Первобытный синкретизм и религиозные верования в первобытной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:21, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является постановка проблемы первобытной культуры как психологического и исторического феномена. Предполагается изучить возникновение и развитие религиозных верований в первобытной культуре от времени первых её сохранившихся материальных остатков до окончательного перехода к более развитым формам.
Актуальность данной работы объясняется тем, что современная культура сочетает в себе различные черты первобытной культуры. Этот факт означает, что понимание развития культуры невозможно без глубокого изучения и применения опыта первобытности для решения стоящих проблем современности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Первобытный синкретизм, его значение.
Глава 2. Религиозные верования в первобытной культуре.
2.1 Анимизм.
2.2 Фетишизм, тотемизм, зоолатрия.
2.3 Культ Богини-Матери.
2.4 Мифы, политеизм, монотеизм.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)


ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет культурологии

 

 

 

 

Регистрационный №_____________________          

Дата регистрации _______________________

 

 

 

Контрольная работа

по культурологии

на тему: «Первобытный синкретизм и религиозные верования в первобытной культуре».

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса, группы РКЗ-11

факультета культурологии

Глушковой Екатерины Николаевны

проживающей по адресу: г. Киров,

ул. Луганская, д.64, кв.121.

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: декан Поспелова Н. И.

Оценка: ______________________________________

Подпись преподавателя: ________________________

Дата проверки: «______» ____________________2009 г.

 

 

Киров

2009

 

План.

Введение.

Глава 1. Первобытный синкретизм, его значение.

Глава 2. Религиозные верования в первобытной культуре.

2.1 Анимизм.

2.2 Фетишизм, тотемизм, зоолатрия.

2.3 Культ Богини-Матери.

2.4 Мифы, политеизм, монотеизм.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

Целью контрольной работы является постановка проблемы первобытной культуры как психологического и исторического феномена. Предполагается изучить возникновение и развитие религиозных верований в первобытной культуре от времени первых её сохранившихся материальных остатков до окончательного перехода к более развитым формам.

Актуальность данной работы объясняется тем, что современная культура сочетает в себе различные черты первобытной культуры. Этот факт означает, что понимание развития культуры невозможно без глубокого изучения и применения опыта первобытности для решения стоящих проблем современности.

Несмотря на то, что различные формы культуры претерпели эволюционное развитие источник ее дальнейшего развития лежит в далеком прошлом человечества и до сих пор определяет важнейшие черты и проявления в архитектуре, живописи, музыке. Все, что было создано после, можно считать удачным сочетанием старых форм.

Именно поэтому первобытная культура и ее проявления рассматриваются в этой работе с позиции дальнейшего развития культуры XXI века.
 


Глава 1. Первобытный синкретизм и его значение.

История происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени  и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много тысяч лет. Но определить временные границы первобытного общества нелегко. Например: существа семейства Homo появились около 4 миллионов лет назад, Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) - около 2 миллионов назад, а Homo sapiens – около 100 тысяч лет назад.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на:

     каменный век;

     медный век;

     бронзовый век;

     железный век.

В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно общинным строем, выделяются три эпохи:

1.      палеолит (греч. – древний камень) – от 2 миллионов до XII тыс. до н.э.

2.      мезолит (греч. – средний камень) – от XII до VII тыс. до н.э.

3.      неолит (греч. – новый камень) – от VII до IV тыс. до н. э.

Орудия из камня, дерева, кости.

Медный век (энеолит) – от IV до II тыс. до н.э. (появляются медные орудия труда).

Бронзовый век  - конец II  начало I тыс. до н.э. (металлургия бронзы).

Железный век  - начало I тыс. до н.э. (металлургия железа).

Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа.

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) -  нерасчлененность, недифференцированность ее форм, свойственная их неразвитому состоянию, сочетание разнородных воззрений. Для первобытности становятся характерными такие особенности архаического мировосприятия, как отождествление человеческого бытия с природным и подавляющее преобладание коллективных представлений в индивидуальном мышлении. В единстве они образуют специфическое состояние психики, которое обозначается понятием первобытный синкретизм. Содержание этого типа психической деятельности заключено в недифференцированном восприятии природы, человеческой жизни (в ее общинно-родовом качестве) и чувственно-образной картины мира. Древние люди настолько включены в окружающую их среду, что мыслят себя сопричастными решительно всему, не выделяясь из мира, тем более, не противопоставляя себя ему. Первобытной целостности бытия соответствует нерасчлененное на особые формы примитивно-целостное сознание, для которого, упрощенно говоря, "все является всем". Другая важная особенность этой культуры – отсутствие письменности. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал. И поэтому вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальный процедур.

Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самопознание развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Человек просто не мог отступить от ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушить запреты - табу, охраняющие жизненно важные устои коллективной жизни (порядок распределения пищи, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предложения по поводу событий, действий и их последствий, планов и так далее, хотя самостоятельность мышления долгое время остается еще ограниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становиться мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет сообщество и вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передачи от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном, недифференцированном «синкретичном» виде первобытная мифология заключает в себя зачатки основных областей духовной культуры, которые выделяются из нее на последующих ступенях развития, - религии, искусства, философии, науки.

 

Глава 2. Религиозные верования в первобытной культуре.

Вопрос о возникновении религии и ее влияние на развитие общества и искусства вызывают немало споров. Ученые-материалисты обычно заявляют о наличии длительного «безрелигиозного» периода первобытной истории. Идеалисты, наоборот, подчеркивают важность влияние религии на развитие производства, искусства, мышления и так далее.

Известный английский исследователь первобытной культуры, Эдуард Тейлор,

задавался вопросом: существуют ли на  земле  или  существовали  когда-нибудь

прежде племена людей, у  которых  совсем  не  было  бы  никаких  религиозных

понятий? В своей книге «Первобытная культура», в  которой  собрано огромное количество мифов самых различных народов  мира,  автор  сделал  вывод:  нет, наука не знает таких племён.

    У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 – 40 тысяч  лет,

то есть увидеть первые ростки  человеческих  сообществ  на  земле,  имеется  в

распоряжении только два инструмента. Первый – это  археологические  находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки,  а также наскальные рисунки, связанные  с  древнейшими  религиозными  культами. Второй – это  мифы,  легенды,  поверья  племён,  по  той  или  иной  причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных  народов  и  живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи  и  десятки  тысяч  лет  назад. Сопоставляя   мифы   с   археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых  своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие  таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

 

2.1 Анимизм.

В ряду архаических верований первым по значению выступает отношение к природе как живому существу, обладающему теми же свойствами, что и человек. В религиоведении известна точка зрения, согласно которой ранняя стадия подобных верований, аниматизм (от лат. animatus - одушевленный), предполагала пронизанность мира всеобщей, повсеместно присутствующей, но безличной, животворящей силой.

Постепенно, с развитием предметно-практической деятельности, образ животворящего начала дифференцировался. Оно стало соотноситься уже с конкретными явлениями природы и человеческой жизни, с теми их сторонами, реальное освоение которых было за пределами доступного. Каждое существо или чувственно воспринимаемый предмет при необходимости диализировались, наделялись своего рода двойником. Они могли быть представлены в телесном или же каком-то ином материальном облике (дыхание, кровь, тень, отражение в воде и другое). В то же время субстанционально они были лишены материальности и мыслились как идеальные сущности. Противоречие идеальности и предметности преодолевалось благодаря синкретизму первобытного мышления: любой объект материального мира мог в одно и то же время выступать как в действительном, так и в бестелесном, своего рода спиритуалистическом качестве. В конце концов, двойник мог вести и самостоятельную жизнь, покидая человека, например, во время сна или в случае смерти.

Общее понятие, которое вошло в научный оборот для обозначения подобных верования, стал термин анимизм. Содержание его достаточно обширно. Прежде всего, оно связано с верой в существование душ, то есть сверхчувственных образований, присущих предметам и явлениям природы, а также человеку. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т.д

Могло происходить выведение душ за пределы ограниченного предметного состояния. Это - так называемые духи. В таком случае возможности идеальных сущностей резко увеличивались: они могли свободно перемещаться в материальном мире, вселяться в любой объект и обретать способность влиять на различные предметы, растения, животных, климат и на самих людей.

Множественность духов предполагает и многообразие мест их обитания. Ими наполнен практически весь окружающий человека мир. Поэтому большинство актов повседневного бытия родовой общины совершалось, вероятно, с учетом имевшихся воззрений на отношения с духами, причем последствия, связываемые с влиянием духов, не всегда благоприятны. Трудности и неудачи, индивидуальные и коллективные, понимаются как проявление коварства злых духов. Выходом из этого положения становится поиск надежных механизмов противодействия злокозненным проискам. Распространенным было использование оберегов, то есть предметов, чье присутствие рассматривалось как защита от вредоносного влияния злых духов. Как правило, это куски дерева, камни, кости, зубы, шкуры животных и т. п.

 

 

 

 

2.2 Фетишизм, тотемизм.

Аналогичного типа предметы могли применяться и в целях позитивного взаимодействия в качестве посредников. Во всех случаях предмет-посредник служил проводником человеческих потребностей, с его помощью люди фактически восполняли скудный арсенал средств освоения естественного мира. Свойство хранить, оберегать от бед или приносить удачу объяснялось присутствием в предмете волшебной, чудодейственной силы либо пребыванием в ней какого-нибудь духа.

Подобные верования именуются понятием фетишизм ("фетиш" - зачарованная вещь; от франц. fetiche – идол, талисман). Термин предложил голландский путешественник В. Босман в начале XVIII века.

Известно, что фетиши нередко были воплощением личных покровителей человека. Однако более важными и почитаемыми считались те, что несли общественную нагрузку - защитников всего родового коллектива, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Иногда фетишизм связывался с культом предков-родоначальников, своеобразно закрепляя идею преемственности поколений.

Информация о работе Первобытный синкретизм и религиозные верования в первобытной культуре