Происхождение морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание

Итак, что же такое мораль? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль - больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ 4
1.1. Концепции происхождения морали 4
2. РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 10
3. ПРОГРЕСС МОРАЛИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

кр профэтика.docx

— 42.26 Кб (Скачать документ)

Идеал Христа - этика любви. Последнее  его наставление ближайшим своим  ученикам перед своей смертью - любить друг друга. Любовь смиренна и насыщена высшим гуманизмом - «возлюби врага  своего». Гордыня - первый грех человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человека нужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, от которых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные, оскорбленные, гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей. Заповеди Торы Христос поднимает на более  высокую степень гуманизма, духовности. Например, в Пятикнижии сказано: «Не  прелюбодействуй», а Иисус говорит: «…не прелюбодействуй даже в мыслях, в сердце своем».

В священной книге мусульман -- Коране (арабск. - читать, декларировать) отношения  Бога и людей, по Мухаммеду, задаются исключительно Богом. В жизни  человека все зависит от Бога, чтобы  достичь счастья, нужно довериться и подчиниться Богу. Бог один. Это гарантирует гармонию мира. Истинная вера связана с пониманием того, что социоприродные различия вторичны; единство в Боге важнее. Ислам понимался  самим Мухамедом как универсальная  религия. Вера, по его учению, обнаруживается в поступках. Она гласит: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед -- его  пророк». Вера мусульманина - это образ  жизни, включающий обязательную молитву, обязательный пост, обязательную милостыню, паломничество (хадж) к основной святыне  мусульман - Каабе в Мекке, совершаемое  по предписанию самого Мухаммеда  в точно установленное время. Истинный мусульманин хоть раз в  жизни должен прикоснуться к святыне, совершить паломничество.

Своеобразие этики Корана состоит  в том, что нравственные нормы  едины с другими формами регуляции  межличностных отношений. Мораль вплетена в язык практической жизни. Если христианская этика основана на обобщенных моральных  принципах, то этика Корана, напротив, предписывает, что надо делать конкретно, чтобы воплотить мораль и приблизиться к идеалу. Это этика практических норм. Христианская этика ригористична и в этом смысле ее предписания  абсолютны. Этика Корана релятивна, например, есть свинину запрещено, но при определенных обстоятельствах  можно отступить от этого правила. Императивность норм не является категоричной. Христианская этика отвечает на вопрос - зачем надо быть моральным; мусульманская - как стать моральным. Христианская этика ориентирована на человека раздвоенного, с одной стороны, несовершенного; с другой - стремящегося к совершенству. Мусульманская - исходит из человека, понимающего свое несовершенство и  ограниченность своих возможностей. Человек в ней не богоподобен, в Коране нет идеи первородного греха.

Основной недостаток этих концепций - рассмотрение индивида вне общественных отношений и понимание морали как внешнего условия бытия человека - был преодолен в марксистской этике. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые  ввели в содержание морали понятие  практики на основе трудовой деятельности как главного критерия поведения человека. Приводимый в труде К. Маркса «Капитал» пример о деятельности пчелы и архитектора иллюстрирует качественное различие в поведении животных и человека. Он пишет, что паук совершает операции, напоминающие операции ткача во время работы, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет многих архитекторов. Но наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы с самого начала тем, что прежде чем что-либо строить, он строит модель будущей постройки в голове. Уже в начале процесса труда в идеальной форме имеется его результат. Второй важной особенностью человеческой деятельности является изготовление орудий труда, которые используются в качестве средства активной целесообразной деятельности. Только человек обладает сознанием. Если рассудочная деятельность, как способность удерживать информацию, свойственна и животным, то разум является привилегией только человека.

  1. РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

  1. Мораль ставит оценки.

Все наши поступки, а также всю  общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки  зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную  оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий  добра и зла. Или же с помощью  других близких, производных от них  понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и  т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную  оценку по-разному: хвалим, соглашаемся  или порицаем, критикуем, одобряем или  не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это  означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и  прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

  1. Мораль регулирует деятельность людей.

Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования  есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое  государство тоже регулирует жизнь  общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных  документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал  приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она  регулирует движение нашей жизни  двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через  внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать  влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном  авторитете, моральном воздействии.

Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что  общественное мнение играет реакционную  роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В комедии “Горе от ума” Александр  Сергеевич Грибоедов показал, что  мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и  умного, что один человек может  быть прав, в то время как все  окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые  языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его  ощущение беспощадной мощи такого общественного  мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

  1. Человек - не раб обстоятельств.

Общественное мнение, конечно, - большая  сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться  один человек, может ошибаться и  большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный  винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют  равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному  мнению, но он также должен уметь  правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая  истину, справедливость, гуманизм.

  1. Внутренние духовные убеждения личности.

  Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается  на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения  морального человека ориентируются  на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет  им свою деятельность, свои поступки, всю  свою жизнь.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под  самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни  удачи и неудачи, периоды подъема  и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему  совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного  мнения - так велит совесть. Чтобы  жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в  полном согласии со своими внутренними  убеждениями. Такого человека можно  назвать счастливым.

  1. Воспитательная роль морали.

Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние  на человека других людей ( родителей, учителей, окружающих, общественного  мнения), через целенаправленное изменение  внешних обстоятельств, в которые  ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

  1. ПРОГРЕСС МОРАЛИ

Существует два взгляда на мораль - научный и религиозный. Точнее, под первым из них обычно подразумевают  воззрения науки «строгой», материалистической. Она базируется на постулате, что  нравственность развивается вместе с человеческой природой и обществом. Как правило, такое развитие понимается как прогрессивное, поступательное, от низшего, к высшему.

Первыми о прогрессе морали заговорили деятели Просвещения, создавшие  саму теорию прогресса. Они считали, что повышение образованности общества, научные достижения будут содействовать  улучшению нравов. Средневековая  мораль не устраивала просветителей: им казалось, что она полна фанатизма  и предрассудков. Впрочем, новую  мораль они представляли себе по-разному. Для Мари Франсуа Вольтера (1694-1778) или Шарля Луи де Монтескье (1689-1755) эта нравственность мало отличалась от традиционной. Человека нужно освободить от предрассудков - но не настолько, чтобы  он потерял прежние представления  о добре и зле в целом, о  законе и приличиях.

Иначе думал французский философ  Жан Жак Руссо (1712-1778): подлинно непорочен  человек, вернувшийся «назад, к природе», отказавшийся от навязанных ему извне  законов и норм приличия. Для такого человека нет никаких правил - он просто удовлетворяет необходимые  потребности, не задумываясь о благе  и зле. Другой известный просветитель, Дени Дидро (1713 - 1784), не сомневался в  том, что следует обязательно  ограничить просвещенным законом стихию человеческих чувств. Но при этом закону и новым нормам поведения полагается быть непременно просвещенными, свободными от предрассудков и ложного стыда. Они, по Дидро, не должны препятствовать естественным желаниям человека.

Идеи Руссо и Дидро пользовались популярностью у французских  просветителей, а позже - у революционеров. Именно эти идеи взяли на вооружение якобинцы, начавшие строить новое  общество в ходе Великой Французской  революции конца ХVIIIв. Они мечтали  о братстве всех людей - в действительности же развязали жестокий террор. Якобинские вожди оправдывали его тем, что  время братской морали еще не пришло и ради будущего, во благо революции  пока нужно пренебречь любой моралью. Так впервые был сформулирован  принцип революционной морали. Страшный след оставила революционная мораль в истории России после прихода к власти большевиков в 1917г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество в ранние эпохи  смогло выжить и создать цивилизацию  благодаря утверждению моральных  норм, которые представляют собой  самостоятельный социальный феномен, определивший переход от инстинкта  к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как  личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек - коллектив - общество». Возникнув в процессе становления  человека как родового существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует  необходимые требования к поведению  личности в интересах ее самой  и всего общества. По своему происхождению  и содержанию мораль изначально социальна.

Информация о работе Происхождение морали