху аънху.  
Употребляя или слыша имена ученых богословов (имамов, шейхов) желательно добавлять: рахимахул-лаху-таъала.  
Все действия людей подразделяются на 8 пунктов:

1. Фарз  
2. Важиб  
3. Суннат  
4. Мустахаб  
5. Мубах  
6. Харам  
7. Макрух  
8. Мустакрух
 

Фарз - это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не верит в, истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих.  
Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифаяФарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.

Важиб также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин - считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.

СУННАТ эти действия выполнял наш пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.

Мустахаб - это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу.  
МУБАХ -это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.

Харам - действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих.  
Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.  
Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража.  
Харам гайри зулми - харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное.  
Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший.  
Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллах возможно простит его.

Макрух - это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего.  
Наиболее распространенные макрух тахрими совместно с предлагаемыми харамами составляет 320 пунктов.

Мустакрух - это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.

    5. КОРАН - СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 
"О люди! Никакой Пророк не придет после меня. Я оставляю вам Книгу Аллаха.  
Держитесь ее стойко, и тогда вы никогда не собьетесь с пути..."  
Изречение Пророка Мухаммеда 
Священная книга мусульман - Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание"). Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила Пророку Мухаммеду. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину. 
Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству. 
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" . 
Коран состоит из 114 сур (глав), расчлененных на 6219 аята. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях. 
Рассмотрим, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная война". 
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммед взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью. 
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" . 
Коран был доступен далеко не каждому - его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного. 
Сказал Аллах в Коране: 
"Писание, которое ниспослали Мы Тебе, благословенно; 
дабы умные размышляли о знамениях его и учились"

5.1. Сунна.

      Другим  авторитетным и обязательным для  всех мусульман источником права  была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность, из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам . Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих .

     
    6. ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ. 
- Бог не имеет ничего общего с человеком.  
- Бог - вне пространства и времени.  
- Он создал и бесчисленное множество миров, и бесчисленное множество наделенных разумом существ, одним из которых является человек.  
- Связь человека с Богом односторонняя: человек зависит от Бога, а Бог нисколько не зависит от человека; своим поведением, своими поступками и словами человек не может оказать никакого влияния на Бога.  
- Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что запрещено Богом... Вне Бога нет ни добра, ни зла.  
- Бог добр и милосерден не потому, что он "должен", "обязан" быть непременно добрым и милосердным; доброта и милосердие просто Его изначальные свойства, вытекающие из отношения Творца к сотворенному миру.  
- Бога нельзя было бы признать абсолютно всемогущим, если бы в мире происходили хоть какие-нибудь случайные, заранее им не предусмотренные события. Поэтому учение о предопределении является закономерным следствием всякого развитого монотеизма. Это учение, согласно которому все совершается с фатальной неизбежностью, кажется противоречащим нравственной ответственности каждого отдельного человека. Ислам дает разрешение этой проблемы: хотя все совершается только по воле Бога и судьба каждого человека в самых мельчайших деталях предопределена миллионы лет тому назад, тем не менее, человек отвечает за каждый свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Человек должен стремиться к добру и избегать зла, потому что такова воля Бога, и не забывать, что за каждый свой поступок и каждое движение души он будет судим по всей строгости, без всяких скидок на предопределение так, как будто в любой жизненной ситуации от него, и только от него, зависит выбор поведения.

     7.Ислам и общество

 

     В этом разделе мне хочется проинформировать читателя моего реферата о том, как  ведут свою повседневную жизнь мусульмане, что едят, какую одежду они носят  и др.

7.1. Исламская одежда

     Люди, повидавшие мир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как  исламское одеяние, скрывается величайшее множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния  – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и по возможности, чисты.

     Некоторые европейские женщины, скорее всего, посчитают одежду мусульманок невзрачной, тусклой и излишне стесняющей движение, однако мусульманские женщины имеют по этому поводу собственное мнение. Они предпочитают одеваться скромно и считают откровенные и вызывающие одежды лакомой приманкой для низких инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как « на объект сексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины обращали внимание прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав женщины.

     «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой ислама служит скромность» ( Ибн Маджа).

     Мусульманские женщины могут носить любой тип  одежды, памятуя о том, что одеяния  не должны привлекать излишнего внимания со стороны, будучи либо слишком обтягивающими  и короткими, либо слишком открытыми  и прозрачными. Некоторые типы одежд представляют женщину в весьма пикантном виде, не скрывая всех ее прелестей. Единственная цель таких нарядов заключается в привлечении к вырядившейся особе страстных мужских взглядов, так что носить такие одежды, конечно, весьма опрометчиво и не разумно.

     Особых  правил относительно мужской одежды немного. Некоторые из них регулируют особый стиль паломнической одежды ихрам и предписывает определенные требования к одежде, допустимой в мечети. Во время молитвы даже в самых примитивных условиях мужчины должны, по меньшей мере, прикрыть чресла.

     Мужчинам  не позволяется носить одежды, сделанные  из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Им не следует носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым.

Информация о работе Религии. Ислам